Ноябрьское воскресенье зовёт поспать подольше, а потом весь день пересматривать любимый сериал. Но нет: накануне любимый Щёлковский показал первый осенний прозрак – значит, нырять и только нырять. Прямо с утра.
Настоящий домашний водоём для подводного москвича: хоть Москва и порт пяти морей (или семи?), а понырять-то и негде! Настоящие приморские и портовые города —другое дело, там городской дайвинг по-настоящему морской, реже озёрный. А у нас — карьерный. В искусственном, если разобраться, водном резервуаре. Эта искусственность открыла для дайвинга новые возможности: размещать на грунте рукотворные конструкции, предметы и фигуры — очень даже можно, в отличие от естественных водоёмов, где это было бы загрязнением среды. Железяки, водворённые на дно, теперь не просто рухлядь: они — артефакты. Дайверы их знают, любят и ценят.
Первый раз карьер призвал меня в начале марта 2020 года: успел промочить жабры перед самым локдауном. Но то был курс подлёдного дайвинга, так что до знакомства с артефактами не дошло: вся работа у поверхности, а подтаявший лёд съел весь прозрак. А ведь за неделю до меня здесь поставил свой дерзкий подлёдный рекорд сам Алексей Молчанов: 180 метров на задержке дыхания подо льдом — и прозрак был!
Кто раз попал на Доломитовый — тому уже не отвертеться. Сбился уже со счёта, сколько сделал заездов. И всякий раз по поводу. В октябре тревожного двадцатого года выбрался на Frogman Demo Day, чтоб влиться в массовый заныр счастливых обладателей отечественного сухаря Frogman: полсотни дайверов одновременно — рекорд гостеприимства и чемпионская логистика дайв-центра «Пятый элемент», который опекает подводные красоты Щёлковского карьера. Все нынешние донные артефакты — это многолетняя плановая работа Алексея Степаненко, отца-основателя.
Причём карьер — живая экосистема, а не только лишь вместилище объектов. Всё жаркое лето 2021 года вода цвела, прозрака ноль, и подводным фотографам было нечем заняться на акватории, разве что камеру опреснить после поездки на море, да и то условно.
И вот осень, флора сделала своё дело, чуть похолодало, муть разошлась — и ежедневные замеры показали годный для фотосъёмки прозрак как раз к выходным. Воскресным ноябрьским утром стою на мостках во всеоружии, рядом айсинструктор Олег Никитин, он же на сегодня гид и фотомодель. Это именно Олег по секрету мне рассказал про открывшийся прозрак, чтоб нам первыми им насладиться. Ранний подъём, 20 км от МКАД по Щёлковскому шоссе, потом последняя черепашья миля по грунтовке, потом по-быстрому чай-кофе со вкусняшками, как без них, а бессменный распорядитель дайв-центра Михаил Соколов тут как тут, ловко подкатывает баллоны и груза, и вот уже только мы двое — и бескрайняя гладь воды. ОК, не бескрайняя: от мостков «Пятого элемента» поперёк воды до берега меньше пятисот метров, там мрачные индустриальные корпуса, но если смотреть вдоль карьера на восток, до дальних дач километра полтора акватории, это уже вполне волжский простор. Конечно, не всё тут нырябельно, но мы и не нырнули же ещё.
Занёс ласту для гигантского шага — и задумался. Про артефакты, поснимать которые я так резво собрался и прискакал, знаю только по рассказам Олега. Да, разумеется, листал журнальные заметки Александра Борисовича Кроткова —но мастер и из самой скромной натуры умело вытянет цельный репортаж на радость строгой редакции. Олег же рассказывал про куда более широкий подводный ассортимент. Вон рыбаки, как у них это принято, привирают про улов. Нет ли и тут какого (нечаянного, разумеется) преувеличения? Неужто их, артефактов, тут вот прямо столько?
Первое погружение и первый объект для съёмки — НЛО. Точнее, объект этот уже долетался. Но ещё светится и норовит пульнуть в дайвера лазером. На безопасном удалении от задиристых пришельцев — врунгелевская яхта «поБЕДА». Обещают, что ей не вечно стоять на приколе: скоро, мол, даже ещё скорее, чем думают, поднимет она вновь паруса! Съезжу проверить.
Дальнейшее подводное движение регулирует натуральный светофор. Пока ждал зелёного, поупражнял трим. Инструктор трим одобрил, поприветствовал знакомого розового носорога, следуем дальше. Мимо телевизора —к маяку. Объект действующий, фонарь вращается, смотритель исправно служит. Заблудившихся ноль, говорит. Ну мы и сами в курсе.
Когда по воле режиссёра в один фильм вставлены персонажи из разных нарративов, романов, комиксов — это называется кроссовер, типа как Чужой против Хищника или Супермен против Бэтмена. И вот смотрю — и вижу, что режиссёр Алексей Степаненко свёл на дне карьера Змея Горыныча и меч короля Артура: трёхглавый его то ли стережёт, то ли предлагает выдернуть из камня. Хотя если это меч-кладенец, то никакой интриги. С ним пришёл, от него и сгинет.
