«ЖЕЛЕЗО ТОЖЕ ЛЮБИТ ЛАСКУ!» — статья Алексея Чистякова, ПГ№5/2021

•   #news   •   статья   •   дайвинг   •   PG#5/2021   •   © Алексей Чистяков   •

Чистяков Алексей, инструктор IDC Staff PADI

Уже двадцать два года я занимаюсь дайвингом, из них двенадцать лет как профессионал. 

Когда я только увлёкся дайвингом, то часто слышал такое мнение: не надо делать технического обслуживания оборудования, пока оно работает, сломается — вот тогда и будем решать проблему. Что-то подсказывало мне, что этот подход неверен. Когда у меня появился свой регулятор (естественно, бывший в употреблении), я был очень доволен. Теперь не надо брать эту важную деталь снаряжения в аренду и гадать, какой регулятор мне достанется. Радость была недолгой. Во время очередного погружения в наших озёрах октопус начал предательски вставать на свободный ток воздуха. Проблему решили следующим образом: открутили шланг со второй ступенью и на его место установили заглушку. Так и отнырял выходные.

А дальше-то что? Куда обращаться для ремонта? Сколько этот ремонт будет стоить? Вопросы без ответов. С трудом нашёл одного «специалиста». Он посмотрел мой регулятор, вздохнул и сказал, что ремонт будет долгий и затратный, но в течение двух недель он постарается сделать. Деваться некуда, согласился. 

Спустя две недели звоню «Кулибину» и слышу: «Готово – забирайте». Радостный мчусь к «мастеру». Прикручиваем шланг к первой ступени — и снова фри-флоу на первом же вдохе. Как же так? Ломастер  попросил  ещё неделю на доработку. Радость сменяется разочарованием. Через неделю получаю сообщение от «спеца», что моя вторая ступень не подлежит ремонту по каким-то труднообъяснимым причинам… Вот в тот момент я и решил для себя, что нужно самому разобраться в устройстве регуляторов. А тут компания AquaLung объявила о техническом семинаре по обслуживанию регуляторов и компенсаторов плавучести. Решение было однозначным — конечно, иду учиться! Мне нравится делать что-то своими руками, память у меня хорошая, и для меня всё прошло легко. Пройдя обучение разным моделям регулятора, я понял, что не так было с моим устройством. Но я понял, что хочу знать больше. 

Дальше было обучение по обслуживанию регуляторов Mares и их компенсаторов плавучести. Затем семинар по обслуживанию полнолицевых масок и регуляторов Ocean Reef и регуляторов с компенсаторами плавучести Apeks. 

Получив сертификаты сервис-центра по обслуживанию этих брендов, я не сразу стал рекламировать свои услуги. Для начала решил сделать ТО регуляторам нашего дайвинг центра AQUA LINE, у нас их было примерно двадцать пять штук разных моделей. Работа закипела.

На семинаре по обслуживанию регуляторов нам говорили, что производитель даёт пожизненную гарантию на регуляторы и компенсаторы плавучести при своевременном обращении в сервисный центр для проведения технического обслуживания. Наши регуляторы не обслуживались года два с половиной, а то и три. 

Мы использовали свои регуляторы для обучения в бассейне, внешне они выглядели  достаточно прилично, а какие-то просто как новые. А вот внутри! Я нашёл повреждённые до клочьев и лопнувшие О-ринги, сильную окись на рабочих деталях регулятора, забитые окисью воздушные фильтры, полное отсутствие смазки. Теперь для меня стала понятна важность основной  рекомендации всех производителей снаряжения: обслуживайте оборудование один раз в год или каждые восемьдесят погружений! Независимо от числа погружений, выполняемых в течение года, регулятор должен предоставляться для официального осмотра не реже одного раза в год и проходить полное ТО не реже одного раза в два года!

Если регулятор используется с повышенной интенсивностью, в агрессивной среде (в том числе хлорированной воде), выполнение технического обслуживания должно быть чаще: через каждые 3-6 месяцев. Вдоволь наигравшись со своими регуляторами, набив руку, я стал брать регуляторы на обслуживание от всех клиентов. Я сразу понял, что основная проблема в том, что большинство дайверов не знают о важности сервиса своего оборудования.          

