Увидеть большую белую!

•   №104•2022#1   •   © Евгений Марочкин   •   Гуадалупе   •   акулы   •   #news   •   Club Cantamar   •   Solmar V   •   Мексика   •   Баха-Калифорния   •

Если человек в своем уме, с чего вдруг ему приходит в голову мысль нырнуть к акулам? Отвечу канонически: «Во-первых, это красиво». Серьёзно, большая белая акула — фантастически красивый и грациозный хищник. Очень редкий, очень интересный вид.

Увидеть белую акулу в естественной среде обитания мне хотелось давно, неспроста я вот уже несколько лет присматривался к американо-мексиканской компании Pacific Fleet, которая катает дайверов на остров Гуаделупе. Причём на Гуаделупе специализация у компании одна — большая белая акула.

Мечта была осуществима, но стоила дорого: в доковидные времена ценник составлял $3‑10 тыс за человека. Все прелести суточного путешествия на лодке от порта до локации — бесплатный бонус. Сама поездка длится 5 дней: сутки уходят на дорогу туда и обратно, три дня ныряем. Pacific Fleet имеет простенький корабль Solmar V с относительно демократичным ценником. И этой осенью, благодаря предложению от «Предельной глубины», он стал ещё привлекательнее: 3 300 долларов за два места! Отказаться было невозможно, оставалось лишь уговорить жену. Забегая вперёд: жене понравилось, но для неныряющего человека решиться на весьма специфическое дайв-сафари — смело. Надо быть готовым к разным впечатлениям. Да, компания позиционирует поездку именно как дайв-сафари, однако здесь не нужен дайверский сертификат: всё приключение с акулами происходит на поверхности, клетка погружается на глубину «ноль», ты стоишь на своих ногах, у тебя во рту регулятор и нет опасности, что закончится воздух. Итак, я позвонил Ларе Залесской — менеджеру из «Предельной глубины», которая организует внешние и внутренние поездки, подбирает программу и т. д., — мы согласовали перелёт до Мехико через Париж компанией Air France, собрались — и приключение началось.

МОСКВА — ПАРИЖ — МЕХИКО — ТИХУАНА — ЭНСЕНАДА

Париж. Пересадка в аэропорту Шарля де Голля долгая и нудная, французские таможенники — те ещё затейники. Имейте в виду: трясти багаж будут долго и безжалостно.

Мехико. Впечатления от двухдневного пребывания в городе и его окрестностях — самые фантастические. Во многом благодаря Ларе, организовавшей нам индивидуальную программу, и гиду Мигелю, виртуозно её исполнившему. Рассказ о «сухой» части поездки достоин отдельной статьи, поэтому возьму себя в руки и ограничусь несколькими моментами.

Сам город — не то чтобы очень красивый, но безумно интересный. С высоты птичьего полёта город похож на разбросанные кубики Лего, и такая весёлая пестрота неспроста: власти провели исследования, по их результатам стали раскрашивать дома в яркие цвета, и очень быстро статистика показала значительное уменьшение молодёжной преступности. Позитив места влияет на поведение жителей!

Спустя два феерических дня, наполненных историей, культурой, религией и повседневной жизнью Мехико, мы грузимся в самолёт и вылетаем в Тихуану, городок на границе со Штатами.

Тихуана в плане природы даст фору Мехико. Таких сложносочинённых деревьев не видел ни разу в жизни, это даже не деревья, а стихийная архитектура. Не понимаю, как природа их так заплела, какие силы их злобно гнетут — но впечатление и восторг мощнейшие.

В порту Энсенада ждали 40 минут, чтобы просто пройти через портовые ворота — нет, очереди не было вообще, просто надо было дождаться, когда соизволит явиться местный служащий и заберёт на проверку паспорта. А вот и наш Solmar.

НЕЛОГИЧНАЯ ЛОГИСТИКА SOLMAR V

Ещё в середине путешествия в Энсенаду к нам с женой подбежала энергичная американка, представилась менеджером поездки и главной в группе, пообещала без проблем решить три вопроса, которые меня волновали ещё на берегу.

Первый: жене нужна была полная лицевая маска, и Никки заявила, что она у неё есть и она её выдаст при первой же необходимости.

