Номер второй

•   №81•2018#2   •   Мальта   •   рэки   •   © Darrel Kattenhorn   •

Программа искусственных рэков – предмет гордости мальтийского дайверского сообщества. Дайв-центрам от расширения подводного ассортимента сплошной профит: больше сайтов – больше дайвов и больше дайверов. А получить рэк буквально у порога – вообще подарок.

Когда программе искусственных рэков был дан старт – есть разные мнения: 1992, 1998 или даже 1946. А последний на сегодня объект, затопленный по этой программе в 2012 году – это безымянный буксир №2.

Само затопление – это короткое и не всегда яркое событие. Вот вывели судно на точку, вот отдали концы – и… стоп! А как вообще топят корабли – и, в частности, маленькие буксиры?

Чисто технически есть несколько способов. Можно, что называется, открыть кингстоны. То есть впустить забортную воду в корпус через технологические отверстия. Но для этого кто-то должен находиться на борту! Одно дело, когда в бою не сдаётся гордый «Варяг» – а на портовом буксире героев нет, да и время мирное. Другой способ – подрыв, чтоб разом распахнуть недра трюмов. Но буксир слишком мал, его может при погружении закрутить, опрокинуть, перевернуть, да и жилые дома близко. Поэтому выбрали самый щадящий и самый зрелищный способ. Но так было не всегда.

Первым нарочно затопленным для дайверского удовольствия считается Rozi, тоже буксир: его приткнули недалеко от паромного терминала Чиркэуа в 1992 году. Rozi – это морская кличка, настоящее его имя то ли Rossmore, то ли Rossgarth. Как его точно топили – уже никто не помнит. Но Rozi задаёт и поныне соблюдаемый формат: топить ниже 30 метров, но не глубже сорока, в пределах доступа с берега без плавсредств, а также ставить по возможности на ровный киль носом или кормой в открытое море, чтоб шторма не опрокинули. Разумеется, Rozi к затоплению готовили: сливали технологические жидкости, срезали острые углы, сняли быстрокорродирующий цветмет и токсичные неметаллические детали. Что не смогли убрать – то надёжно законсервировали. Это был первый образцовый кейс. Но программа что-то не пошла.

И вдруг в феврале 1995 года – несчастный случай: ливийский сухогруз Um El Faroud загорелся и взорвался в ремонте, были жертвы. Три года шло расследование, потом полгода экологическая экспертиза, и в итоге судно определили под списание: 2 сентября 1998 года ко всеобщему облегчению отбуксировали прочь из дока и открыли кингстоны. Через 4 часа дело было сделано. Сегодня это самый солидный искусственный рэк на Мальте: 109 метров в длину, глубина по грунту 36 метров, надстройка в 18 м от поверхности. Пока судили-рядили Um El Faroud, по-быстрому подготовили и 18 мая синхронно и почти рядом уронили на плоское песчаное на 21 метр глубины две посудины поскромнее: 16-метровый буксир №10 и 20-метровый буксир St. Michael. Кажется, их тоже поливал из пушек пожарный Garibaldi. Итог 1998 года – четыре отличных рэка на вполне рекреационных глубинах в разных точках Мальты. Дайв-центры довольны, трафик пошёл. Через год добавилась ещё пара бывших паромов: 45-метровый Imperial Eagle и 80-метровый Xlendi, первый искусственный рэк в акватории Гозо. Милленниум Мальта встретила на втором месте в мире по численности искусственного рэкового парка – и пребывает на этом месте и поныне. Больше рэков только в Штатах. Но Мальта-то размером меньше не то что самого маленького штата Род-Айленд – она по площади суши меньше даже Гуама, Марианских и Виргинских островов. А остров Гозо размером с округ Колумбия.

Если посмотреть чуть шире на затопление плавсредств, то первой нарочно пущенной на дно следует признать британскую подлодку HMS Stubborn. Не без приключений отвоевав Вторую мировую, субмарина встала в ремонт на Мальте – но боевые повреждения были признаны неремонторигодными, и 30 апреля 1946 года лодку затопили, чтоб использовать как мишень для испытания противолодочных радаров. Она лежит на технической глубине 56 м по грунту и занимает промежуточное место между военными рэками обеих мировых и современными искусственными. Если считать от неё, то истории искусственных рэков на Мальте уже больше 70 лет. И вот последний на сегодня акт этой истории.

Утром 30 июня 2012 года предварительно разоружённый буксир №2 оттащили малым ходом на позицию. До пляжа – пара сотен метров, вдоль берега, насколько хватает глаз, сплошной шеренгой отели и резиденции. Это Слима, курортная миля, здесь круглосуточно и круглогодично туристический трафик. Подогнали пожарный катер Garibaldi, врубили на полную обе водяные пушки – и просто залили буксир водой сверху, как таз. Сотня литров воды в секунду, тонна набегает за полторы минуты, а водоизмещение у 30-метрового буксира-кантовщика примерно 400 тонн, и для необратимого заполнения нужно не более четверти этой массы. Струи брандспойтов были докумиссованной посудине последним салютом. И какая-никакая живая картинка для публики. Менее чем через час заливки буксир потерял остойчивость, его повело с заметный креном на правый борт, и вот уже более тяжёлая корма скрылась из глаз, а через несколько секунд пропал с поверхности и нос. Какое-то время море кипело и пузырилось, но уже через несколько минут немногочисленные зрители разошлись по кафе и пляжам. Не прошло и пары часов, как дайверы навестили свежий рэк: стоит прочно, на ровном киле, на песчаном дне, за 34 метрах, как и заведено со времён Rozi.

Прошло ещё 6 лет. Неужели всё? Нет-нет, если и хорошие новости: своего последнего вояжа ожидает в доках патрульный катер P22. Причём ждёт как раз с 2012 года, когда был затоплен буксир №2. Дата пока не назначена. Но при сегодняшнем развитии фото, видео и соцсетей затопление нового рэка обещает стать большим медиа-событием.

 

•   №81•2018#2   •   Мальта   •   рэки   •   © Darrel Kattenhorn   •