«Снег наоборот» — статья Беата Лерман (Хьюстон, Техас, США), ПГ№5/2020

•   #news   •   статья   •   PG#5/2020   •   кораллы   •   Мексика   •   Мексиканский залив   •   Подводное фото   •   © Беата Лерман   •

Фото автора

Кого только не встретишь на занятиях по аргентинскому танго!

«Ты дайвмастер? Это то, что мне надо! — это сказал мне партнер по танцу, — я собираюсь идти на лодке в Мексиканский залив. Рифы называются Цветочные Сады. Мы будем смотреть на размножение кораллов. Я начинающий дайвер, поэтому мне нужен кто-то с опытом, кто сможет нырять со мной. Ты не пожалеешь, это потрясающее зрелище! Мне рассказывали, что это, как будто снежная вьюга, только она идёт снизу вверх». Так я впервые услышала об этом уникальном явлении размножения кораллов. В нашем Мексиканском заливе это происходит один раз в год, на седьмой — десятый день после августовского полнолуния. Кораллы не знают календаря и не считают дни после августовского полнолуния, но каким-то волшебным образом они знают, когда должны делать то, что должны. Предсказывать — это привилегия человека. Наше Агентство атмосферной и океанической администрации рассчитывает, когда должно произойти это явление, каждый год. Они не ошибаются примерно в 60% случаев, но мы, подводные фотографы, рады и этому. Я вооружилась своей первой камерой Canon 20D, и в составе трёх человек мы отправились в это путешествие на парусной яхте. В тот год прогноз оказался не точным. То ли мы опоздали, потому что не было попутного ветра, то ли наши навыки мореходства были несовершенны, но мы не застали размножения кораллов. Нырялка на нетронутых человеком коралловых рифах была превосходна. Но желание увидеть это явление было таким сильным, что я решила обязательно  вернуться сюда и сфотографировать, как идёт «снег» снизу вверх.

Рифовая система Flower gardens состоит из двенадцати отдельных рифов, находящихся от 70 до 200 морских миль от побережья. Нырять можно только на трёх из них. Они имеют статус морского заповедника и охраняются морской береговой охраной. Для рекреационных дайверов туда ходит всего одна сафарийная лодка под названием Fling Charters. Ещё одно судно, которое ходит туда -  научно-исследовательское РВ Manta, но попасть на него без специализированного тренинга и сертификации нереально. Западный и восточный рифы на 80% покрыты здоровыми твёрдыми кораллами с редкими песочными полянками между массивами. Там нередко можно увидеть коралловые «головы» размером с машину, а некоторые размером с автобус. Кораллы живут в непосредственном контакте друг с другом и зачастую соревнуются за субстрат, к которому можно прикрепиться. Риф Стетсона, ближайший по расстоянию к техасскому побережью, стоит на тектоническом разломе, образованном подводными горами. Он глубже и холоднее Восточного и Западного рифа, и поэтому кораллов там почти нет, но он интересен другим: космические ландшафты, глубинные каньоны, манты, акулы, большие стаи рыб, несколько видов морских черепах составляют достойную компанию ныряльщикам.  Верхушка рифов лежит на глубине 22 метров, а основание покоится на глубинах до 200 метров. Рекреационные погружения там ограничены по времени бездекомпрессионным пределом, если вы ныряете с обычной скубой. Ещё сложности погружениям там добавляют сильные и непредсказуемые течения. В открытом море, далеко от суши, это обычное явление. Периодически от рифа уносит как отдельных дайверов, так и целые группы, с последующей операцией по спасению и возвращению людей на борт. Так что, любители острых ощущений — добро пожаловать!

В следующий раз я вернулась на риф Цветочных Садов в 2018 году. В тот год, основываясь на предыдущих наблюдениях, размножение было предсказано на середину августа. Я даже нашла партнёра для погружений, тоже фотографа, из местного клуба подводной фотографии. Мы с энтузиазмом принялись обсуждать планы будущих съёмок. Для успеха съёмки подводному фотографу очень важно правильно выбрать партнёра по погружениям, желательно, чтобы он был не только компетентным в дайвинге, но и был опытным фотографом. После первых двух погружений моя напарница предъявила мне претензию: «Почему я уплываю от неё дальше, чем на несколько метров, когда мы "партнёры", ведь я всегда должна быть рядом».

В итоге я решила вообще не брать с собой камеру на дневные погружения. Твёрдые кораллы не были такими привлекательными для съёмки днём, как красочные мягкие кораллы, например на Филиппинах, поэтому я совсем не чувствовала себя ущемлённой. «Но придёт ночь, — думала я, — и начнётся волшебство!»

Но...  

Помните, я упоминала, что прогнозы о времени размножения кораллов правильны только в 60% случаев? В этот раз они оказались неверными. Увидеть «снег наоборот» под водой нам так и не удалось. Опыт общения с «напарником» подсказал мне, что надеяться лучше только на себя и свои силы. Хочешь сделать что-то правильно — сделай это сама. Я прошла курс соло-дайвера, чтобы ни от кого не зависеть под водой. Да, после моего возвращения с сафари, специалисты атмосферной и океанической администрации сказали, что в тот август было два полнолуния, одно в первых числах августа, а второе ближе к концу месяца. А это значит, что кораллы, скорее всего, будут размножаться в сентябре. Так и случилось, но я, к сожалению, на сентябрьскую поездку уже не попала.

