Настоящий подводный экстрим: майн-дайверы Алёна Мамонтова и Вячеслав Ходыкин ходили туда, куда мало кто ходил до них и едва ли кто массово пойдёт после. Фотографировать и фотографироваться в этих условиях одинаково нелегко, и тем ценнее подробный отчёт из мест, откуда никто не возвращается прежним. Как говорится, не пытайтесь повторить это дома.
Казалось бы, куда уж дальше! Но тут выехали в Карелию на Мраморный карьер нырять в штольни — и новое увлечение. Оказывается, в штольнях есть не только лабиринты, но и исторические артефакты, рельсы, вагонетки и разные штуки, которые даже интереснее, чем на рэках. Там, в Карелии, гид рассказал про мекку майн-дайвинга — затопленный железный рудник в Швеции. По-шведски Tuna Hästberg, по-русски приблизительно Тюна-Хэстберг, не выговоришь!
И вот повезло попасть на Sweden Mine Diving Tour 2019 — и посмотреть сразу четыре затопленных рудника за три дня: каждый со своей историей. И в каждом можно нырять неделями.
Первый рудник — A-Gruvan. Вход из озера на глубине 20 м. На берегу площадка со скамейками и бетонным мангалом. В воду ведёт стальной трап. Под водой есть деко-станция. В озере мутно и темно, видимость метра два. На двадцати метрах упёрлись в ходовик, вдоль которого видно деревья и каменные стенки. Вот вход в штольню. Ставим катушку на первый ход, начинается узкий туннель, в нём ответвления. Ходовик идёт налево, там огромный зал: стенок не видно, вниз — пропасть. На стене красивый кованый крюк, за ним дыра — ныряем в неё. Тут ещё более узкий ход, очень мутный: кто-то неаккуратно проплыл перед нами. Попадаем в небольшой зал, где стоит вагонетка и лежат брёвна. Штрек уходит на нижний уровень. Сколько там ещё интересного внизу!
Возвращаемся к основному ходовику, ставим катушку на другой ход. Сначала провал круто вниз, там остатки забора, брёвна. Ниже видимость лучше. Настраиваю камеру, чтобы снять деревянную платформу, но увы: батарейка села! А тут такие ступеньки деревянные симпатичные, лесенка, вагонеточка и куча всего ещё.
Проверяем время: уже и так много деки накопилось и холодно — а все, наверное, уже обедают. На обед гуляш, согретый на костре и разлитый по пластиковым мисочкам. Шведские друзья говорят, что им очень повезло: один король издал указ, чтобы все рудники были картографированы максимально точно. Сейчас все эти старинные карты оцифрованы и доступны на сайте, нужно только знать точное название рудника, чтобы скачать.
Вторая штольня в этот же день — Sala Silvergruva, королевский серебряный рудник, источник богатства шведских королей. Рассказывают, что каждый год в шахте добывалось до трёх тонн серебра — а всего извлечено на поверхность около сорока тысяч тонн породы, и всё вручную!
Sala — популярное туристическое направление. Башни XVI века бережно сохранены и доступны для посещения. Есть музей горного дела. А внутри шахт — туристические маршруты разной сложности, банкетные залы и даже элитный отель с номером, где вся мебель из серебра, добытого в шахте. Спуск на лифте, перед лифтом карты и схемы: вода начинается на глубине 155 метров под землей, оттуда подводные туннели уходят на много уровней вниз, самый глубокий на 180 метрах от уровня воды.
После спуска на лифте надо ещё довезти снаряжение до воды — до озера Кристиана. На полу видны следы конских копыт. Чувствуем себя гномами. Величественные своды устремляются вверх в темноту. Вход в озеро оборудован стальной платформой, рядом скамейки для сбора снаряжения. В огромном банкетном зале под чёрными сводами тепло и уютно, стоят обеденные столы. Температура воды 2 градуса, но нас это не остановит! За полтора часа под водой осмотрели только малую часть верхнего уровня. Чем ниже, тем уровни больше, а чем глубже, тем интереснее.
В декабре темнеет рано: надо быстрее всё закинуть в машину и двигать к третьей штольне, куда предстоит нырять завтра. Пара часов дороги на север. На смену дождю и слякоти приходит снег и гололёд: хорошо, что машину в прокате дали шипованную. Украшенные к Рождеству домики выглядят сказочно.
Располагаемся на две ночи в бывшей школе: тут много батарей по стенам, чтобы разложиться на сушку. Почти как в общаге: кому не хватило двухъярусных кроватей, располагается на матрасах в спортзале. Постельное бельё и спальники привезли с собой. В остальном всё уютно: душ, туалет, кухня, столовая. Да и много ли дайверам надо! Розетки, чтобы зарядиться, да место, где сушить поддёвы и поставить ребризеры.
