Север обширен, суров и богат красотами, оценить которые не всякому доступно. Потому что нужна инфраструктура, которой, в свою очередь, необходим хозяин со знанием дела, с любовью к морю, с харизмой. На Баренцевом море есть такое место и такой человек: Алексей Ливанс и его дайв-центр DiverSea в Лиинахамари.
Лиинахамари далеко? Смотря от чего. От норвежской границы, например — километров девяносто. От аэропорта Мурманска — примерно двести. От Москвы — примерно две тысячи. Это на машине два дня пути с ночёвкой в Петрозаводске, то есть примерно посередине. И даже ради самой этой длинной автомобильной поездки уже стоит туда сгонять хотя бы разок. А ещё зачем?
Дайвер ищет и находит в незамерзающих северных водах не только ландшафты, рэки и изобилие живности, но и отборный морепродукт с высокими кулинарными качествами. Причём совершенно законно. Есть сезон морских ежей — а есть сезон гребешка. И этот сезон — как раз сентябрь, под занавес сезона дайверского. Хотя стоп, ныряют в Лиинахамари круглогодично. Конца сезону нет, есть цикличность, круговорот.
Как в дайв-центре DiverSea организованы погружения? Или даже — как организован сам дайв-центр?
Для начала — это больше, чем просто дайв-центр. Алексей Ливанс вдохнул жизнь в умирающий посёлок, ничуть не меньше! Сделал первый шаг, начав эксплуатировать площади в брошенном по сути пятиэтажном жилом доме. По соседству ещё несколько таких домов — и в них сплошь пустые, тёмные, разбитые окна. Жутковатое впечатление, этакая Припять, разве только без атомных кошмаров. А в доме, который обживает Алексей — жизнь. Пока из трёх жилых подъездов только-только освоены три этажа одного. И примерно половина цоколя, где раньше была торговля и общепит. Ресторанная вывеска «Бригантина» ещё ржавеет на жёлтой стене в дальнем мёртвом конце дома: когда-нибудь и до неё дойдут руки. Пока же гости размещаются на двух жилых этажах в номерах квартирного типа: то есть в бывших квартирах. Бывшие комнаты — двухместные номера, бывшая кухня — одноместный санузел общий. Чистота, гигиена, освещение, проветривание, отопление — всё на высоте, за этим следят старательные сотрудники, которые высоко ценят своё рабочее место. DiverSea — градообразующее предприятие: кроме как здесь, трудоустроиться можно разве что к жутко секретным военным или к недавно вернувшимся рыбопромышленникам. Хотя это уже не вполне подводная тема.
В полдевятого умытые и одетые гости спускаются в общественное пространство, где есть диванная зона и две столовых. Калорийный завтрак — в лучших традициях пионерлагеря, если кто помнит, как оно было. Пищеблок исправно выдаёт каши, оладьи и что там ещё положено пионеру, чтоб рос счастливым и упитанным. Потом — по машинам, если кто на своей, или в автобус. И минут пять по приличной дороге до самого причала, где пришвартованы два бота. Тому из двух, что побольше, «Штилю» — вскоре предстоит стать сафарийным: на борту уже есть 8 спальных мест в двух кубриках, камбуз, вместительная кают-компания и крепко сделанный крытый дайв-дек с индивидуальными посадочными местами, а также воздушный компрессор с длинным шлангом, чтоб дотягиваться до каждого единожды собранного комплекта, как и положено на настоящем дайв-сафари. А ходить в многодневку на акватории очень даже есть куда! Но это дело будущего. Сегодня «Штиль» ходит в режиме дейли, безопасно и с комфортом принимая на борт полтора десятка дайверов в полном облачении. Толчеи нет. Хотя холодноводные дайверы — они в принципе отнюдь не суетливы. Тяжёлая походка, медленные движения, без лишних дёрганий. Нырять с такими — одно удовольствие. Капитан Евгений, прошедший длинный трудовой путь от простого кока, с респектом наблюдает за неспешными сборами группы. Сейчас они сделают чек-дайв, вывесятся — и можно будет выдвигаться на точку, где уже ныряют по-настоящему. Сам Евгений пока нырять не решается — да и не до того, много забот на берегу. Но потребности дайверские отлично понимает, умеет объяснить и про технику безопасности, и про правила обращения с биоресурсами. Потому что осеннее Баренцево — это богатая житница. И ручной сбор гребешка в сетку-питомзу — совершенно легален. Что наполняет дайвинг под флагом DiverSea новым смыслом и содержанием.
«Штиль» идёт по Печенгскому заливу. Географически это настоящий фьорд, извилисто вдающийся в скалистое побережье. Лиинахамари был в прошлой финской жизни океанским портом. Глубины на фарватере достаточные для захода самых больших судов. Но ныне они сюда не захаживают. А иные вообще покоятся на дне. Про рэк «Печора» сказано достаточно: судно, если коротко, сложной судьбы. Надлежаще обследовать его можно разве что в строгой технической конфигурации — и работа эта не на один день. Выступающие части вполне фотогеничны, и если модель вооружена фонариком и пробрифована, то даже в не самой кристальной видимости может выйти выразительный кадр. Совсем близко к причалу лежит подводная лодка, которая тоже ещё ждёт своего пытливого исследователя. Пока же она — дежурный сайт, почти что домашний риф, как это принято в тропиках. На подлодку ходят, когда чуть мористее поднимается зыбь. Разница в волнени заметна даже у причала: слева, где обычно припаркован «Штиль» — невозможно даже в зодиак сойти с борта, а справа, где стоит малый катер — более-менее спокойно. Подлодка как раз справа в паре сотен метров, точка отмечена буйком. А рядом уткнулся в берег декомиссованный бот, на котором Алексей Ливанс начинал работать. Ничто не мешает превратить его в искусственный рэк, задержка только за демонтажом потенциально ценных агрегатов. Руки, руки не доходят! Хозяйство живое, многопрофильное. За всем нужен глаз да глаз. Само ведь ничего не происходит! Разве что в природе, где моллюски сами себя отлично воспроизводят, чтоб потом их можно было чуть подсобрать к столу.
