Реклама и сотрудничество

Памятка авторам

Собрался в поездку? В такое место, где никто не был? Или в такое, где до того было тыщу человек? Об этом можно и нужно рассказать в журнале. Но как? Здесь собраны редакционные рекомендации, что и как рассказывать и показывать (и что не).
Хорошая заметка о поездке – это такая, какую невозможно написать, не съездив. Поэтому вот памятка в дорогу. Ну или для разбора впечатлений по возвращении.

Вот самое-самое главное: надо показать организацию погружений! Именно это отличает отчёт о поездке от, например, портфолио подводного фотографа, где сплошные подводные красоты.

КАК ПОСЫЛАТЬ МАТЕРИАЛ В РЕДАКЦИЮ

Важное: нарочно вынесено в самое начало!

Рекомендуем использовать Яндекс-Диск. При этом не следует зиповать картинки: чтоб сразу было видно превью.

Почему не надо кропить кадры? Фреймы в макете журнала сделаны под обычный аспект. А если картинка встаёт навылет, то необходимы технические припуски.

Выложили на Яндекс-Диск – шлите радактору мейл со ссылкой. Текст заметки прикрепляйте к мейлу – вордовым файлом или ссылкой на гуглодокумент.

Удобно, если помимо картинок полного разрешения в отдельную подпапку положены лёгкие превью типа по 1-2 мега) – без кропа, без водных знаков, строго под теми же именами.

Если возникают добавления – кладите туда же на Яндекс-Диск и снова шлите ссылку, коротко указав, что то-то и то-то добавлено.

ПРО ПОЛЬЗУ

Журнал намерен и обязан быть дайверу полезен – это помимо того, чтобы был сам по себе красив, познавателен и занимателен.

Например, в полезной заметке про тот или иной береговой ресорт так или иначе должны быть освещены следующие моменты, которые важны для дайвера, чтоб ему решить, ехать ли именно туда.

Во-первых, организация погружений – то есть:

  • какие лодки, какие гиды и сколько
  • как набивают/меняют баллоны, кто какие таскает тяжести
  • как выходят в море, как провожают/встречают лодку
  • какая прокатная снаряга, что везти с собой, а что брать на месте
  • какие фичи для фотографов и видеографов: отдельная комната/стол, ванна для опреснения камер и пр.

В-вторых, размещение и питание:

  • корпуса/коттеджи, номера
  • что как когда готовят/подают
  • какие развлечения на территории, за какими надо ехать куда (и зачем)

В-третьих, как добираться, какой трансфер: нынче эта информация меняется, и редакция сверится с текущими правлами, если что.

И только в последнюю очередь (sic!) – а что там под водой:

  • сколько в целом доступно сайтов (в режиме дейли-выездов, в режиме мини-сафари, безлимитно с мостков)
  • какая вообще в наличии флора-фауна: крупняк, косяки, сезонные явления, макро, эндемики, колонии и пр
  • какие отдельные достопримечательности (и чем они хороши): рэки, рифы, столбы, гроты, каньоны, арки, локации из фильмов и пр

Почему это важно? Природа общая, при одной акватории могут стоять рядом несколько ресортов, но ехать-то надо на один! Направление в целом выбрали, сезон более-менее выбрали, как лететь – выбор обычно невелик, но уж про конкретное место надо разузнать максимум. Кто поедет следом – скажет спаисбо.

Фото

Журнал иллюстрированный. То есть основа заметки – именно картинки. Если нечего показать – то не получится и рассказать.

Журнал подводный. Предполагается, что в заметке есть привязка к тем или иным погружениям человека под воду – это показано визуально.

Перед поездкой важно не полениться изучить, какие картинки из этого места вообще есть. Посмотреть и почитать, как и что другие снимали там в такой же сезон. Понять, что можно сделать точно так же – или по-другому, лучше.

Заметки, из которых можно почерпнуть информацию и/или вдохновение, могут найтись как в бумажном журнале, так и на этом сайте.

Ниже пара слов, как и что можно и нужно снимать над и под водой, чтоб набралось на журнальный репортаж.