И вот, наконец, та самая Tuna Hästberg: она закрылась в 70-е, и за 600 лет там накопали ходов на сотни метров под землю. Шахта затоплена только частично, и в сухой части организуют пешеходные экскурсии и музыкальные концерты. Нырять в шахте начали в начале 90-х. Для тех, у кого нет пещерных сертификатов, делают погружения в открытой воде. Условия для дайвинга — как в лучших технических дайв-центрах: компрессорная с любыми газами, удобные площадки и скамейки для сбора снаряжения, лебёдка, которая спускает всё с верхней площадки вниз к воде и поднимает обратно. От компрессорной до нижнего уровня протянут шланг для забивки газов, чтобы не поднимать спарки между погружениями. Для дайверов есть тёплые комнаты, где чай, кофе, батареи: можно согреться между погружениями и высушить поддёву. Есть туалеты и даже душ. Логистика вполне комфортная, учитывая, что вход в воду находится в ста метрах под землей. Снаряжение спускают отдельно от дайверов: те идут пешком 380 ступенек по лестнице, пока снаряжение на двухуровневой вагонетке едет по рельсам, а внизу перегружается на тележки и транспортируется в дайв-зону. Рассказали, что первым исследователям приходилось спускать всё вручную по старым лестницам. Уходили вниз на неделю, жили и ныряли в штольне, а потом поднимали всё обратно. А сейчас всё сделано так современно, что собираться на погружение — одно удовольствие: не дует, не капает, сухо и удобно.
То, что под водой — превосходит все ожидания! Да даже если б пришлось тащить всё на себе — оно бы всё равно того стоило. Видимость около тридцати метров. Погружение начинается с большого зала, откуда в разные стороны уходят просторные туннели, потом ходовик спускается вниз по обрыву, другую сторону которого не видно, даже несмотря на прозрак. На 25 метрах ходовик ныряет под козырёк и упирается в перекрёсток с пятью новыми направлениями. Ставлю печеньку, чтобы найти путь обратно. Ходовик идёт уровнем ниже той шахты, где вагонетка везла наше снаряжение: интересно посмотреть то же самое под водой. Вот и Västra-Östra — указатель ЗападВосток, на нём число 120 — это сто двадцать метров глубины от поверхности. На фоне этого указателя модно фотографироваться.
Потом пошли смотреть домик, рядом с которым моток стальной проволоки: удивительно, что ходовик проложен прямо через эту проволоку. Выглядит жутко! Встретили дайверов с открытым циклом, которые сильно булькали.
Перед вторым погружением — обед и отдых. Следующий маршрут в другую сторону, через Key Hole — замочную скважину, потом вниз через дырку, к мостику и к двери в туннель, где была железная дорога, а на развилке сохранился механизм перевода стрелки. Мало что успели за два полуторачасовых погружения: нырять — не перенырять! Так что в другой раз приедем уже с тримиксом и со скутерами.
Общая протяженность ходов около пятидесяти километров, из которых половина подводных. В сухой части рудника в огромном зале построена сцена: акустика потрясающая, тут дают концерты, а в конце апреля делают фаер-шоу. Дым от фейерверков — не проблема, тут очень хорошая вентиляция. В одном из залов вода была покрыта льдом: экскурсовод объяснил, что в этой части штольни всегда холодно и что этот лёд иногда тает летом, но не всегда — и кинул вниз огромный камень, который с грохотом добавил на лёд узор из трещин. Ощущение, будто побывали в Мории из фильма про хоббитов!
Но больше всего впечатлило, с каким трепетом шведы относятся к своей истории, как бережно всё восстанавливают, с какой любовью об этом рассказывают. Наутро грузимся в машину. Полтора часа по заснеженной дороге, скользкой, но красивой. Домики на берегу полузамёрзшего озера украшены рождественскими огнями, в окнах светящиеся звёзды и подсвечники.
Långban — это часть огромной системы рудников в провинции Вермланд. Здесь уникальное месторождение, где найдено около 270 минералов. У рудника несколько входов с поверхности, один из них — открытый ствол шахты. Тут два основных уровня на 20 метров и на 50 метров, есть и 90, а вообще шахты уходят на триста метров, и на нижних уровнях после затопления никто ещё не был. Собираться приходится под снегопадом: подвеска превратилась в сугробик, а регуляторы пришлось поливать из чайника.
Погружение начинается в колодце, он уходит на 20 метров. Кованые цепи на стенах — как золотые. Мосты над тёмной бездной. Вагонетки, рельсы, механизмы, дверные проёмы: всё очень древнее, ручной работы. Пока стоим декомпрессию, рассматриваем хабитат и декостанцию на шести метрах. Собирать снаряжение приходится под дождём. Ещё три часа дороги до Стокгольма — и к утру будем дома. Повезло, что попали в классную компанию: Андерс Ульсон Этандер и Мартин Фрегелиус всё отлично организовали и рассказали много интересного. В планах — приехать ещё не раз, понырять в каждой майне подольше и поглубже, взять тримикс и скутеры.
А ещё ведь есть майны в других странах! Да и дома, возможно, что-то найдётся.
PS: Ровно год назад Вячеслава Ходыкина не стало. Страстно любящий дайвинг и шахты, он погиб в одной из них на Урале.