«Управление TTL-системами подводных фотовспышек» — интервью с экспертом Павлом Колпаковым, ПГ#4/2021

•   #news   •   статья   •   подводное фото   •   © Павел Колпаков   •   PG4/2021   •

Интервью с Павлом Колпаковым, известным изобретателем и разработчиком электронных систем для подводной фототехники, записал фоторедактор журнала «Предельная глубина» Владимир Гудзев.  

Владимир Гудзев: Павел, какие фотокамеры/боксы и подводные вспышки поддерживаются вашей электроникой? Какими разработками вы занимались лично?

Павел Колпаков: Мне довелось разрабатывать TTL-конвертеры и периферийные изделия для боксов следующих брендов: Nauticam, Subal, Sea&Sea, Isotta, Nexus, Aquatica, Hugyfot, Seacam, Sealux, Seafrogs, Ikelite, Nimar, BS Kinetics, Easydive, Zillion, Marelux, то есть, фактически все бренды подводных боксов, существующие на рынке в настоящее время.

Эти TTL-системы поддерживают фотокамеры Sony, Canon, Nikon, Olympus, Panasonic.

Насчёт вспышек, - программное обеспечение TTL-конвертеров (прошивки) содержат профили подводных вспышек Inon, Sea&Sea, Ikelite, Subtronic, Retra.

Вот так выглядит наиболее популярный TTL-конвертер, выпускаемый сейчас под брендом UW Technics, предназначенный для боксов Nauticam:

Владимир Гудзев: Как подтверждается совместимость модели TTL-конвертера и фотокамеры при подключении? Между камерой и TTL-конвертером ведь должен проходить весьма специфический протокол обмена информацией?

Павел Колпаков: TTL-конвертер осуществляет двусторонний интеллектуальный обмен информацией с фотокамерой. Интерфейс горячего башмака камеры имеет несколько цифровых линий, по которым и происходит это общение. Эти TTL-протоколы у производителей фотокамер уникальные для каждого бренда и в общем достаточно непростые, что создаёт сложности разработчикам TTL-конвертеров для подводных вспышек, и отчасти поэтому таких специалистов в мире не очень много. Но на выходе для пользователя всё должно быть достаточно просто: если фотокамера опознает TTL-конвертер на горячем башмаке и успешно поддерживает с ним протокол обмена, то это подтверждается на служебном экране камеры символом ‘Flash’ («Вспышка»). Это важно знать фотографу, чтобы понимать, работает ли вообще TTL-протокол в его подводной системе освещения.

Вот так выглядит подтверждающий символ вспышки на сервисном экране у фотокамер Nikon:

Вот так выглядит символ ‘Flash’ («Вспышка») на экране фотоаппарата Panasonic GH5, подтверждающий успешный TTL-протокол. Такой же символ вспышки мы увидим на экране камер Sony и Olympus.

Владимир Гудзев: Как эффективно управлять TTL-конвертером и соответственно подводными вспышками через органы управления камеры? Какие опции управления актуальны и доступны через меню камеры?

Павел Колпаков: Чтобы не добавлять в подводный бокс дополнительных механических элементов (ручек, переключателей), требующих герметизации, внешнее управление TTL-системой в подводном боксе сейчас в большинстве случаев осуществляется с помощью меню камеры. Всё это управление через меню камеры осуществляется программным обеспечением TTL-конвертера. Это очень удобно. Хотя так было не всегда. Развитие подводных TTL систем началось ещё при использовании механических элементов управления (боксы Sea&Sea, Ikelite в совсем недавнем прошлом). Как правило, сейчас доступны почти все опции, имеющиеся в меню камеры в разделе для внешней вспышки и дополнительно ещё некоторые другие.

Рассмотрим возможности управления подводными вспышками на основе меню Canon в качестве примера. Кстати, все выбранные установки меню Canon сохраняются в энергонезависимой памяти TTL-конвертера. То есть установки меню не теряются при выключении камеры/конвертера или смене батарей, что очень удобно для фотографа, снимающего этой же камерой, и на суше во время поездки. Все установки меню вспышки мгновенно автоматически загружается TTL-конвертером в камеру при подключении через горячий башмак. Начнём с меню, предназначенного для управления внешней вспышкой.

В этом меню можно включить или оперативно отключить вспышки (Enable/Disable), что бывает нужно при подводной съёмке. В меню Canon можно также выбрать тип оценки TTL-измерения освещения вспышкой (оценочный/усреднённый), это, кстати, оказывает существенное влияние на TTL-управление подводными вспышками. К этой опции следует отнестись внимательно.

