Оттенки лазури

•   Мальта   •   © Анатолий Белощин   •   #места   •   №70•2016#3   •

Моря, а обнырял и обснимал их немало, очень и очень неодинаковы: температура, солёность, прозрачность, течения вместе и по отдельности отличаются, и ещё как! Это и без меня давно известно. Но дайвер всё же по рождению сухопутное существо, в морях он проводит меньше времени, чем на берегах, и поэтому сравнивает между собой в первую очередь края и страны, теми морями омываемые. И раз уж самым-пресамым массовым отечественным дайверским направлением является Египет, отец родной, то и сравнивают новый опыт именно с ним. А нынче, пока египетские курорты временно недоступны, такое сопоставление несёт куда больше практического смысла, чем пустого снобизма. Открытые страны, куда лететь нырять не слишком далеко, наперечёт. И чтоб было на что посмотреть и под водой, и над.

Различия – да, они есть, но не только  и не столько в ценах и валютах: они и в организации погружений, и в самом дайвинге как таковом.

РАЗНИЦА НАЛИЦО

Вот как обстоят подводные дела на Мальте, где дайвинг не просто существует, а ещё и имеет высокий приоритет среди красот и аттрационов, которые правительство продвигает среди туристов и гостей. Да, правительство поощряет дайв-туризм: и это, наверно, следует сразу зачесть как одно из отличий Мальты.

Самое же первое отличие – это само Средиземное море, где, увы, нет обилия коралловых рифов с присущей им живностью. То есть не то чтобы нет обилия, а и самих кораллов нет как таковых. Рифы есть, но они скальные и вулканические. И вторая особенность мальтийской акватории – это изрядный ассортимент подводных ландшафтных объектов.

Кто первый придумал называть окружённые скальной или коралловой твердью глубокие провалы «голубыми дырами» – точно не установлено. Но ныне голубых дыр на дайверской карте мира немало: самая, видимо, известная – она в Дахабе, самая глубокая – кажется, в Белизе, но и на Мальте, точнее, на Гозо, есть своя Голубая Дыра. Глубина всего метров двадцать, но всё же зачётная. Причём как природный объект та Голубая Дыра заметна скорее с поверхности: здесь живописная и относительно удобная точка входа, хотя идти до неё от ближайшей разрешённой парковки сотню метров по не самой ровной горной тропе. В подводной части Голубая Дыра распрекрасна и сама по себе, и благодаря сквозному боковому проёму. Если рассчётливо занять позицию и выставить на точку подготовленную модель с фонариком – то можно получить композиционно богатый кадр с глубоким синим цветом. Один из удачных дублей вынесен на обложку этого номера. Наверно, он мог бы стать фирменной мальтийской открыткой и продаваться на столичной набережной.

Надводные скальные формации около Голубой Дыры – тоже достопримечательность: каменная арка с десятиметровой дугой нависает над бухтой, и сквозь ту арку виден чистый горизонт. Голубое море, голубое небо. Арка эта прозвана Лазурным Окном и снялась в нескольких фильмах. Судя по предострегеающим надписям, свод с годами разрушается, куски скалы срываются и падают, и следует поспешить, чтоб успеть застать природный монумент в его первозданности. Наверняка потом починят, но будет уже не то.

Есть ли что-то подобное в Египте? Кажется, нет. Да это и не соревнование, а просто сопоставление с привычным. Но есть и вообще несопоставимые прибрежные и водные природные объекты!

К примеру, там же на Гозо есть и так называемое Внутреннее море: море, конечно, чуть преувеличенное обозначение – это скорее лагуна или даже запруда. Чтоб никого не обидеть, обычно говорят, что это озеро, сообщающееся с морем через туннель в скале. Туннель тесный, средняя глубина метров шестнадцать, а в море он впадает на сорокапятиметровой глубине.

Но главное подводное развлечение вокруг островов Мальтийского архипелага – это рэки, конечно же. Затонувшие по разным причинам и специально отправленные на дно суда. Преобладают среди них артефакты Второй мировой, есть и самолёты, но в последние годы ассортимент изрядно разбавлен нарочно затопленными для дайверских нужд посудинами. Плюс есть жертвы аварий послевоенного времени: где порт, там судоходный трафик, а он не обходится без инцидентов. И парк рэков тихо-тихо пополняется. Мальта – мировой передовик по искусственым рэкам: уступает только Соединённым Штатам, но американские рэки поделены между Флоридой, Гавайями, Калифорнией, Северной Каролиной и ещё парой мест, так что по компактности нарочно затопленных судов Мальта вполне соперничает с Флоридой, которая признана столицей мирового дайвинга вообще, а не только по части рэков.