ПОГОДА

Если кадр сделан в непогоду (дождь, шторм, буран) – то именно (не)погода и есть тема кадра. Значит, надо показать погодное явление максимально выпукло. Если дождь – то потоки воды. Если шторм – то разбивающиеся и перекатывающие через край волны.

Если удастся показать экшн, происходящий вопреки непогоде – то это вообще удача.

ОБЩИЕ ПЛАНЫ И ПАНОРАМЫ

Необходимо составить представление о месте и о местности. То есть дать объект на обширном фоне.

Если это судно (бот, яхта, лодка, пароход) – то показать целиком: и с большим запасом, и с хорошим заполнением кадра. Если это ресорт (отель, бивуак, турбаза) – то несколько открыточных планов. Если ехали на машинах – то полезно показать караван со стороны, парковку, разгрузку. И как что уложено в кузове / багажнике.

Эти кадры лучше делать в хорошую солнечную погоду с синим небом. Использовать поляризационный фильтр!

Эпический общий план – это почти всегда тянет на разворот. Вытянутая по горизонтали панорама (или кадр, где можно обрезать верх-низ) – тоже полезная для заметки картинка.

РАКУРСЫ

Типичное любительское фото снято средним планом с высоты глаз. Вот таких надо избегать!

Показывать существенные детали – с хорошим заполнением кадра. Менять угол и высоту: залезать на стремянку, на ступеньки, на этажи, приседать до земли или даже ложиться. Использовать глубину резкости: чтобы не прибивать предметы, фигуры, детали к фону. Показывать перспективу.

Избегать такого пересечения фигуры с фоновыми линиями, когда, например, горизонт отрезает персонажу голову: пусть пересекает фигуру ниже плеч.

ЛЮДИ

Человек в кадре – это либо герой, либо функция.

Герою положен портрет. Если единственный герой – автор, то портрет (в дайверском антураже) необходим тем более.

Функция может быть: модель (дайв-гид с фонариком), символ страны (полицейский, монах, торговец, разносчик чая, чистильщик обуви), неотъемлемая часть явления (рыбак, повар, капитан, даже толпа).

Человек под водой должен быть показан в хорошем триме и с горящим фонариком. Кто не умеет держаться под водой – тому не место в кадре. Люди с болтающимимся шлангами, дышащие из октопуса, торчащие вертикально, с голым пузом – не рассматриваются.

Не надо тратить плёнку на отдельные кадры людей, прямо не упоминаемых в заметке в качестве отдельных персонажей: потому что потом придётся объяснть, кто это и почему. Не надо отпускных групповых фото на память – ни надводных, ни подводных. Не надо обнимашек и панибратства с местными. Не надо сувениров. Не надо застолья и пьянки.

Фотограф, чьи кадры используются, должен быть отдельно отснят над и/или под водой со всей аппаратурой: за работой или в процессе сборки-разборки. Плюс компактный портрет: он идёт в кружок.

ЭКШН

Сцены с действием в кадре – самые сложные. Если нет уверенности – не надо тратить зря плёнку. Про постановочные кадры вообще надо забыть, если нет такого навыка.

В целом важно показать организацию погружений: как снаряжаются, как одеваются, как добираются до воды. Например, в Амстердаме или в Гамбурге городские дайверы едут во всей снаряге на трамвае – от клуба до места входа в воду.

Момент входа в воду также важен. А входят ведь не всегда бэкфлипом с зодиака или гигантским шагом. Например, на озере Сильфра в воду сходят по трапу. А ещё иногда массово десантируются на сильный дрифт с дайв-дека.

Кадры контакта и активного взаимодействия с фауной (и тем более обнимашки) – строго забанены.

ЕДА

Важный элемент колорита. Но фуд-стайлинг – отдельная наука.

Если невозможно удержаться, то: убрать из кадра всё лишнее, оставить само блюдо, чистые приборы и стаканы/бокалы – и снимать в режиме макро, строго в натуральном свете, с малой глубиной резкости. Не снимать початые и/или недоеденные блюда, а также людей за едой. Не надо снимать еду в темноте со вспышкой. Полезно показать ингредиенты «до» – и блюдо «после».