Вот пример: клиент принёс регулятор в плохом внешнем состоянии. Спрашиваю, когда он его обслуживал в последний раз. В ответ недоумение: «Так я его всего лет пять назад купил, он же нормально выглядит». «Нет проблем, — говорю, — обслужим, только одно условие: вы дадите согласие на публикацию фотографий вашего регулятора в социальных сетях: фото состояния до обслуживания, в процессе разборки  и подготовленного к сборке, обслуженного, для сравнения». Получаю одобрение от хозяина, и мы прощаемся на пару дней. 

Кое-как разобрав первую ступень, чуть не сломав при этом специнструмент (так «закисли» все детали регулятора), выкладываю первый блок фотоотчёта. Не проходит и пяти минут, звонит хозяин и удивлённо спрашивает: «Это что, мой регулятор?» Задаю встречный вопрос: «А свой BCD вы когда обслуживали?»

— «А что, его тоже надо обслуживать?»

На следующий день клиент привёз свое крыло: «А точно нужно его обслуживать? Работает же, я на нём уже 100 дайвов сделал!» Делаю осмотр и говорю, что нужно обязательно проверить всё устройство и особенно клапана и устройство поддува инфлятора. Снимаю нижний клапан и, упс, —  из камеры крыла хлопьями сыпется соль. Снимаю уголок с гофрой пульта инфлятора, и тут уже я не верю своим глазам. Большой кристалл соли, размером с бриллиант «Розовая пантера», почти полностью перекрывает проход воздуха через уголок.  

Яркий пример того, что бывает с оборудованием без опреснения после каждого дайва в солёной воде. Снимаю пульт инфлятора и начинаю его разбирать. Закисшие О-ринги рассыпаются в труху и рвутся, все металлические части сильно окислены. Хозяин в шоке от увиденного. Он только и смог сказать: «А мой инструктор не говорил, что компенсаторы надо тоже обслуживать…»  

Безопасность погружений — это не только соблюдение всех правил и стандартов во время погружений. Это ещё и использование технически исправной техники для дайвинга. Представьте себе, что компенсатор плавучести откажет вам на глубоком погружении, рядом с стенкой рифа. В условиях течения, а иногда они бывают и нисходящими, такая поломка может стоить вам жизни! 

Можно ли сэкономить на ТО? Например, используя старые, но вполне себе на внешний вид рабочие О-ринги? 

Однажды к нам в сервис-центр привезли сразу двадцать регуляторов. Выглядели они очень потрёпанными жизнью. Узнав стоимость наборов запчастей и работы по их восстановлению, клиент стал требовать скидку: «Я купил эти регуляторы дешевле, чем вы предложили ремонт, мне не нужна гарантия на обслуживание, я хочу их минимально обслужить для дальнейшей перепродажи. Разберите их, почистите и смажьте старые О-ринги и соберите». Тут я вспомнил свой первый регулятор, который сломался, не успев мне толком послужить: «Извините, но наш сервис-центр проводит только полное обслуживание регуляторов и даёт годовую гарантию на наши работы. Частичное обслуживание, или с использованием старых запасных частей, мы не делаем». Понятно, что договориться нам не удалось, и человек уехал от нас несолоно хлебавши. 

Чтобы описать все случаи, с которыми приходилось сталкиваться, понадобится больше, чем журнальная публикация, можно уже писать роман с продолжением. Например, клиент привёз на обслуживание регулятор, но не сказал, что он его пробовал сам разобрать и собрать. Присоединяю регулятор к баллону для проверки работоспособности — свободный ток. Спрашиваю клиента, что случилось и с чего началось травление? Ответ развеселил: «Да я посмотрел пару роликов в интернете, как разобрать регулятор, стал разбирать, но там какой-то ключ хитрый нужен, а у меня его нет. Когда собрал всё обратно, регулятор стал травить, поможете?» Разбираю первую ступень и вижу погнутый толкатель клапана, отсутствует пружина клапана, спрашиваю: «Где недостающие детали?» Хозяин разводит руками, дескать, недосмотрел. «Регулятор мы восстановим, только придётся заказывать недостающие детали, что увеличит стоимость ремонта».

