Ход железным конём: хотели как лучше, а теперь тупик? Большую стройку на Юкатане изучили Ольга Торри и её нью-йоркский бадди Ларри Коэн

Русская американка Ольга Торри и её нью-йоркский бадди Ларри Коэн бодро навёрстывают карантинные упущения. Юкатан, куда они давно регулярно летают, открылся первым, сгоняли туда минимум дважды, а там большая стройка: Tren Maya.

Юкатан большой! По площади он больше Свердловской области, а если брать Штаты, то где-то между Южной и Северной Дакотой: целая страна! Двести лет назад Юкатан попытался было сделаться отдельной республикой, но не хватило пассионарности и инфраструктурной связности: в джунглях и на пересечённой местности низка и плотность, и мобильность населения, вся жизнь вдоль побережья, и тоже очень неравномерно. Поэтому Юкатан довольно произвольно порезали на новые мексиканские штаты, хотя границы и сейчас довольно условные. Штаты получились неодинаковые, почти как кружки по интересам. Наш-то интерес —дайверский. Штату Юкатан достался берег Мексиканского залива и открыточная Чичен-Ица. А пещеристый карибский берег с прилегающими островами — это штат Кинтана-Роо со столицей в Канкуне.

Сегодня свободный и суверенный Штат Кинтана-Роо занимает лишь малую часть полуострова Юкатан — но и эта часть размером с Подмосковье или с целую Эстонию. Неспящая курортная зона Ривьера-Майя тянется на 140 км от городка Пуэрто-Моралес (за дальними южными предместьями Канкуна) и до посёлка Пунта-Альен на узкой косе, замыкающей заповедную бухту Вознесения. Кажется, именно здесь наивысшая концентрация дайверских аттракционов — особенно на среднем участке от Плайя-дель-Кармен до Тулума. А с моря к Ривьере-Майя примыкает большой остров дайверской мечты Косумель с собственным аэропортом и несколько островков поменьше, из которых самый, наверное, известный — это Мухерес, остров Женщин. Главнейшие подводные красоты Ривьеры-Майя — это сеноты: слово это стало международным, примерно как русский спутник, исландский гейзер или гренландский нунатак. Сеноты, то есть воронки и провалы, открывающие доступ в затопленные карстовые полости, годятся для погружений любой сложности —от снорклинга до full cave. Дайв-центров, которые специализируются на сенотах, не счесть! Но с современным экологичным использованием сенотов соседствуют и традиционные методы хозяйствования: на полуострове почти нет рек, озёра низкосортные, и кроме сенотов надёжных и доступных источников пресной воды у сельского населения не было. Но учёные не зря едят свой хлеб. Буквально на наших глазах, в XXI веке, сеноты и связывающие их ходы были обныряны и картографированы. Итог — длиннейшие на планете пещерные системы на сотни километров, которые наверняка где-то соединяются между собой, и это предмет неустанного поиска отчаянных спелеодайверов. Передний край мировой географии проходит именно здесь. Работы непочатый край: сенотов поставлено на учёт около трёх тысяч, из них более-менее изучена едва половина. 

На наших глазах — это не только лишь фигура речи. Ларри погружается в сеноты с конца прошлого века, у него большой опыт и уверенное владение ребризером. Когда Ларри впервые приехал нырять на Юкатан, большие пещерные открытия были ещё впереди, а в сеноте Aktun была автомойка. Я присоединилась 12 лет назад и, не в последнюю очередь ради удобства ныряния в сеноты, перешла на сайдмаунт. И меня, и Ларри сеноты абсолютно покорили своей неземной красотой. Это не море и не озеро, это именно нечто третье, совершенно отдельная водная стихия. Не устану восхищаться этой красотой — и с радостью делюсь свежими кадрами из сенотов. Научный взгляд на сеноты такой. Пещеры эти были сперва промыты подземными водами, потом были сухими, но вода продолжала капать, образуя сталактиты и растущие им навстречу сталагмиты, которые за тысячи лет срастались в сплошные колонны. А после ледникового периода в пещеры снова пришла вода, в которую сегодня и ныряют дайверы и снорклеры. Стоит ли говорить, что сложившаяся вокруг сенотов экосистема весьма хрупкая. И далеко не все факторы риска изучены. Жизнь напоминает об этой хрупкости и уязвимости всякий раз, когда человек замахивается на — как ему кажется — улучшение. Юкатан живёт туризмом. А туризм —это трафик, пассажиропоток, и ему нужна транспортная связность. Чтобы перемещать людей с места на место быстро и сразу помногу. Сегодняшняя дорожная сеть не справляется, шоссе 307 перегружено. Нужна железная дорога. Она взяла бы на себя 40 тысяч пассажиров в сутки. Так, по крайней мере, декларировали власти.

