Всю прошлую зиму наша небольшая GUE-шная компания жила предвкушением поиска большого военного корабля, погибшего в Первую мировую войну. Планировалась большая работа, но, как часто бывает, человек предполагает, а Господь располагает! Корабля не оказалось в точке предполагаемых координат. Надеюсь, эта находка у нас впереди.
Потерпев неудачу, летом 2011 года мы переключились на список объектов, полученных нашими литовскими друзьями в результате предварительной разведки дна сонаром. Об одном из объектов нам было известно заранее, что это подводная лодка времен Второй мировой войны. Ее идентификация поначалу казалась задачей трудновыполнимой. Но по обстоятельствам гибели и информации от наших коллег из Германии стало понятно, что это немецкая U-580 серии VII-C.
Немного истории
Лодки VII типа были основой германского подводного флота, начиная с 1930-х годов и на протяжении всей войны. По некоторым данным, проект был результатом сотрудничества советских и немецких конструкторов в начале 1930-х. Советская версия получила название типа «С» («Сталинец»).
Эти лодки были совершенны для того времени. Они имели отличные ходовые характеристики и узкий профиль, что значительно снижало их уязвимость. Им требовалось всего лишь 20 секунд, чтобы погрузиться с поверхности под воду. Лодки имели два дизельных двигателя по 1600 л/с каждый и два электромотора по 375 л/с. Радиус действия субмарин этого типа составлял 8500 миль, а глубина погружения достигала 200 метров. В арсенале лодок имелось торпедное и орудийное вооружение, а также зенитный 20-мм пулемет. В носовой части располагалось четыре 533-мм торпедных аппарата, один в кормовой части. Для надводного огня была предусмотрена 88-мм палубная пушка. В более поздних модификациях, таких как VII-C/41, она была снята и заменена на дополнительное зенитное вооружение. Причиной такого решения было то обстоятельство, что к 1941 году авиация союзников стала настоящим бичом для кригсмарине.
Служба на подводных лодках становилась для немецких моряков все опаснее, смертность росла, и лодки укомплектовывались неопытными экипажами, что порождало новые проблемы. Всего за время Второй мировой войны в подводном флоте Германии служило 40 000 человек. В результате боевых действий было потеряно 648 немецких подлодок. 30 000 немецких подводников навсегда нашли покой на морском дне.
История погибшей подлодки U-580, как выяснилось, не была отмечена батальными подвигами. В тот день 11 ноября 1941 г. Пятая подводная учебная флотилия кригсмарине проводила учения в Балтийском море недалеко от Мемеля (современная Клайпеда, Литва). В этом районе находились надводные корабли, задействованные в маневрах. Экипаж U-580 под командованием обер-лейтенанта Ганса-Гюнтера Кульманна и его заместителя лейтенанта Клейна проводил учебные пуски торпед.
Подводная экспедиция
Те, кто ныряют на Балтике, хорошо знают, насколько дайверы зависимы от местной погоды. Время тянулось медленно, три раза в день мы штудировали метеосводки в Интернете, и, наконец, дождавшись ветра, не превышавшего 6 метров в секунду вышли в море.
Добраться до местонахождения рэка было нелегко. Нам предстояло проделать путь в 32 километра в нейтральных водах. В нашем скромном техническом арсенале имелся только «РИБ» с поддувными бортами и мощным мотором и импровизированный дайв-центр – гараж нашего литовского друга с компрессором и транспортными баллонами.
Исходя из того, что глубина в этой части Балтики небольшая, лодка лежит на 42,5 метрах, мы приняли декомпрессионную стратегию с одним декомпрессионным газом – чистым кислородом. Такой шаг позволил нам не сильно мерзнуть на декомпрессии, проведя основную ее часть на шести метрах, где была совершенно комфортная температура – 12 градусов по Цельсию. Принимая во внимание среднюю глубину погружения, мы решили использовать триокс 25/25 (тримикс с повышенным содержанием кислорода) в качестве донного газа, что было хорошим ходом в сторону сокращения декомпрессионных обязательств. Впоследствии мы увеличили долю гелия в смеси до 35%, что позволило во время проникновений в объект чувствовать себя комфортнее.
На дне нас встретило слабое течение и совершеннейшая темнота. Видимость даже при мощном свете фонарей не превышала трех метров. Даже в летнее время температура воды была около 6 градусов, последний метр над дном – два градуса по Цельсию.