Из этапов стряпни эффектны только сцены с огнём: например, фламбирование – или торжественный вынос блюда.

Важно помнить, что в заметке может быть максимум пара околокулинарных фото.

СНАРЯГА

Показывать в надетом и снятом состоянии только исправную и хорошо пригнанную снарягу. Бренды и лейблы должны быть различимы.

Если наоборот – то тема кадра типа «ужасы неухоженного снаряжения». Это не всегда уместно.

Важно показать: DIN или YOKE, и в каком состоянии баллоны. Хороши, например, кадры, когда много одинаковой снаряги в ряд (баллонов, скутеров, комплектов) – и никого народу. Если есть прокатный фонд – показать его.

БЫТ И ИНТЕРЬЕРЫ

Опять же, отдельная наука.

Все помещения снимать пустыми и прибранными. Не снимать без естественного света (если только не полярная ночь, да и то). Все светильники в помещении должны гореть, если они в кадре: даже в дневное время.

Номера и бунгало снимать на длинной выдержке со штатива. Без вспышки. Каюты снимать с иллюминатором в кадре.

Здания, которые снимаем внутри, надо показать и снаружи.

Санузел снимать – только если это и впрямь нечто выдающееся.

ПОД ВОДОЙ

Макро – понятно. Кадр должен быть технически годным, а существо должно быть корректно видоопределено.

Широкий угол с дайвером или без: берём пример с призовых кадров или вообще с кадров в журнале. Всё уже придумано и и изобретено.

Если рэк – то минимум дайверов в кадре. Те дайверы, что в кадре – с горящими фонариками.

Вертикальные кадры весьма ценны. На горизонтальных кадрах не следует ставить главнй объект по центру: иначе такой кадр никогда не встанет на разворот!

Важно, чтобы именно разнообразные подводные кадры иллюстрировали рассказываемую историю.

Помимо художественных кадров, важны и ценны репортажные, ситуативные: фотограф, оператор, гид за работой, а также обмен знаками между бадди, отвисание перед всплытием.

Не забыть виды с водны на судно, на заход в воду и выход из воды. Отлично, когда в кадре совмещается всплывший дайвер (с буем или без) и плавсредство на фоне пейзажа.

ПЕРЕСЫЛКА

Сразу по возвращении необходимо по горячим следам сделать черновой отбор – и выложить подборку на Яндекс-Диск: без кропа и ватермарка! К важным для изложения кадрам сразу же прислать пояснение: кто там что делает и почему это важно.

Текст

В тексте заметки важна потребительская информация: что важно и нужно знать тому, кто соберётся в то же место в тот же сезон.

Художественные детали, научные факты, исторический фон – это для украшения. То есть в меру. А лучше чтоб вообще не было. Редакция это в состоянии восполнить. Если же даёте, то всё равно будет редакционный факт-чекинг.

Должны быть куски текста, сообщающиеся с фотографиями. То есть не только описание изображённого на фото, но и что осталось за кадром: как это было снято и что снять не удалось.

Копипаст исключён (и легко проверяется): всё можно и нужно говорить своими словами.

Особо важны отличия описываемого события, явления, времени-и-места от прочих. Что здесь не как везде и не как обычно? И точно так же важны сходства. Здесь – как где? Или как когда? Или как написано кем?

Как и с фото, полезно подготовиться к поездке: почитать, что и как писали об этих местах другие. Причём на разных языках. Но прежде всего – что было в «Предельной Глубине».

Ниже несколько важных моментов: и это НЕ порядок изложения, а чек-лист.

ДОРОГА И ЛОГИСТИКА

Важно: как и чем туда добираться. Если ехать по земле – то дорога и всё придорожное. Если лететь – то какие особенности пересадок, обилечивания, ожидания, стыковок. Встречи и проводы. Перевес на местных линиях. Пересечение границ. Чек-ин и чек-аут.