Безумный 2020 год отменил множество планов по дальним поездкам. Но раз нельзя поехать куда-то далеко, то можно нырять на домашних рифах. Для нас, жителей Техаса, Мексиканский залив — домашняя нырялка. Я решила рискнуть ещё раз и попробовать запечатлеть это явление. В этом году августовское полнолуние опять было в начале месяца, и это меня насторожило. Сафари было назначено на середину августа. Вместе со мной и другими заинтересованными фотографами на лодке пошла группа, снимающая документальный фильм о кораллах и рифах техасской части Мексиканского залива. Стратегия экипажа сафари на ночные погружения была следующая: приготовить дайверов к погружению пораньше и смотреть на воду, пока не появятся коралловые гаметы — маленькие шарики размером чуть больше пенопластовых зёрен. Наконец, в районе девяти часов вечера мы получили первое визуальное подтверждение. Мы все прыгнули в воду, быстро упали на глубину 24 метров и каждый начал искать свой объект для съёмки. У меня была куча идей, я хотела попробовать разные объективы: зум 16-35 мм и фишай 15 мм. Попробовать разную постановку света, включая подсветку объекта сзади. Я начала делать пробные кадры. Разные виды кораллов должны были выпускать свои гаметы в разные ночи, так что я думала, что у меня полно времени и возможностей для съёмки. Я сделала несколько общих кадров без затейливых эффектов со светом, несколько кадров с другими дайверами, наблюдающими за живописными кораллами, и даже, как хищные морские звёзды, набрав в лапы побольше шариков, прячутся в укрытия от света моего фонарика.

«Начало положено, — подумала я, — завтра попробую интересный свет с фишаем на близких дистанциях». Но на следующую ночь, как и на следующую после неё, кораллы прекратили заниматься любовью и объявили перерыв на неопределенное время.  Это, как в детстве, когда ты только начал смотреть начало увлекательного фильма, но потом пришли родители, выключили телевизор и оправили тебя спать. Мне было очень обидно. Я тщетно смотрела на календарь поездок лодки, надеясь, что они планируют ещё одну поездку в сентябре, как в 2018 году. Я уже отчаялась и начала строить планы на следующий год, как вдруг неожиданно у меня зазвонил телефон. Мой друг, хозяин дайвинг-центра из Хьюстона, со свойственной ему лаконичностью сказал: «Флинг собирает ещё одну поездку на размножение кораллов на сентябрь, тебе нужно место?»  «Конечно нужно!» — ответила я и стала собирать фототехнику. Наконец-то я попаду на размножение кораллов, когда это будет минимум три ночи подряд!

Я снимаю камерой Canon 5d Mark IV в боксе от Aquatica с 8-дюймовым портом и двумя вспышками Inon. Объективы, которые я использую постоянно, это зум Canon 16-35 мм, зум Canon 8-15 мм фишай, Canon 100 мм макрообъектив, и Tokina 10-17 мм. Ещё я использую пилотный свет от Big Blue и мощные видеофонари от этой же компании.

Снаряжение было собрано, технические неполадки с камерой и боксом, возникшие в предыдущей поездке, устранены, и я, полная надежд, оправилась в новую пятидневную экспедицию. После десятичасового ночного плавания мы оказались на западном рифе Цветочных Садов. План поездки был простой: провести полный день на каждом объекте, включая ночное погружение. Последний день был отведён нырянию на искусственных, рукотворных рифах — нефтяной платформе и затонувшем танкере.

На этот раз всё пошло по плану. Кораллы действительно устраивали потрясающее шоу каждую ночь, и это действительно выглядело как снегопад снизу вверх. На фотографиях это смотрится как космос, как совершенно другой мир. На второй день, на утреннем погружении, бонусом мы наблюдали ещё более редкую картину — размножение бочковидных губок. Представьте себе губку размером с огромную трубу, куда легко поместится взрослый человек до пояса, и из этой трубы клубами валит дым. Дым под водой. Мне уже посчастливилось видеть это ранее, в 2013 году, когда мы ходили на риф на парусной лодке, но камеры в руках у меня тогда не было. Итог: много снимков, которые нравятся не только зрителям, но и мне, а я очень требовательный к себе автор.

Я благодарю своего преподавателя по подводной фотографии Алексея Зайцева, чьи виртуальные уроки помогли мне улучшить свои навыки по работе со вспышками и светом. Наши занятия проходили как раз перед моими сафари этого года. Времени было крайне мало, но тем не менее мы успели проработать даже такую важную для меня тему, как композиция в подводной фотографии и разобрать ошибки на примере фотографий с прошлых поездок. На сафари я успешно использовала большинство знаний, полученных на виртуальных занятиях. Единственное, что было сложно сделать в одиночку, это создать заднюю подсветку и снять кораллы в ореоле света. Но это я оставлю на следующий раз. Надеюсь в 2021 луна и прогнозы учёных будут более однозначными.

Этот выпуск журнала и предыдущие читайте бесплатно на issuu.com 
По ссылке (через VPN) https://issuu.com/predelnaya-glubina

•   #news   •   статья   •   PG#5/2020   •   кораллы   •   Мексика   •   Мексиканский залив   •   Подводное фото   •   © Беата Лерман   •