Любопытство и страх. Наверное, именно эти чувства испытывает большинство детей, когда заглядывают в дыру в земле, канализационный люк или сливную трубу. Темно, страшно, но завораживающе интересно. В пещере есть Тайна. Вот так. Обязательно с большой буквы «Т». Желание узнать, что же там за поворотом. Это чувство влечет в пещеры всех, кто в них погружается.
Там, в пещере, совсем другой мир. Он даже более другой, чем подводный. В открытой воде есть свет, который напоминает тебе, о том, что ты на Земле. В пещере этого нет. Там – другая планета. Когда ты паришь в невесомости в незнакомом мире, забываешь обо всем. Это сравнимо с переживаниями космо-навтов, которые впервые высадились на Луну. Конечно, это чувство хочется передать другим людям, в пещеру не погружавшимся. Например, с помощью фотографий.
Фотосъемка в пещерах сильно отличается от съемки в «открытой воде» – как по технике самого процесса, так и по организации погружения. Пожалуй, основное требование к пещерному фотографу, как ни банально это звучит, – быть кейв-дайвером и иметь опыт погружений в надголовные среды. И это самое главное! При недостатке практического опыта, как минимум, поднимите взвесь, а отправившись на съемку без полноценной подготовки на соответствующих курсах, можно и вовсе не вернуться с фотосессии!
Итак, примем как данность, что ты – кейв-дайвер. Какую фотокамеру выбрать? Какие вспышки? Сколько вспышек? Постараюсь ответить на эти вопросы на примере фотосъемки в Ординской пещере.
Любую пещерную съемку можно условно разделить на две категории – по используемым световым схемам: раз – ходы, два – залы
В устье унитаза
В ходах приходится снимать на ходу (извините за каламбур), поскольку как только останавливаешься, с потолка падает пыль от пузырей, а одно неловкое движение ластами – и съемочная площадка превращается в молоко. Обратный путь всегда «пустой» – снимать уже нельзя, поэтому мы стараемся прокладывать маршруты так, чтобы получались замкнутые кольца, позволяющие фотографировать во время всего дайва. Удаленность галерей от входа тоже представляет некоторые проблемы. Много света там не нужно, поскольку размеры ходов небольшие. Гораздо важнее слаженность работы команды и понимание моделями своих задач.
Я стараюсь ездить с одними и теми же людьми. Нельзя взять первого попавшегося кейвера и что-то с ним сфотографировать. Ничего не получится. Он будет вставать не туда, светить не так, уплывать раньше времени. На притирку уходит обычно несколько дней. Хочу сказать, что мне повезло с моделями, и я им очень благодарен. Это в той же мере их фотографии, как и мои. Без этих отлично подготовленных и опытных кейв-дайверов ничего бы не получилось.
В местах, где легко заблудиться, мы плаваем вдоль стационарных ходовиков. В местах, которые я хорошо знаю, плаваем более свободно. Часто приходится сначала сплавать на разведку и посмотреть спокойно точки съемки, а потом уже лезть с оборудованием и моделями. Переснять кадр в ходах невозможно. Если что-то не обговорили на поверхности – дайв прошел зря.
Поскольку в проходах очень легко поднимается муть, надо держаться ближе к ходовику. Но тогда мало творческой свободы. Чтобы обойти эту трудность, я использую следующую схему: первая вспышка находится у модели и крепится к моему фотобоксу синхрокордом, а модель плывет строго над ходовиком. Когда поднимается муть, у меня есть возможность вернуться к ходовику и потом продолжить съемку, и я могу плавать по всей ширине хода, не опасаясь потеряться. Все остальные модели плавают со вспышками на светосинхронизаторах и тоже имеют максимум свободы перемещения.
Очень важно обговорить заранее, что вы собираетесь снимать. Обязательно потренироваться на поверхности, чтобы каждый знал место, где он будет стоять, куда будет смотреть и светить. Чаще всего, чтобы снять какое-то место, приходится плавать туда два раза. Первый раз «пристрелочный», на поверхности разбор ошибок, а на второй дайв уже все получается. К сожалению, когда возвращаешься в Москву, с грустью понимаешь, что надо было бы сплавать в третий раз. Но это, к сожалению, уже только в следующей приезд.
Кладите больше заварки
С легкой руки какого-то отечес твенного фотогуру, появилось устойчивое мнение, что в пещере надо снимать, отвернув вспышки назад за себя или (как крайний случай) в потолок. Иначе будут пересветы. Я неоднократно видел, как в Ординскую пещеру приезжали фотографы, которые заплывали в Основной ход или даже Большой зал (его размеры – приблизительно 150 м на 50 м и высота потолков 10 м), отворачивали вспышки назад и пытались что-то снять, удивляясь, что ничего не получается. Так вот, открою секрет. Много вспышек в пещере не бывает. Знаменитый пещерный фотограф Мартин Фарр снимает минимум с 4 вспышками. Я использую до 8 вспышек. И это не предел. Объемы в зале большие (сравнимы со станциями метро), там не мутится, не падает взвесь с потолка, и можно свободно плавать, почти как в обычной воде (не забывая, что это надголовка). Основная задача – показать объемы пещеры. Для этого надо много моделей и много света. Тогда пещера «раскрывается» и начинает «светиться». Появляется ощущение объема и величия подводно-подземных залов.
