В Хургаде в акватории старого порта недалеко от берега на 30-метровой глубине лежит погибший тральщик проекта 254, сделанный в Советском Союзе. Практически каждый дайвер из России, приезжающий в Хургаду, рано или поздно погружается на этот рэк.
Для облегчения поиска тральщика его обычно маркируют буйком в виде пустой пластиковой канистры. А для облегчения спуска и подъёма к канистре привязан толстый натянутый конец. Впрочем, даже при сравнительно небольшом волнении буёк часто обрывается.
Что интересно, местные дайв-гиды не имеют верного представления об истории рэка. Чего стоит, например, две абсолютно «правдивые» версии: по одной из них тральщик налетел на мину, а по другой был потоплен ракетой, выпущенной израильским истребителем. Не внушает оптимизма и исковерканное название «Эль-Мина», которое можно трактовать, как английское mine или русское «мина» в дословной транслитерации, либо же просто «порт» – по-арабски. А весьма солидного вида путеводитель по дайв-сайтам Красного моря, опубликованный на нескольких европейских языках, добавляет еще больше тумана, серьезно заявляя, что корабль затонул в 1967 году!
История тральщиков советского проекта 254 в египетском флоте начинается в 56-м году, когда из состава Балтийского флота Египту были переданы четыре единицы. В 62-м последовала очередная партия из трех единиц, в результате чего к началу Шестидневной войны в строю числилось семь кораблей: «Шаркия», «Дакахлия», «Синай», «Асьют», «Бухейра», «Гарбия» и «Эль-Минья». Все они получили наименования египетских провинций. Справочник Jane’s сообщает следующие технические характеристики тральщиков этой серии: полное водоизмещение 569 т; размеры 58 х 8,6 х 2,3 м; два дизеля 9-Д с приводом на два вала развивали суммарную мощность 2200 л.с. и давали возможность развить скорость до 14 узлов; экипаж 65 человек. Вооружение: два спаренных зенитных автомата калибра 37 мм и четыре спаренных зенитных пулемётаа 12,7 мм. Из всей семёрки тральщиков не повезло лишь последнему.
Каноническая история потопления «Эль-Миньи» изложена, например, в книге Shipwrecks of the Egyptian Red Sea. В соответствии с ней 6 февраля 1970 года, находясь в проливе Минкар в районе Хургады, тральщик подвергся нападению эскадрильи израильских «Фантомов». В течение нескольких часов экипаж тральщика отбивался от противника, при этом самолёты несколько раз возвращались на свою базу для дозаправки, и лишь когда на корабле закончились боеприпасы, он был серьезно поврежден бомбой противника. Посчитав своего противника уничтоженным, «Фантомы» переориентировались на другие цели, но когда, справившись с повреждениями, «Эль-Минья» снова открыл огонь, еще одна попавшая бомба отправила корабль на дно.
Впрочем, по воспоминаниям советских военных советников, оказавшихся в Хургаде в тот злополучный день, проясняется несколько иная картина. Основной целью «Фантомов» служили объекты на суше. А «Эль-Минья», поскольку тральщик попался им по пути да еще открыл заградительный огонь, был поражен единственной бомбой. Деморализованный египетский экипаж тут же прекратил бой и покинул корабль. На обратном пути самолет противника, видя, что брошенный тральщик находится на плаву, поразил его второй бомбой, которая и оказалась фатальной. В пользу последней версии говорят якоря корабля. Левый якорь вытравлен и лежит на дне, в то время как правый хорошо закреплен в клюзе. Это свидетельство того, что многочасового боя с маневрами тральщика, ускользающего от бомб, попросту не было.
Но, так или иначе, «Эль-Минья» лежит на левом борту с креном примерно 120° на глубине 32 м. Система GPS показывает следующие координаты рэка: N27°13'566", E33°50'815". Из явных повреждений в правом борту у среза полубака прямо под носовым 37-мм спаренным зенитным автоматом можно отметить пробоину размером три метра на метр. Поскольку пробоина находится заметно выше ватерлинии, явно не она явилась причиной гибели. Вероятно, это след попадания первой авиабомбы. Учитывая, что корабли обычно принимают воду и тонут фатальными пробоинами вниз, можно сделать вывод, что основные повреждения корпуса как раз и находятся на левом борту и не видны под корпусом.
В районе пробоины листы обшивки вывернуты наружу, что свидетельствует о внутреннем характере взрыва. Впрочем, это мало о чём говорит, поскольку, вполне вероятно, эта пробоина могла быть и входным отверстием авиабомбы, взрывная волна от которой могла вернуться по входному каналу. Не исключено, что второй взрыв, который привел корабль к гибели, произошел в районе носовых погребов. Дополнительным доказательством этого (а также в пользу версии советских советников) служит тот факт, что дно вокруг тральщика буквально усеяно неразорвавшимися 37-мм выстрелами для зенитных автоматов – как россыпью, так и в ящиках (какое уж тут сопротивление до последнего патрона?). При этом на некоторых снарядах явно проступают следы коррозии, что делает их довольно опасными находками.
Из находящегося на борту вооружения хорошо сохранился кормовой спаренный 37-мм автомат В-11М в башнеподобной установке, оба ствола его сильно зарылись в грунт. Носовая зенитная установка отсутствует, но поскольку видимых повреждений здесь не видно, можно сделать вывод, что ее демонтировали еще до последнего боя тральщика. Двум спаренным 12,7-мм зенитным пулеметам 2М-1 повезло больше. Они остались на палубе и служат излюбленными декорациями для любителей подводной съемки. То что они уже довольно сильно обросли кораллами, лишь добавляет экзотики. Хорошо сохранилось и главное оборудование тральщика: два паравана, защищавшие корабль от якорных контактных мин, находятся на своем штатном месте на палубе.
Через описанную выше пробоину можно проникнуть в машинное отделение. При осмотре затонувшего судна дайверам, не имеющим сертификата соответствующей специализации и снаряжения для проникновения в надголовные среды, крайне не рекомендуется заходить внутрь, особенно в районе пробоины: острые листы загнувшейся обшивки могут повредить гидрокостюм. А кроме того, дополнительная опасность возникает из-за разнообразной подводной живности: внутри корпуса темно, там встречаются ядовитые скорпеновые и морские ежи.