Доступно с помощью меню переключить TTL-конвертер (и всю систему подводных вспышек) в TTL-режим, либо в мануальный режим М. Это очень удобно для оперативного переключения TTL/M непосредственно во время дайва.

В меню типов синхронизации можно выбрать синхронизацию по 1-й шторке затвора, как наиболее актуальный и часто используемый вариант. Можно выбрать синхронизацию по 2-й шторке, для креативных задач.

Можно выбрать высокоскоростную HSS-синхронизацию, тогда будут доступны ультракороткие выдержки, вплоть до 1/8000 секунды, - для работы с подводными вспышками “Retra Pro”.  

Доступно установить также желаемую компенсацию вспышки +/-. То есть можно ввести систематическую поправку к TTL (+/-) в соответствии с личными предпочтениями (светлее/темнее). Эта опция весьма популярна у подводных фотографов.

В мануальном режиме «M» через меню можно выставлять фиксированное значение интенсивности подводной вспышки: 1/1 (Full)..1/64. Это ручное управление подводной вспышкой через меню камеры. Шкала здесь более подробная и более удобная в использовании, чем переключатель мощности на корпусе вспышки.  

Владимир Гудзев: Я также полагаю, фотографу необходимо грамотно устанавливать тип экспозамера на камере? Как, на ваш взгляд, правильно выбирать тип экспозамера при подводной съёмке, в том числе с TTL-вспышками?

Павел Колпаков: Действительно, грамотный выбор типа экспозамера играет ключевую роль при съёмке с TTL вообще и со вспышками в частности. Давайте рассмотрим выбор типа TTL-замера на реальных подводных снимках. Снимки предоставлены по моей просьбе известным подводным фотографом Андреем Бизюкиным, снимающим камерой Canon с TTL-конвертером производства UW Technics, установленным в подводном боксе Subal:

Напомню, что на большинстве фотокамер доступны следующие типы замера основным экспонометром: центровзвешенный, матричный и точечный, на некоторых камерах также доступны усреднённый и оценочный, отдельно для TTL-замера вспышки. Пиктограммы типов экспозамера обычно такие:

Названия типов экспозамера, приведённые мной ниже, соответствуют терминологии, принятой для фотокамер Canon. У других производителей названия иногда отличаются, но суть от этого не меняется.

Центровзвешенный замер.

Чувствительность сенсора плавно спадает от центральной зоны кадра к краям. Область максимальной чувствительности расположена в пределах центрального круга, где обычно находится основной объект съёмки или производится предварительный замер.Удобно также, что размер центральной области можно выбирать в меню камеры.

В подводной съёмке применяется довольно часто, поскольку позволяет достаточно просто навести центральную часть кадра на объект и произвести замер. Кроме того, некоторое усреднение в измеряемой области положительно сказывается на результате, прощает небольшие ошибки фотографа. Такой тип замера на практике обычно даёт подводнику ожидаемые результаты, в отличие от некоторых других типов замера.

До появления матричного и точечного типов экспозамера центровзвешенный замер был стандартом для экспонометрии зеркальных камер.

Пример подводного сюжета, удачного для использования центровзвешенного замера:

Точечный замер.

При точечном замере экспозиции измеряется яркость небольшого участка кадра, размером от 1 до 5 % его общей площади. При этом перепад чувствительности выражен более явно, чем при центровзвешенном замере: яркость остальной части кадра не измеряется вообще. Обычно «точка» в виде круга или прямоугольника расположена в центре кадра, хотя многие камеры позволяют задать её в других местах.

Точечный замер популярен у подводников при съёмке объектов с сильными перпадами контраста объектов в кадре, также при большом количестве воды (неотражающего содержимого), также снимая в контровом свете против солнца. Наводим точку именно на нужный объект (часть объекта), даже если он небольшой, который необходимо осветить наиболее правильно.

В качестве иллюстрации приведу снимки, где требовался именно точечный замер по маленькому объекту на фоне основной площади кадра, занятой водой.

Частичный замер.