Извечный спор
Я – «никонист». Считаю, что широкоугольные объективы у фирмы Nikon лучше, чем у Canon (с «портретниками» все наоборот) У «Никона» лучше работает автофокус в темноте, и хотя снять можно любой камерой, с «Никоном», мне кажется, работать в пещере немного проще. Основной мой объектив – Nikkor 10,5mm/2.8. Именно объективы «рисуют» картинку. Можно иметь сколь угодно дорогую камеру, но если у тебя не очень качественные объективы – все напрасно. Раньше я снимал на Nikon D200, а недавно у меня появилась Fujifilm S5Pro с SCCD-матрицей. Думаю, что нет смысла гнаться за топовыми моделями камер. Лучше сосредоточиться на объективах и свете. Это важнее. В следующую поездку в Ординскую пещеру возьму Sigma 4,5/2.8, попробую циркулярный фишай. Мне кажется, некоторые сюжеты должны получиться интересно.
Какой выбрать бокс – вопрос вкуса и удобства. Я пользуюсь оборудованием Ikelite. Многие считают эти боксы дешевой пластмассой, но я пока не жалуюсь. Все нормально работает уже два года. По соотношению цена/возможности – это лучший вариант. В Ординскую пещеру приходится нести до 8 вспышек DS160, светосинхронизаторы (они работают гораздо лучше встроенных датчиков на вспышках других производителей), удлинительные синхрокабели, держатели для вспышек. Все необходимое выпускается серийно, и я не знаю ни одной другой фирмы, у которой был бы такой широкий ассортимент продукции. С помощью своего комплекта я могу собрать почти любую световую схему. Хоть пять вспышек в палетту. И не приходится ничего паять. Это очень удобно. В любом случае важно понимать, что чем мощнее вспышки и чем их больше – тем больше возможностей у вас появляется в пещере. Нельзя снять красиво в пещере с двумя вспышками Inon. Это просто невозможно. Хорошим выбором может стать комплект из трех-четырех вспышек Subtronik Alfa или Ikelite DS200 (400) или Sea&Sea 350.
Ординская пещера – уникальное место. Здесь есть все, что может пожелать фотограф, – любые сюжеты, которые приходится чаще всего собирать в разных местах: гиганские залы, узости, рельефы, проходы, арки, нагромождения камней, озера, уникальная прозрачность, которая не зависит от времени года; муть оседает меньше, чем за сутки; удобная инфраструктура; гостиница рядом с пещерой; местные «шерпы», которые помогут дотащить все оборудование; доступность (не надо лететь на другой конец света или добираться четыре дня на собаках). Главное, не забывайте, что, прежде чем брать в руки камеру, надо научиться плавать в пещерах, чтобы ваша фотосессия не стала последней.
Хотел поблагодарить людей, с которыми я работаю: Богдану Ващенко, Сергея Спиридонова, Дениса Михалева, Володю Григорьева, Андрея Дмитриева, Павла Ковалева, Максима Козионова, Александра Мурзина, Сергея Байкова, Владимира Коротеева, Дениса Шестака и Андрея Лиханского.
О пещерных фотомоделях
Слово «модель» обычно вызывает в воображении образ высокой длинноногой красотки или красавца. Но пещерной модели совершенно не требуется соответствовать каким-либо стандартам красоты, она должна обладать совершенно другими качествами. Дело в том, что подводная модель обычно не является объектом съемки, она только дополняет кадр, придает ему завершенность, масштаб, создает акцент на какой-либо элемент композиции.
Под водой вы не можете разговаривать, а в пещере к тому же царит абсолютная темнота, поэтому затруднена даже обычная дайверская коммуникация с помощью жестов. Вот почему нужно прояснить все моменты до погружения – под водой это будет практически невозможно сделать. Обычно мы проговариваем все несколько раз, чтобы полностью исключить непонятные моменты. Самое сложное, когда необходима работа группы ассистентов. Иногда приходится сделать по несколько погружений, прежде чем все участники фотосессии поймут, что от них требуется.
Поэтому самое важное для пещерной модели – это понимание своей задачи, что нужно сделать и что в итоге должно получиться, а также достаточное мастерство, чтобы эти задачи выполнить. Главное – мастерское владение своей плавучестью, то есть умение зависать в толще воды. Особенно это важно для пещер, ведь даже легкое касание дна или стен может вызвать маленький «ядерный взрыв» – когда видимость резко падает, и о съемке уже не может быть и речи.
В большинстве случаев модель держит дополнительный свет, а значит, должна уметь с ним обращаться, то есть правильно расположить, чтобы осветить нужную часть кадра, и по возможности спрятать вспышку так, чтобы на снимке не было видно, откуда идет свет.
И конечно нельзя настолько увлекаться процессом, чтобы забывать, где находишься. Работа работой, но есть правила безопасного погружения в пещерах, нарушать которые не стоит.
Но наградой вам будет неожиданное превращение всей этой не самой легкой работы, иногда кажущейся бестолковой беготни в красивую фотографию, где много света, необычная фактура стен, объем залов или узость ходов, а этот маленький силуэт дайвера... Да-да, это ты!