И это только первый дайв! С ненаучнофантастическим уклоном. Кто этот маршрут прошёл — ОК, есть второй, панковский, с переходом на ужастики и пост-апокалипсис. Ровно по расписанию (или чуть позже) на точку выходит легендарный «Щелкунчик» — тихоходная платформа. Медленно, но хоть не на ластах грести через половину карьера. Следующая остановка — точка А: дайвер шагает в воду, включает свет и озирается. Саспенс нарастает.
Кто ещё помнит Павловский Автобусный Завод? А вот три буквы ПАЗ или ласкательно ПАЗик знает каждый! Особенно кому за сорок или кто не чужд сельской местности. ПАЗик очень узнаваемый транспорт: его конструировали прилежные олдскульные специалисты, искренне не знавшие слова «дизайн». Манекены этих конструкторов теперь обречены вечно ехать по дну карьера в каркасе своего орденоносного изделия. Гиды иной раз нарочно не предупреждают новичков, что автобус населён пассажирами: и тогда расход воздуха краткосрочно увеличивается, а пульс учащается. Отличный стресс-тест. Если же чисто технически —то автобус ПАЗ вполне годится для тренировки по широкоугольной съёмке настоящих рэков: есть и угловатость, и протяжённость, и просветы. Поставлен автобус так, будто и впрямь неспешно катится по просёлку —из некой точки А, где мы сошли со «Щелкунчика». И по правилам фильма ужасов автобус должен врезаться в стену.
Стена вырастает из мглы неожиданно. И поставили её как раз для киносъёмок. Дайверам, кажется, положены контрамарки на премьеру. Не знаю, как там оно у киношников, а вот фотографу как подступиться к стене? С какой стороны — в прямом и в переносном смысле? Азы фотокомпозиции: если не получается разместить объект в кадре, надо ввести ещё объект. Или модель. Тут Олег Никитин очень пригодился. Фонарь, трим, пузыри — классика. Садись, пять. Перевалили за стену.
Навстречу автобусу из точки Б едет со скоростью ноль километров в час Daewoo Nexia. Эй, шеф, тачку мыть нужно! Хотя бы раз в сезон. Кругом вода, а машина вся в какой-то подводной пыли. Оказывается, Алексей Степаненко нас нарочно послал по этому маршруту, чтоб проверить, не пора ли тачке на мойку. Теперь вот посмотрел кадры: да, пора, пожалуй. Наверняка к Новому году уже отполировали весь хром и сделали химчистку салона с ароматизацией.
Но это ещё не точка Б. Машина ведь не сама по себе решила отправиться в путь: её явно кто-то спугнул! Нагнал жути — и гонится за ней, лязгая зубами. Его зовут Геннадий, он работает крокодилом. Но не в зоопарке, а на карьере. Фотогеничен. И это тоже упражнение: не поднять муть! Это пресноводье, ила тут много, он природный, без него карьер был бы не водоёмом, а просто скучным бассейном. В иле живут, например, раки: встретили парочку. В месяце ноябре есть буква Р, так что раки, наверно, съедобные. Но оставили для приплода. Алексей Степаненко регулярно проводит зарыбление карьера. Однажды вся ихтиофауна соберётся в большой косяк и покажет то ли ход сардин, то ли крабовый подинг.
Всё, конец фильма. Выбраться на берег, отряхнуться, переоблачиться. Чай согрет, плюшки отливают сахарным боком, всё по протоколу. Гостеприимство с большой буквы! К вечном спору, кто кого красит — дайвер водоём или наоборот, и вообще кто на ком стоял. С такой аккуратностью, тщательностью, душевностью, как у «Пятого элемента» — грех жаловаться на водоём. Тем более его последовательно улучшают, дооснащают, зарыбляют. Доверили б этим парням не карьер, а море — они б свернули горы!
Если кто ещё не убедился лично: в Щёлковском, как в капле воды, отражён весь дайвинг. Вот вообще весь. Сдавать открытую воду? Запросто. Осваивать сухарь и айс? Все условия. Отрабатывать техно — трим, манипуляции, проникновение? Сколько угодно. Ориентирование? Вообще отлично. Выставлять свет на широкий угол и на макро, с моделью и без? Сам не раз делал, рекомендую. Тусовочное мероприятие? Было, и не раз. Конкурс подводной фотографии? Во, кажется, ещё не делали. Надо устроить! Короче, перебирая это всё в уме по дороге домой, пришёл к логичному решению не откладывая сгонять на Щёлковский сразу в следующий уик-энд. Затягивает, затягивает! Что вы там в чаёк добавляете?
Этот и предыдущие выпуски журнала читайте бесплатно на issuu.com
Или по подписке на Литрес.