А вот ещё случай из жизни сервисного центра. Поступил на обслуживание пони-баллон. Хозяин объяснил, что использует его при каждом погружении. Попросил посмотреть вентиль, он травит воздух. Дата выпуска баллона 2009 год, ни одного клейма гидростатической проверки нет. Делаю на этом акцент владельцу, в ответ слышу следующее: «Так я же не заправляю 200 Бар, а всего 150». 

Разбираю вентиль. Упс. Все детали вентиля вышли из строя: свёрнутый клапан, сломанный маховик, порван О-ринг, стёртая почти в ноль фторопластовая шайба. В таком виде вентиль мне ещё видеть не доводилось. Чтобы его отремонтировать, нужен полностью новый ремкоплект. Что равносильно покупке нового вентиля. Говорю об этом хозяину, ответ меня просто убил: «Вы соберите его обратно, сейчас денег нет, поныряю с таким ещё пару месяцев». Занавес. Наверное, некоторые дайверы думают, что у них несколько жизней, как в компьютерной игре…

Как дайвер, как инструктор, а так же как специалист сервис-центра по обслуживанию дайверского оборудования, хочу ещё раз призвать всех к соблюдению рекомендаций производителей снаряжения по их обслуживанию! Это очень важно и прежде всего касается вашей жизни, вашей безопасности под водой! Вспомните, во всех начальных курсах обучения дайвингу есть раздел, посвященный обслуживанию снаряжения. Вам рассказывали, как надо проводить визуальный осмотр баллонов, когда нужно обращаться к профессионалам для обслуживания регулятора. Не разбирайте сами или не давайте свою технику людям, которые не имеют специального инструмента и не проходили специального обучения. В дальнейшем это может привести к дополнительным финансовым потерям. От того, как ваше оборудование будет работать под водой, зависит ваша жизнь и часто жизнь вашего напарника. Настоятельно рекомендую всем, приобретая снаряжение с рук, не полагаться на русское авось или на убедительные слова продавца, что он его обслуживал в прошлом месяце или оно у меня в шкафу хранилось полгода, и я не нырял. Принесите его для вашего же спокойствия в сервис-центр, где грамотные специалисты его протестируют и при необходимости сделают необходимый сервис. 

Помните: регулятор, полнолицевая маска, компенсатор плавучести являются ключевыми элементами подводного снаряжения и зачастую работают в сложных условиях, под воздействием агрессивной среды и различных нагрузок. Они, так же как и ваш автомобиль, мотоцикл или другое механическое средство передвижения требуют к себе внимания и своевременного ремонта. Без сервисного обслуживания даже самый крутой автомобиль или танк придут в негодность, да и станут просто опасными на дороге. 

Наш сервис-центр дайвинг-центра AQUA LINE делает сервисное обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт регуляторов, полнолицевых масок, BCD и всего спектра снаряжения и оборудования Aqualung, Mares, Apeks, Ocean Reef и многих  других производителей оборудования. Мы оказываем услуги по опрессовке и очистке баллонов для использования их с воздушными смесями с содержанием кислорода до 100%. Для ремонта мы  используем только оригинальные запчасти и ремонтные комплекты. Все специалисты нашего сервисного центра прошли профессиональное обучение и имеют необходимые сертификаты. Всем безопасных погружений и безотказного оборудования (при условии своевременного ТО)! 

Телефон сервис-центра и дайв-центра: +7(921)939-28-09
Личный тел. +7(921)995-29-21
WhatsApp сервис-центра :+7(921)995-29-21
Личная почта для связи: chisa70@mail.ru
Страница сайта: https://diveforlive.ru/
Страница сервис-центра вКонтакте: https://vk.com/club112544670
Страница дайв-центра на Facebook: https://www.facebook.com/Aqualinespb

Этот выпуск журнала и предыдущие читайте бесплатно на issuu.com 
По ссылке (через VPN) https://issuu.com/predelnaya-glubina

•   #news   •   статья   •   дайвинг   •   PG#5/2021   •   © Алексей Чистяков   •