Частичный замер является разновидностью точечного, охватывая более широкую «точку», то есть пятно размером 10—15% общей площади кадра. В отличие от центровзвешенного, учитывающего яркость всего кадра в разных пропорциях, частичный измеряет только ограниченную зону, как и точечный. Зона измерения может иметь форму круга или прямоугольника. Как отдельный режим наиболее распространён в фотоаппаратах Canon. В камерах большинства других производителей достигается регулировкой ширины зоны измерения точечного режима. Ниже приведены примеры нескольких подводных сюжетов, хороших для частичного замера по пятну небольшой площади с игнорированием неотражающего содержимого по остальной площади кадра:

Матричный (оценочный, многозонный) замер.

Матричный или многозонный замер — довольно сложный и интересный тип оценки, он основан на разделении кадра на множество сегментов, яркость которых измеряется одновременно, а полученные результаты обрабатываются микропроцессором камеры, определяя оптимальную экспозицию на основе статистических данных. Как правило, такие данные получены производителем оборудования на основе сопоставления результатов измерений и конечного изображения, для многочисленных тестовых съёмок часто встречающихся сюжетов. Если разумно применять этот тип замера для TTL-вспышки, то он даёт очень хорошие и интересные результаты, но иногда и ошибается очень сильно. С его применением именно для TTL-вспышки в подводной съёмке нужно быть осторожным, предварительно провести ряд экспериментов со своей конкретной камерой. Поскольку алгоритм такой статистической обработки существенно отличается у разных производителей фотокамер и даже в различных моделях камер одного производителя. Вообще говоря, с этим типом замера можно пробовать снимать любые подводные сюжеты, иногда получаются весьма интересные результаты, но следует понимать, что статистика оценки изображений там всё-таки собрана для сухопутной съёмки.

Усреднённый замер (в настоящее время иногда присутствует в отдельном меню для TTL-вспышки). В частности, присутствует в меню Canon.

При усреднённом измерении яркость всех частей кадра учитывается в равной степени. Этот тип экспозамера в настоящее время сохранился только в камерном меню управления вспышкой. В основном TTL-модуле современных камер он уже не применяется. Такой способ измерения, иногда называемый «интегральным», выдаёт ошибки в случае большой разницы в яркостях объекта съёмки и фона, например кадр, где снимаем небольшую рыбину на фоне воды, занимающей основную площадь кадра, при таком замере даст ощутимый пересвет рыбины.

При этом усреднённый замер TTL-вспышки является одним из самых удачных для макросъёмки и съёмки малоконтрастных сюжетов. Кроме того, этот тип экспонометрии наиболее хорошо отработан в течение многих лет производителями и даёт хорошие результаты для множества сюжетов подводной съёмки, особенно полезен для фотографирования на более-менее однородном фоне, на фоне кораллового рифа, например, на фоне камней, и пр. Пример типичного подводного снимка с усреднённым экспозамером TTL-вспышки:

Oт выбора типа TTL-экспозамера зависит обработка камерой общего предложения по правильной экспозиции. Подводный фотограф должен понимать суть данного выбора и тренировать навыки по этой тематике.

Владимир Гудзев: При съёмке каких подводных сюжетов почти наверняка стоит отказаться от TTL и оперативно переключиться в ручной режим М?

Павел Колпаков: Есть некоторые случаи, при которых TTL бывает неэффективен или вне рабочего диапазона, например, когда сложно попасть точкой замера на очень мелкий динамичный объект, или когда автоматике камеры сложно понять съёмку прямо против солнца, или съёмка на экстремально высоких ISO, открытых диафрагмах, и пр. То есть иногда бывает проще сразу переключиться в ручной режим М и выставить интенсивность вспышки вручную, сделав пару пристрелочных кадров. Для этого, собственно, и существует ручной режим. Примеры снимков, которые, в принципе, можно отнести к такой категории:

Владимир Гудзев: Павел, можете пояснить вкратце суть обычной синхронизации для TTL-подводных вспышек и HSS-высокоскоростной синхронизации, и как можно использовать HSS?

Павел Колпаков: Принцип работы современного цифрового TTL подводной вспышки при обычной синхронизации я изобразил на рисунке ниже. Здесь показана работа затвора камеры и соответствующая работа подводной фотовспышки на верхнем графике.

При нажатии кнопки спуска затвора камеры подводная фотовспышка (по команде камеры, под управлением TTL-конвертера) излучает предварительную короткую вспышку малой интенсивности («предвспышку»), предшествующую подъёму зеркала. Это измерительная предвспышка.

