«Безопасность погружений с ребризером» — статья Сергея Горпинюка. Фото автора.

ТРИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ВОПРОСА ПО ТЕХНИКЕ И АВАРИЙНЫМ ПРОЦЕДУРАМ

Ребризеры становятся всё популярнее среди дайверов. Для этого есть много достойных причин: тёплый и влажный газ в контуре, тишина, выигрыш по декомпрессии, значительная экономия денег на глубоких тримиксных погружениях. Ребризер — отличный инструмент, позволяющий дайверу работать на глубине в тепле, тишине и комфорте.

Всё больше компаний начинают производить собственные ребризеры.

Учебные агентства расширяют перечень одобренных аппаратов и список возможных курсов. Однако этот бурный рост и разнообразие моделей и курсов начинают ставить концептуальные вопросы, которые не всегда очевидны для начинающих дайверов и даже для инструкторов. Эти вопросы напрямую касаются безопасности погружений на ребризерах.

1. ЛОГИКА РАБОТЫ HUD

HUD — это светодиодный индикатор, который располагается перед глазами дайвера. Его задача — оперативно информировать человека о состоянии аппарата.

У надёжных и проверенных годами аппаратов HUD показывает дайверу логическое состояние аппарата:

Ровный зелёный цвет — всё в порядке, можно спокойно продолжать погружение и дышать из контура.

Зелёный заморгал — дышать из контура можно, но нужно обратить внимание на наручный дисплей, на котором будет подробно показана причина привлечения внимания дайвера.

HUD матрица 4×3 светодиодов

HUD матрица 4×3 светодиодов схема 

HUD матрица 5×3 светодиодов

HUD матрица 4×3 светодиодов

Загорелся красный цвет — из контура дышать нельзя! Переход на бейлаут (аварийный запас газа)! И только затем смотрим на дисплей и выясняем причины аварии. Одновременно с появлением красного сигнала включается баззер (пищалка), который также активно привлекает внимание дайвера и даёт команду на переключение на аварийный источник дыхания.

Такая логика даёт дайверу мгновенную, точную и достаточную информацию не для размышления, а для стандартных шаблонных действий. Дайверу не нужно тратить бесценные секунды на оценку состояния аппарата и на принятие решения.

Для появления сигнала тревоги всегда есть какая-то причина. И эта причина может воздействовать как на аппарат, так и на самого дайвера, у которого просто может не хватить времени и возможности на оценку и принятие адекватного решения. При штатной работе аппарата HUD не отвлекает внимание дайвера. Но когда это необходимо, надёжно и доходчиво сигнализирует о проблеме. Изменения логического состояния ребризера не требуют специального заучивания, интуитивно понятны и достаточно информативны.

В последнее время появляется всё больше моделей ребризеров, которые выводят на HUD не логическую, а техническую информацию. Светодиоды количеством морганий показывают парциальное давление кислорода для каждого из датчиков. А цвет светодиодов отображает диапазон значений парциального давления кислорода в контуре или другие технические параметры.

1. Всё в порядке. Можно дышать из контура и продолжать погружение. 2. Посмотри на дисплей! Дышать из контура и продолжать погружение можно.  3. Авария!!! Переходи на аварийный источник дыхания. Из контура дышать нельзя!

Как правило, светодиоды продолжают моргать на протяжении всего погружения. По сути, в таких аппаратах HUD во многом дублирует показания наручного дисплея.

Аргумент разработчиков на первый взгляд вполне логичный: «даже при отказе наручного дисплея можно продолжить погружение, получая информацию с HUD».

Но при отказе любого значимого элемента ребризера нельзя продолжать погружение!

Нужно переключаться на бейлаут и завершать погружение!

Дайверы совершают погружения не для того, чтобы Родину спасти. У дайверов нет задач, требующих во что бы то ни стало продолжать погружение. У промышленных водолазов, к слову, также нет таких задач. У дайверов и водолазов главная задача — выйти с погружения живым и здоровым. Не нужно путать работу спецподразделений с фотографированием рыбок!

Постоянное назойливое моргание «цветомузыки» перед глазами приводит к отключению восприятия информации с HUD, особенно когда дайвер занят чемто важным или интересным.

Но главная проблема такой логики — информация с HUD требует слишком много времени на её осознание и на принятие решения. В аварийной ситуации всё это время дайвер продолжает дышать непригодным газом из контура. Последствия такого дыхания легко предсказуемы.

2. ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НА БЕЙЛАУТ (АВАРИЙНЫЙ ИСТОЧНИК ГАЗА)

Классическая школа ребризер-дайвинга учит при переключении на бейлаут сначала закрыть контур, а затем включиться в бейлаут.

Такая методика на первый взгляд тоже вполне логичная — сохраняем контур от затопления и защищаем дорогие датчики от воды.

Но и здесь не всё так однозначно.

Ребризер даёт возможность совершать длительные погружения. Даже в относительно тёплой воде в долгих погружениях лучше использовать сухой гидрокостюм. А на территории России сухарь нужен практически во всех водоёмах. В результате дайверу приходится одновременно контролировать три независимые камеры с газом, которые влияют на плавучесть. a) Сухой костюм b) Крыло c) Дыхательный контур

Пока погружение проходит в штатном режиме, дайвер уверенно справляется с контролем этих трёх камер. Иначе ему не следует нырять на этом уровне сложности.

BOV MEG 

Обычная клапанная коробка без BOV

BOV

Но что случится, если произойдёт авария?

Нужно понимать, что авария редко случается просто так, на ровном месте. Для аварии всегда есть какая-то причина. И любой человек всегда будет реагировать на аварию эмоционально и решать проблемы доступными способами. И вот на фоне аварийной ситуации дайвер переключается на бейлаут и перекрывает контур. Затем он начинает процедуру всплытия, так как количество аварийного запаса газа ограничено. Какие задачи придётся решать дайверу одновременно? a) эмоциональная реакция на аварию; b) решение проблем, вызвавших эту аварию; c) коммуникация с напарником; d) процедура всплытия; e) одновременное контролируемое стравливание газа из трёх камер (сухарь, крыло и контур)

Обычная клапанная коробка со шлангами без BOV

Вероятность ошибки при такой операционной нагрузке очень велика…

Так что, может быть, всё-таки при переключении на бейлаут не перекрывать контур ребризера?

Это позволит свободно выходить лишнему газу из контура и значительно облегчить контроль плавучести.

Дальше — самое интересное. На многих популярных ребризерах с наплечными противолёгкими количество воды, попавшей в контур, минимально. Однако для такой аварийной процедуры в любом случае нужно использовать крыло, позволяющее компенсировать даже полное затопление контура.

Современные датчики, как правило, имеют гидрофобную мембрану, которая защищает датчик от воздействия даже солёной морской воды.

В любом случае, какой смысл сравнивать риски для датчиков с рисками для дайвера?

Обычная клапанная коробка со шлангами без BOV

3. BOV. BAILOUT VALVE. КЛАПАН ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НА АВАРИЙНЫЙ ЗАПАС ГАЗА

Этот клапан позволяет переключиться на бейлаут, не вынимая загубник изо рта.

При таком переключении автоматически перекрывается дыхательный контур ребризера.

И тоже на первый взгляд кажется, что идея неплохая — совместить в одном устройстве и основной дыхательный контур, и подачу аварийного газа. Но все мы знаем, какая дорога выстлана благими намерениями.

Начнём с того, что при переключении на бейлаут перекрывается дыхательный контур ребризера. (Смотри пункт 2 этой статьи).

Одно из базовых правил для дублирующих систем говорит о том, что у основной и резервной дыхательной системы не должно быть общих узлов. Потому, что при отказе этого общего узла отказывают и обе системы. А у BOV есть одна критически важная деталь, которая работает и в контуре ребризера, и в системе аварийной подачи газа — это загубник. Что может случиться с загубником? Он может просто слететь с корпуса BOV, его можно отжевать, может лопнуть хомут или пластиковый мундштук, на который этот загубник надевается. И если выходит из строя загубник, то дайвер одновременно теряет и основной дыхательный контур ребризера, и аварийную систему подачи газа. В такой ситуации нужно иметь независимый источник аварийной подачи газа, который должен быть легко доступен в любой момент. Но зачем тогда BOV?

Реальное поведение человека в стрессовой или аварийной ситуации сильно отличается от того, как человек себе это поведение представляет. Накопленный опыт многих погружений и тщательныцй анализ аварий позволяют создавать удобное безопасное снаряжение и методики обучения, которые будут учитывать реальные возможности дайвера.

Всем комфортных погружений и безопасных всплытий! 

Поделиться