То есть Мальта и Гозо – самое, судя по всему, компактное собрание искусственных рэков в мире. За этим и едут сюда дайверы. В основном британцы, потому что историческая связь ещё сильна. И язык. Летние интенсивные курсы языка на Мальте весьма популярны – и это отнюдь не мальтийский язык, а английский.

Как же ныряют на Мальте?

КАК ПОСТАВЛЕНО ДЕЛО

Как мальтийские резиденты организовали свой регулярный подводный досуг – подробно выяснить ещё предстоит. Известно, например, что за теми же британцами водится привычка десятилетиями обныривать одну-единственную домашнюю бухту. Переняли ли мальтийцы эту манеру – надёжных свидетельств нет. Хотя на том же Кипре есть дайв-центры, специализирующиеся строго на рэке Zenobia – но и рэк тот всем рэкам рэк, он один как целый остров, нырять – не перенырять. На Мальте такой узкопрофильной целеустремлённости не отмечено. Наоборот, размеры и расстояния позволяют, кажется, ходить на любой сайт из любой точки. Что, видимо, и делают многочисленные местные дайв-центры. Хотя и не проверял лично.

Зато проверил и рекомендую индивидуальный самостоятельный дайвинг, который, как успел заметить, и принят на Мальте за стандарт. Групповой дайвинг тоже, разумеется, практикуется и широко предлагается. Но по предъявлении дайверского сертификата необходимого профиля и при наличии собственного бадди-партнера можно запросто взять напрокат баллоны и груза – и полная свобода ехать погружаться где угодно. Сайты довольно подробно картированы, особенно прибрежные.

Ехать можно и нужно в прокатном автомобиле. Островные просторы хоть и не столь широки, но дороги есть, и приводят они куда надо, то есть к берегу, где есть и парковки, и оборудованные сходы в воду. Чтобы добраться до чуть удалённых от берега сайтов, то есть до некоторых рэков, не обойтись без технической поддержки дайв-центров: нужно идти на лодке и привлекать гида. И тут уж как договоришься.

Но и чисто береговых сайтов предостаточно.

Вот, например, как нырять в ту же Голубую Дыру с видом на Лазурное Окно.

Сайт этот не на самом острове Мальта, а на его большом обитаемом филиале, то есть на Гозо. На Гозо попадают на пароме, паромы ходят часто, ходу там чуть больше получаса. Заехав на паром в машине, по правилам перевозки нужно выйти из автомобиля и вообще уйти с кар-дека, то есть с автомобильной палубы в недрах трюма: за этим строго следят. Зато с открытой пассажирской палубы открываются панорманые виды на берега уходящей Мальты, приближающегося Гозо и маленького Комино, который паром пролетает без остановки.

По прибытии на Гозо надо неспешно выкатить машину на причал, переждать некое подобие затора, когда пара десятков машин вежливо друг другу уступают выезд – и буквально через десять минут дорога приведёт в бухту Двейра. Вот арка, вот парковка. Облачившись в снарягу прямо у машины, дайверы тяжёлой поступью следуют к берегу. А после погружения – тем же путём обратно. Обратно топать тяжелее: баллон, конечно, пустой, зато намокший костюм сильно затрудняет движение. Главное, конечно, не забыть снять ласты, а то эти сто метров стаут вообще непреодолимы. А чтобы отснять Лазурное Окно, лучше вернуться к берегу отдельно, уже сняв снаряжение. Пока костюм сушится на солнце и на ветру, есть время прогуляться и поискать ракурс. Лазурное Окно фотографировали миллион раз, и не так-то легко выбрать новый угол.

Что даёт такой подход? Во-первых, это свободный график, ненапряжённый распорядок дня и в целом свобода пермещения. Не как поставленый в рамки турист, а как сам себе хозяин. Во-вторых, объекту съёмки и выбранному мотиву можно уделить сколько необходимо качественого времени. Не отвлекаясь на групповые упражнения и не вгоняя гида в сверхурочные часы. Хотя для первого знакомства с сайтом гид, наверно, необходим.

Не обойтись без дайв-центра и для подхода к удалённым от берега сайтам. Дайв-центр можно и нужно выбирать по одёжке: по части стендартов безопасности все одинаково хороши, мальтийский закон строг, но с фасада одно место может приглянуться, а другое оставит равнодушным. Понравилось – ну и вперёд! Как уже сказано, до любого сайта можно добраться практически из любого места. Но всё же стоит прикинуть дистанцию, чтоб не тратить на морские переходы драгоценное время и, разумеется, деньги. Потому что плата за лодку почасовая.