Второй: опять-таки жене нужны были средства от укачивания, и Никки сообщила, что поможет с их покупкой в аптеке в Энсенаде.

Третье: от друга я слышал, что его едва не лишили долгожданной встречи с акулами оттого, что он, фотографируя, немного высовывал объектив за пределы клетки.

И тут Никки пообещала полное содействие и no problem.

По факту проблемы с этими тремя моментами были вопиющими, менеджер для их решения не сделала ровным счётом ничего, и выкручивались мы сами. При погрузке на корабль выяснилось, что в ремонте нуждается якорная лебёдка. Шесть часов ушло на починку, и мы всё это время провели в порту. Снова отдам должное Никки: для того, чтобы облегчить нам ожидание, она и пальцем не пошевелила. А, вру, с нас собрали по 250 долларов в качестве паркового сбора. Можно было бы в это время инструктаж провести — но зачем что-то делать, когда можно этого не делать? Далее выяснилось, что масштабы бедствия сломанной лебёдкой не ограничиваются: есть проблемы в ходовой части. В итоге мы вышли из порта с опозданием в 16 часов. В попытках компенсировать потерю драгоценного времени нам пообещали увеличить время нырялки: с 7:30 до 18:30. Спасибо, конечно. Вот только у самого тренированного и упоротого дайвера не хватит здоровья находиться 11 часов в воде температурой 21 градус. Но тогда меня этот вопрос не обеспокоил. Масштабы подставы я понял позднее. Я не знал, что горячей воды на корабле нет. Я не знал, что внутри, в воде, будет так обжигающе холодно.

НЫРЯЕМ!

Мы прибыли на место, и началось основное действо. По безопасности претензий у меня никаких. Три клетки: две на поверхности и одна глубокая. Клетки плавают, приделаны к кораблю так, что их не отодрать ничем, они не могут упасть, у тебя не может кончиться воздух — всё хорошо, продумано и надёжно. А вот по остальным пунктам вопросов набралось прилично.

КЛЕТКА

Никто не сообщил, что в этом году мексиканское правительство заставило устроителей покатушек переделать все клетки. Ячейки стали существенно более узкими, 20х40 см, туда может пройти далеко не всякий порт. Я посадил несколько царапин на стеклянной поверхности своего, пытаясь пропихнуть его между прутьями. Фотографам, которые снимали более мелкой техникой, было проще. Работать в клетке, мягко говоря, не очень удобно. Когда в клетку набиваются 4 фотографа со всей аппаратурой — приходится снимать с двух уровней: два человека ползают по дну клетки, двое висят выше на решётке.

КИДАЛЬЩИК

Если хотите эффектных кадров, просите отрядить к вам опытного кидальщика приманки! Его задача — забросить кусок тунца, привязанный к верёвке, в нужном направлении и подвести акулу как можно ближе к клетке с правильной для зрителя стороны! Один из кидальщиков, Луис по прозвищу Летающая Акула, был бесподобен. Увы, от его искусства мне достался лишь клочок, всё остальное время я попадал на второго мексиканца, который, казалось, делал всё, чтобы акулье действо проходило с максимально невыгодных ракурсов.

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ

Тоже не без сюрпризов. Всё время, пока мы сидели в кают-компании, на меня капала вода. К концу суточного перехода уже у нас в каюте открылась течь с потолка. Удобства в каюте следующие: две шконки — с ними всё хорошо; микродуш и микротуалет. Уместиться туда можно только за счёт недюжинной гибкости и природной смекалки. Горячей воды нет! Есть чуть тёплая. Это может быть фатально. На второй день, когда я провёл в воде суммарно 4,5 часа и замёрз так, что не мог выпить из стакана горячий суп, отогреться в каюте мне не удалось. Считаю, что не заболел чудом, иначе не миновать мне отдельного развлечения на границе на обратном пути.