Кулинарный дайвинг, гастро-дайвинг, охота за дарами моря — это приходилось слышать и читать не раз. Такое практикуется, например, в соседней Норвегии. Отечественный извод этого занятия — по сути сбор урожая. Море родит съедобные плоды. И дайверы их точечно срывают. Это не промышленный лов, когда неводом вычёсывают дно до последней ракушки. И не бездушное аквакультурное разведение, когда биомасса пухнет на сомнительных комбикормах. Ограниченный, даже точечный сбор гребешка для личных столовых целей не наносит популяции ущерба. Всё-таки на тыщи квадратных миль — кроме DiverSea и нет ведь никого.
Другое дело — краб. Сам он не местный, его экспериментально привнесли с Камчатки. Добывать его имеют право только лицензированные промысловики, для дайверов же краб — табу. Увидел — поздоровайся, пожми клешню, нежно приласкай детёнышей, но хватать и тащить особь товарного вида — даже и не думай. Нарушителя ждут неотвратимые неприятности, да и дайв-центру достанется: когда бот заходит обратно в порт, пограннаряд придирчиво осматривает борт и сверяет пассажиров по паспортам. Служба есть служба! Дайверам приходится делать приличное лицо, чтоб сходилось с фотографией. А то могут не пустить на берег.
Погранзона, к которой отнесена территория Лиинахамари, диктует ряд формальностей. Список гостей формируется заранее и сверяется на въездном шлагбауме после поворота с трассы. Если в группе иностранцы — то их имена и данные подают за пару месяцев. Так или иначе, административные процедуры работают, и турпоток во всякое время года непрерывен.
Но вот отныряли, собрали мокрое и съедобное — и ввалились с холода в протопленное помещение. Сауна наготове. А улов (точнее, урожай) — обработают умелые руки поваров. И на ужин — щедрые дары моря.
Краб, конечно же, не исключён из меню! Его замороженные филейные части есть в открытой продаже в магазинах и на рынках Мурманска и области. Но что сравнится со свежайшим гребешком, который добыт собственной, слегка негнущейся, коченеющей рукой со дна Баренцева моря? А если сам разделал, сам сдобрил каплей лимона и сам тут же отправил на вход пищеварительного тракта — то такой опыт вообще бесценен. Чувствуешь себя первобытным охотником, который голыми руками справился с добычей. Это требует осмысления. Хотя по дороге домой времени для мыслей будет ещё предостаточно. А сейчас надо собирать и разделывать! С перерывами на сон и закусон.
Помимо же сезонной прикладной гастрономии, все чисто дайверские моменты в Лиинахамари организованы безупречно. Просушка снаряжения? Есть целая комната, даже целый зал, где на штангах и штырях можно развесить и верхнюю одежду, и сухари, и поддёвы, и обувь. Жарко, сухо, просторно. Тёплый сушильный отсек есть и на борту «Штиля»: там кое-что успевает высохнуть после второго дайва ещё по пути в порт, а чтото можно вообще оставить на ночь. Баллоны? Есть постоянно пополняемый парк разных форм и размеров, включая и спарки. Газы? Организуются по заявке. Трансфер из аэропорта — или же для экстремалов с железнодорожного вокзала? Есть собственный комфортабельный автобус, если для группы, а если кто сам по себе, то до шлагбаума ходит городское такси. А оттуда уже встретят свои.
Плавсредств в составе флотилии DiverSea на сегодня два, так что и внутренний распорядок заточен под одновременный приём двух групп: одна побольше, другая поменьше. Они живут на разных этажах и столуются в разных отсеках — никак друг друга не стесняя. Разве что в сауне иной раз пересекаются, но она достаточно просторная, на всех хватит. Горячительные напитки каждая группа привозит свои — но мурманское пиво на барной стойке совершенно официально разливают из крана. И оно весьма на уровне. Из числа жизненно важных продуктов рекомендуется везти с собой из Мурманска яйца, если кто жить не может без утренней яичницы. А вообще меню проверено временем, никто не жаловался: нагулять в Лиинахамари аппетит нетрудно. Помимо выходов в море, есть пешие береговые походы по военноисторическим объектам с подъёмом на господствующие высоты: для этого специально приезжает экскурсовод, глубоко погружённый в тему. И всегда открыта рыбалка: и на борту, и на берегу есть подходящая донная снасть. А улов сразу идёт под кухонный нож. Если кто следит за фигурой, то где-то в подсобном помещении стоят грузовые овощные весы. Но не следует обольщаться, если вдруг они льстят, показывая потерю веса: контрольная двухпудовая гиря тянет на этих весах на тридцать с половиной кило. Не исключено, это местная антигравитационная аномалия.
Оптимальная программа, которую можно и нужно себе намечать в Лиинахамари — это четыре-пять дней дайвинга в любой сезон. С двумя днями дороги выходит 8–9 дней, если же лететь — то меньше недели. Чтобы ударить по рукам и заранее застолбить даты на будущий год — полезно отыскать стенд DiverSea на выставке Moscow Dive Show и по пунктам разобрать с Алексеем Ливансом этот короткий редакционный отчёт.
Предельная Глубина №6/2019
Фото Андрея Носика и Александра Николаева