По этому прибрежному шоссе 307 и по выходящим из него в джунгли дорогам мы постоянно ездим, как и все гости РивьерыМайя, ныряющие и не. Сперва рельсовую магистраль планировали проложить на эстакаде прямо над шоссе — но отельеры категорически не согласились: это испортило бы вид на море. Тогда трассу перенесли на пару миль вглубь суши, в джунгли — а это уже пещерная территория, где на каждом буквально шагу под ногами сеноты, в том числе и неоткрытые. Железка огромной петлёй стянет воедино все туристические аттракционы —Канкун, Тулум, ту же Чичен-Ицу, Мериду, Плайя-дельКармен с ответвлением на Кобá, пронзит соседний штат Кампечо и уйдёт дальше на Табаско и Чьяпас. Многим идея нравится. ОК, мимо крупных архитектурных памятников майя рельсы пройдут, не задев: памятники эти на виду, новых в последнее время не обнаружили. А как строители намерены обойтись с сенотами? Да, разумеется, в приоритете логистика, занятость и гостевой сервис. А дайверы, спелеологи и экоактивисты — их мало, их голос слаб, им не перекричать гостиничных магнатов. Но нет: люди объединились, создали петицию No al Tren Maya sobre los cenotes y cuevas de Quintana Roo — и число подписей уже приближается к двумстам тысячам. Кое-где местные жители даже перекрывали путь строительной технике. Судебным решением работы на трассе приостановлены. Признана необходимость обеспечить надёжную защиту охраняемых и исчезающих видов фауны, через чей ареал проляжет магистраль. И гарантировать непопадание токсичных отходов и канализационных стоков в подземные реки. Возможно ли это обеспечить на практике — большой вопрос. В грунте сплошные полости, и под трассу так или иначе будут заливать тысячи тонн бетона. И насколько оно в итоге будет безопасно — тоже ещё неясно: известняк — не гранит, как он себя поведёт под вибрациями? Сеноты — это же карстовые провалы, грунт взял — и провалился ещё безо всяких поездов. Наконец, есть обоснованное компромиссное предложение отодвинуть трассу ещё дальше от берега хотя бы миль на десять: все пещеры и сеноты лежат в узкой прибрежной полосе, и пусть останутся непотревоженными. Да и провести железную дорогу над шоссе — тоже хороший для природы вариант, там уже всё благоустроено, пещеры не пострадают. Но джинн выпущен из бутылки, и Юкатан уже никогда не будет прежним. Видим, как прямо от аэропорта Канкуна в сторону Большой Земли уже потянулась широкая просека. Сейчас там затишье. Если что и откроют по пути вырубки—мы либо не узнаем, либо не успеем увидеть, потому что оно там же и погибнет. Настроение в дайверской тусовке не то чтоб победное: к нам не прислушались, начали большую стройку, пока мы сидели на карантине. С другой стороны —мы же приезжие, гости, туристы. Для нас же стараются!

Этот и предыдущие выпуски журнала читайте бесплатно на issuu.com
По ссылке (через VPN) https://issuu.com/predelnaya-glubina

Поделиться