БОЛЬШАЯ БЕЛАЯ АКУЛА

Да, все неудобства, накладки и прочие сюрпризы стоили того, чтобы увидеть больших белых акул. Они реально огромные: до шести метров длиной, до метра в диаметре. Когда одна такая любопытная красотка решила долбануть носом в дно клетки, и клетка от удара подлетела — я впечатлился. Они грациозные, безупречные, смелые — воплощение природной мощи. Подплывали близко и рассматривали нас. И эту часть уникального контента поездки ничем не заменить. Белых акул можно увидеть только в Мексике, Австралии и в ЮАР. Здесь, в Мексике, это можно сделать ещё и безопасно. Раньше я был уверен, что в фильме «Челюсти» режиссёр использовал художественный приём, преувеличение, фантазию — да ничего подобного! Когда я увидел, как распахиваются настоящие акульи челюсти, как они двигаются чуть ли не отдельно от акулы, на тканях — стало ясно, откуда режиссёр почерпнул идею.

ФОТО

Очень богатый опыт по съёмке! Сложные условия. Множество моментов, которые заранее предугадать невозможно. Про размер ячеек в клетке, куда пролезет далеко не всякий порт, я уже писал. 

Вообще Никки сказала, что они работают без вспышки и что она не нужна — вот неправда. Нужна, и ещё как. Но пользоваться ей следует иначе, чем это делал я. Здесь подойдёт скорее собирающий пучок, чтобы вспышка пробивала хоть немного дальше. Широкие углы ни к чему.

Объективы. Важный момент, о котором я не задумывался! Взял с собой 11–24, это очень широкоугольный объектив. Конкретно это мероприятие нужно снимать с объективами 24–105. Повторюсь, что мне хронически не везло с кидальщиком приманки, который вёл акулу куда угодно, только не в нужную сторону, и к тому же все два дня лил дождь, и в воде было довольно темно. Считаю, что из этой поездки достойных кадров я не привёз. Есть неплохие, да, но по сравнению с фотографиями ребят из BeAShark, которые ездят на эту съёмку не первый год и знают все нюансы — результат так себе. Что могу посоветовать тем, кто собирается на подводную фотоохоту со сходными условиями? Камеру берите любую, главное — серийная съёмка от 3 кадров в секунду и возможность поднять ИСО до 10000. Объектив с фокусным расстоянием 24–105 (для фф). Желателен порт диаметром меньше 20 см, чтобы точно пролез между прутьями клетки. Вспышки или мощные фонари на коротких армах.

ЛА-ПАС И КОТИКИ

После возвращения в порт мы, как нам и рекомендовали, отправились в городок Ла-Пас, где предвкушали обычный попсовый рекреационный дайвинг.

Что могу сказать. И на четверть не так красиво, как в Египте, Таиланде или на Занзибаре. 

Из 15 дайвов приличными могу считать 2. Снорклинг тоже не зашёл: жена сказала, что рыб нет, ничего не видно, а если плыть подальше к предпо- лагаемым черепахам — то много лодок и довольно сильное течение. В Ла-Пасе хотелось ещё поплавать с котиками. Тоже сначала получился провал: оказыва- ется, в это время года котики размножаются и прави- тельство запрещает находиться в воде рядом с ними. Правда, мне удалось уговорить организаторов отпра- виться в то место, где запрет не действует — и вот там счастливый случай котиков нам насыпал от души. Они классные, смешные, некоторые подпускали совсем близко.

ИТОГИ И ВЫВОДЫ

В Мексику ехать — обязательно. На белых акул смотреть — обязательно. В Ла-Пас — можно, если знать сезон, чтобы свободно плавать и нырять с котиками и с молотоголовыми акулами. И выбирать другой дайв-центр! В Cantamar Club останавливаться не рекомендую: плохо кормят, обманывают, хамят на ресепшен.

Что сделал бы иначе в следующий раз? Выбрал бы другое судно. У Pacific Fleet есть ещё по меньшей мере 2 лодки. Vortex выше классом, думаю, там не будет проблем с горячей водой. Цена, конечно, тоже выше: от $4 тыс долларов на человека. Есть вариант за $8500 — это сьют при раннем бронировании.

Я очень хотел бы собрать группу, сделать фрахт и приехать туда, чтобы проконтролировать все спорные моменты, и чтобы вся эта история вышла такой, как мы хотим, а не как получится. Исполнить это вместе с «Предельной Глубиной», с учётом всех нюансов, я был бы готов.

•   №104•2022#1   •   © Евгений Марочкин   •   Гуадалупе   •   акулы   •   #news   •   Club Cantamar   •   Solmar V   •   Мексика   •   Баха-Калифорния   •