Далее камера через объектив осуществляет TTL-замер отражённого от объекта света этой предвспышки своим встроенным TTL-экспонометром, что хорошо доступно, поскольку зеркало ещё не поднято и ничто не мешает произвести TTL-замер классическим путём, так же как это происходит при замере освещённости объекта постоянным естественным светом.

На основании полученной информации об отражённой предвспышке, а также с учётом установок камеры (тип экспозамера, ISO, эффективная светосила объектива, диафрагма, выдержка, расстояние и пр.), камера быстро вычисляет требуемую длительность основной вспышки для правильного освещения объекта в кадре, далее передаёт её в цифровом виде по интерфейсу горячего башмака внешним устройствам (TTL-конвертеру/фотовспышке) для исполнения.

Далее зеркало поднимается, окно затвора открывается. Подводная фотовспышка (под управлением TTL-конвертера) по команде камеры излучает основную мощную вспышку уже вычисленной длительности. Обратите внимание, что эта основная вспышка излучается при полностью открытом окне затвора, экспонируя весь снимок сразу целиком. Далее затвор закрывается.

Таким образом, изменяя длительность основной вспышки на основе анализа результата предвспышки, регулируется освещение объекта в кадре.

Так работает ТТЛ с классической, цельной, монолитно излучаемой вспышкой. Напомню, что большинство подводных вспышек поддерживают именно такой TTL и именно такой тип синхронизации. Доступные выдержки при этом, как правило, не быстрее 1/250 сек. Это так называемая «выдержка синхронизации», при ней окно затвора физически ещё имеет некий момент полного открытия, в который и происходит экспонирование одной монолитной вспышкой всего кадра полностью.

Совсем недавно появились на рынке подводной фототехники вспышки Retra, поддерживающие высокоскоростную HSS-синхронизацию. Компания Retra выпускает в настоящее время две модели HSS-вспышки, это Retra Pro и Retra Prime, поддерживающие синхронизацию HSS до 1/8000 сек.

Итак, высокоскоростная синхронизация HSS (High Speed Synchronization) обеспечивает использование вспышки на ультракоротких выдержках в диапазоне 1/250..1/8000 сек. При таких коротких выдержках затвор камеры никогда не открывается полностью, а представляет собой узкую щель между двух шторок, двигающуюся вверх вдоль окна. Для равномерного освещения кадра при такой работе затвора вспышка должна представлять собой длинную последовательность коротких вспышек с частотой следования около 30 килогерц, работающую всё время, пока открытая щель затвора двигается вдоль окна. Полное время горения такой вспышки гораздо длиннее, чем моно-вспышки, примерно в 5 раз, а интенсивность заметно меньше. Интенсивность HSS-вспышки принято регулировать, изменяя частоту этих импульсов.

Иллюстрация принципа работы HSS-вспышки и сравнение с обычной монолитной вспышкой приведено на рисунке ниже:    

Компания UW Technics в сотрудничестве с Retra разработала и в настоящее время выпускает большую номенклатуру HSS TTL-конвертеров для поддержки этого семейства подводных вспышек, для совместимости с популярными фотокамерами Sony, Nikon, Canon, Olympus и с подводными боксами всех известных производителей.

Теперь для подводных фотографов стали доступны ультракороткие выдержки, вплоть до 1/8000 сек.

Подводные фотографы получили гибкий HSS-инструмент для работы с экспозицией. Удобно использовать его, например, для съёмки вблизи поверхности воды, для съёмки при ярком солнечном свете, для креативной фотографии с различной глубиной резкости, в контровом свете против солнца, для съёмки быстродвижущихся объектов и ряда других применений. В настоящее время наблюдается повышенный интерес сообщества подводных фотографов к подводным вспышкам с поддержкой HSS.

Несколько примеров подводных фотоснимков, сделанных на ультракоротких HSS-выдержках со вспышками Retra Pro c HSS-конвертером UW Technics #11031-HSS в боксе Nauticam, сделаных известным подводным фотографом Алексом Таттерсалом (Великобритания):  

Владимир Гудзев: Спасибо Павел! TTL-управление подводными вспышками — это сложная современная фототехника, способная помочь делать качественные фотографии. Вы ведёте большую и полезную работу, надеемся в следующих выпусках журнала продолжить с вами беседу по этой тематике.

Этот выпуск журнала и предыдущие читайте бесплатно на issuu.com 
По ссылке (через VPN) https://issuu.com/predelnaya-glubina

•   #news   •   статья   •   подводное фото   •   © Павел Колпаков   •   PG4/2021   •