ДЕНЬГИ

Какие возникают местные расходы. Как и за что платить. Какие валюты в ходу, нужно ли менять и как. Что включено и что не. Что почём: несколько характерных примеров. Чаевые.

РАЗМЕЩЕНИЕ И ПИТАНИЕ

Что в номере/каюте/бунгало. Цвета, материалы, свет. Виды из окна. Рум-сервис. Какой стандарт розеток. Чем когда угощают. Что включено, что нет. Местные особенности: фрукты, рыба, способы готовки. Что повару удалось, что нет. Праздничные обеды-ужины. Выпивка.

ГЕОГРАФИЯ И ГИДРОГРАФИЯ

О водоёме вообще: география и история своими словами. В целом о местности, где погружения. Если маршрут – то важные точки. Подводные и надводные ориентиры и достопримечательности. Связь с кино, телевидением и художественной литературой, а также с историческими персонажами.

ПУБЛИКА

С большой осторожностью – кто и из каких стран здесь бывает. Знаменитости. Какие сервисы ориентированы именно на специфических гостей.

ПЛАТФОРМА

Если судно – то ТТХ, бортовой комфорт и послужной список, а также заведённые на борту специальные порядки.

Если ресорт – то общие свойства объекта, что было до того и какие намерения.

ИМЕНА

Точно фикисровать имена и регалии персонажей, названия ботов, ресортов, сайтов и географическую топонимику.

Вводить имена в текст – только если это действительно необходимо.

ИНТЕРВЬЮ

Это отдельный жанр! Если заметка НЕ задумана как одно сплошное интервью (с одним или несколькими персонажами), то встраивать отдельные вопросы-ответы в косвенную речь.

СНАРЯГА

Местные технические стандарты. DIN/YOKE. Как забивают и чем. Как хранится снаряга. Что в прокате и почём. Почему именно эти бренды и модели, а не те. Как чинят на месте, если ломается.

Про фотоаппаратуру (свою и чужую) – подробно.

НЫРЯЛКА

Общая организация процесса. Особенности. Кто и чем занимается. Как проходят брифинги и дебрифинги. Безопасность. Где ближайшая барокамера. Гиды: сколько, что умеют, как помогают, какая сертификация. Найтрокс, тримикс, глубокий воздух.

Одно погружение – подробно, начиная с брифинга и до подъёма на борт.

ФЛОРА И ФАУНА

То, зачем сюда едут. Сезонность. Что удалось снять и что не.

САЙТЫ

Какие есть вообще. Диапазон глубин. Течения, прозрак. Экология. Минимум три разноплановых сайта – подробно.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Один типичный день подробно.

АВТОР

Почему именно я, почему именно сейчас и именно туда, и именно таким путём, и именно за этим, а не за чем-то другим.

Каким вошёл и каким вышел, чему научился, чему удивился. Чего ждал и что увидел. Если бывал здесь раньше – сказать, когда, и сравнить. Если не бывал – то почему.

Если автор делает себя героем своего рассказа – то это должен быть единственный герой. Никаких «мы». Или обезличенно, либо же в неопределённо-личной форме.

БРЕНДЫ И PLACEMENT

Если по просьбе редакции с собой взято брендированное изделие – показывать его в естественных ситуациях применения. Не сравнивать с другими. Подчёркивать полезные свойства.

НАЧАЛО И КОНЕЦ

Это вообще самое важное. «В один прекрасный день…» и «усталые, но довольные…» – не годится. И про «приехать сюда ещё» тоже не очень.

Хорошо, когда начало и конец перекликаются – и на секунду выводят повествование на обобщённый космический план.

Об этом хорошо думается в самолёте, например!

ПРАВИЛА ФОРМЫ

Они несложные и в целом очевидные (каждый же читает всякую прессу) – но пусть будут тут ещё раз на всякий случай:

  • не призывать
  • не оценивать и тем более на нахваливать
  • не обращаться к читателю ни на «ты», ни на «вы»: вообще никак
  • не писать во втором лице

За вопросами и уточнениями можно и нужно писать редактору k@pglubina.RU

Поделиться