Сколько же стоит такой мальтийский дайвинг? Кто нанимал посудины в Египте, сталкивался с «базовым тарифом» – тем более что «тариф» вообще арабское слово. Это когда независимо от класса бота и количества человек есть, например, пакет на пару погружений в дейли-режиме. Помню, однажды пршлось вчетвером идти «по базовому тарифу» из Шарма на «Тиссель» на сафарийной яхте.

Вот такой «базовый тариф» есть и на Мальте: почасовая плата за лодку. Чем больше народу набирается на борт – тем дешевле в расчёте на одного. Плюс за баллоны и прочей прокат снаряжения.

Конечно, наверняка можно заранее заказать и должным образом оформить полный дайверский пакет с фиксированной суммой, чтоб забралит из отеля, окунули и привезли обратно. Не пробовал такого! Хотя для совсем начинающих или для ленивых дайверов такое бы вполне подошло, наверно.

Ещё раз: мой выбор – это прокатный автомобиль и самостоятельный дайвинг. Считаю этот вариант лучшим. Причём если ехать на Мальту без дайвинга – рекомендация ровно такая же.

Распорядок дня тогда складывается совсем простой: утром проснулись, заехали в дайв-центр, взяли баллонов впрок, определились с местом погружений, прослушали брифинг – и вперёд!

ЧТО ПОД ВОДОЙ

Средиземное море имеет ярко выраженный термоклин, и если у континентальных берегов это чуть сглажено относительно пологим рельефом, то на скалистых островах Мальтийского архипелага проявляется в полной мере. Летом на небольших глубинах запросто можно погружаться в пятимиллиметровом костюме, а где-то и в трёшке!

Крайностей две: глубокие погружения и мелкие погружения.

На глубоких погружениях вода ощутимо свежеет на двадцати метрах. На глубокие рэки, тем более с тримиксом, надо, разумеется, брать сухой костюм. А в верхних слоях очень даже тепло. Можно погружаться хоть в лайкре. Вот тут-то и не помешает осторожость! Сунулся в Голубую Дыру в лайкре, увлёкся съёмкой – и коснулся так называемых огненных червей. В гидрокостюме даже бы и не почувствовал. А без… Локоть стал размером с голову, а у модели, которая позировала вообще без костюма, щиколотка сравнялась с бедром. Ощущение, будто локоть в кастрюлю с кипятком засунул. Хотя средиземноморский огненный червь всё же проигрывает по остроте мальдивской крылатке. Поэтому: бдительность лаже в тёплой воде, и костюм лучше, чем его отсутствие!

Другая мальтийская сложность – стальные баллоны. Да, для обычного погружения особой разницы не вижу. Но для декомпрессионных и тем более для тримиксных дайвов – это в корне меняет дело! Не имея опыта обращения со стальными баллонами на глубине, лучше в неизвестность не соваться. Предварительная тренировка в спокойной обстановке предотвращает стресс, и потому всячески рекомнедована. Другое дело, что на отечественных или на красноморских базах стальные баллоны ещё надо поискать! Ну тут уж каждый за себя. Подготовка, сертификация, тренировка – зона личной ответственности каждого дайвера. Не уверен – не ныряй.

ЗАЧЕМ СЮДА ЕХАТЬ

Ехать (лететь, плыть) на Мальту точно стоит, тут никаких сомнений. Причём лететь из Москвы можно и нужно регулярным прямым рейсом национального перевозчика. Сезон можно и нужно выбирать практически любой. Да, нужна виза – но это очень даже преодолимое препятствие: визовые центры Мальты есть и в обеих столицах, и ещё в нескольких городах по всей стране. Скажу даже больше: дайвер просто обязан прибавить Мальту к своему послужному списку. Даже если по минимуму. Потому что за первым разом наверняка последует и второй.

Какова рекомендуемая программа-минимум? На Гозо это, разумеется, уже упомянутая Голубая Дыра, а также Внутреннее море. На большой Мальте лидирующая тройка дайв-сайтов рекреационного диапазона на мой вкус такова: статуя Христа – как без неё, а также рэки Imperial Eagle и Um El Faroud. В технической категории особо отмечаю подлодку HMS Stubborn и эсминец HMS Southwold. Распробовав подводную Мальту по этому списку, можно переходить к основному меню, а оно весьма и весьма обширное!

Ну и насполедок ещё раз рецепт хорошей мальтийской поездки. Потренироваться со стальными баллонами. Иметь с собой сухарь. Ехать в паре с проверенным бадди. Первое погружение на сайт делать с гидом. А потом – машина, прокат баллонов и полная свобода!




•   Мальта   •   © Анатолий Белощин   •   #места   •   №70•2016#3   •