Лодка встретила нас неприветливо. Мы обнаружили, что субмарина развалилась на две части. Место разлома находится сразу за боевой рубкой. Носовая и кормовая части лежат в виде буквы «Т» на расстоянии около 10 метров друг от друга. Обследуя корму, мы увидели, что прочный корпус лодки в месте разлома очень сильно деформирован. Главный люк в носовой части мы нашли в открытом состоянии. За несколько погружений нам удалось отснять видео, увидеть и очистить перископ, осмотреть люк в боевую рубку. Наше особое внимание привлекла неразорвавшаяся торпеда, застрявшая в торпедном аппарате. Она примерно на три четверти торчала из горловины шахты.
Последние минуты U-580
Несмотря на то, что подлодка типа VII-C считалась «чудом инженерной мысли», торпедное вооружение было слабым местом нацистов. По нашей версии, именно это и послужило причиной катастрофы, постигшей лодку и ее экипаж. По какой-то причине торпеда не вышла из торпедной шахты, и ее заклинило в горловине. Это стало понятно командиру U-580 через какие-то минуты после пуска торпеды. Безусловно, с таким «подарком» в торпедном аппарате все, что оставалось экипажу, – экстренное всплытие. Ведь если взрыв торпеды случится под водой – шансов выжить у экипажа не было. Обер-лейтенант Кульманн отдал роковой приказ.
Появившись на поверхности, лодка оказалась прямо на траверсе «Ангелбурга», который выполнял роль целевого судна. Результатом неожиданной встречи был чудовищной силы удар форштевнем поперек корпуса подлодки... Сколько времени было у команды на спасение? Вероятнее всего – считанные минуты. Подводники, оказавшиеся на постах в кормовой части, скорее всего, не спаслись. Корпус лодки в кормовой части на месте разлома деформирован столь сильно, что покинуть его вряд ли представлялось возможным. В пользу этой версии говорит и то, что в архивном списке погибших из десяти мотористов пятеро погибли именно в машинном отделении. По количеству моряков это как раз похоже на рабочую смену – одну из двух, дежурную.
В носовой части субмарины дела обстояли не так плохо, и команда успела покинуть аварийную лодку через главный носовой люк и искать спасение в холодных водах Балтики. Почти всех, кто смог покинуть лодку, подобрал «Ангелбург». В результате катастрофы 32 подводника, включая капитана, спаслись, двенадцать членов экипажа погибли.
Изложенная версия гибели лодки представляется нам наиболее правдоподобной. Мы надеемся, что в немецких военно-морских архивах найдется подробный рапорт об обстоятельствах гибели U-580. И тогда подводные кадры со дна Балтийского моря и педантичный немецкий документ раскроют еще одну тайну Второй мировой войны.
Планы на будущее
Анализируя полученные результаты и работая с архивами в Германии, мы с нетерпением ждем весны и окончания штормов на Балтике, чтобы поскорее продолжить наши приключения. Мы верим, что следующие погружения принесут новые подробности.
Судьба U-580
Подводная лодка U-580 никогда не участвовала в боевых походах и являлась одной из нескольких субмарин, входивших в Пятую учебную подводную флотилию кригсмарине, которая базировалась в городе Киль. U-580 была заложена 8 января 1940 г. на гамбургской верфи «Блум-унд-Восс» и спущена на воду 31 августа 1940 г. Затонула 11 ноября 1941 г. в Балтийском море недалеко от Мемеля. В результате кораблекрушения погибло 12 моряков (большинство погибших находились в машинном отделении), в том числе первый помощник – лейтенант Шмидт. Спаслись 32 человека, включая командира подлодки обер-лейтенанта Ганса-Гюнтера Кульманна. Впоследствии Г.-Г. Кульманн с остатками экипажа принял под командование подлодку U-166 и успешно служил на подводном флоте вплоть до гибели 30 июля 1942 г. в Мексиканском заливе во время боевого похода.
Тактико-технические характеристики:
Размеры 67,1 x 6,18 x 4,74 мё
Скорость 17,6 узлов
Водоизмещение: 864,7 т
Вооружение: 14 торпед, 45-мм палубное орудие, 20-мм зенитный пулемет