Я занимаюсь фотографией уже лет 15, но основным моим направлением всегда была пейзажная фотография. Про пейзажи говорят, что это одновременно самый простой и самый сложный жанр. Простой — потому что достаточно выйти на улицу, и вот он перед вами — пейзаж. А сложный — потому что не так просто, оказывается, убрать из кадра всё лишнее и вычленить главное. Сделать фотографию таким образом, чтобы она «цепляла» зрителя. Впрочем, это уже касается любого жанра фото.
Так вот, хоть и занимался я пейзажем, но под воду камеру брать тоже не забывал. Правда, был это компакт в боксе с плоским портом. Так что и макро нормально не снять, и о широком угле речи не шло.
И вот задумал я всё-таки собрать комплект для подводной съёмки на базе зеркалки. Сказано — сделано. Решил брать все комплектующие Б/У — так получалось значительно дешевле. Последними покупал вспышки. Прямо перед поездкой в Египет.
И тут я подхожу к тому самому неприятному случаю, о котором упоминал вначале. На второй день нырялки одна из вспышек отказалась работать. Совсем. То есть какие-то признаки жизни подавала, но свою основную функцию не выполняла никак. Я, конечно, расстроился, но зная, что снимать можно и с одной вспышкой, стал выковыривать из памяти обрывки знаний о том, как это делается, и как располагать одну вспышку при съёмке.
По возвращении из Египта я сразу стал искать, где занимаются ремонтом подобной техники. К моему удивлению и разочарованию вырисовывался простой ответ — «нигде». Правда на одном из форумов кто-то упомянул, что можно попробовать обратиться к некоему Владимиру, и даже оставил номер телефона.
Раз выбора всё равно нет, набираю этот номер. Далее у меня состоялся такой диалог: «Здравствуйте, говорят, вы занимаетесь ремонтом подводной техники? » — «Да, занимаюсь. Всем кроме вспышек». На этом разговор мог бы быть закончен, и я бы сейчас не писал эту заметку. Но мы разговорились, познакомились и оказалось, что «Владимир» — это Владимир Алексеевич Гудзев, фоторедактор всеми любимого журнала. Тогда же он сделал мне необычное предложение — поучаствовать в фотовыставке на Moscow Dive Show.
Я отправил Владимиру несколько своих фото — кандидатов на участие, и получив ответ, буквально скривился — я прекрасно понимал, что довести выбранное фото до выставочного уровня будет совсем не просто.
Фото было таким. До сих пор удивляюсь, что Владимир углядел в нем потенциал:
![](https://pglubina.ru/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-30_11-36-42-1024x659.png)
Но участием я к этому моменту уже загорелся, а Владимир, выбрав фото, добавил: «Только если обработаете аккуратно», поэтому без промедления я сел за обработку.
Первое, чем я решил заняться, это поискать в интернете советы и приёмы по обработке подводных фотографий. Каково же было моё удивление, когда я понял, что таковых практически нет. Были, конечно, какие-то статейки на нужную тему, но либо там описывались совершенно очевидные вещи, либо приёмы были довольно сомнительны. Поэтому через какое-то время бесплодных поисков я пришёл к выводу, что нужно всё делать самому. Тем более, некий багаж знаний по обработке пейзажей имелся, и оставалось только адаптировать приёмы под подводное фото.
В результате 5 часов мучений получилось следующее:
![](https://pglubina.ru/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-30_11-40-12-1024x742.png)
Тогда я ещё не знал, что это фото будет участвовать ещё в нескольких выставках и даже попадёт в финал конкурса «Золотая Черепаха».
Но давайте попробуем разобраться, с чем мне пришлось столкнуться при обработке этого фото:
• Во-первых, это, конечно, потеря цвета. С этим сталкивается практически любой подводный фотограф, особенно если снимает что-то на широкий угол и не в упор. К слову сказать, это только кажется, что на фото цветов нет. На самом деле «проявить» цвета — это одна из самых простых задач — достаточно подвигать ползунки цветовой температуры и оттенка.
• Во-вторых, на исходном фото довольно слабый контраст. Это тоже обычное дело для подводных фотографий. Кстати, не только для подводных, на воздухе контраст тоже падает с расстоянием, но не так быстро, как в воде. И приёмы для повышения контраста, особенно контраста в деталях, такие же, как при обычной съёмке, разве что эффекты, применяемые при обработке, приходится усиливать пропорционально падению контраста под водой.
• Лишний объект в кадре. Совершенно обычное дело. Как говорится, всегда найдется друг, который испортит кадр. Так вот, когда такой «друг» вдалеке и не занимает полкадра, от него вполне не сложно избавиться средствами Фотошопа: штампом или даже инструментом «Удаление точек». Кстати, в фотоконкурсах на такую ретушь смотрят сквозь пальцы.
• Неподходящий удлинитель порта. А это уже моя ошибка. Я не проконтролировал заранее, что при использовании объектива «рыбий глаз» часть удлинителя будет попадать в кадр. Как оказалось, проблема тоже решаемая, причём в случае с данным кадром, в один клик — достаточно включить коррекцию профиля объектива.
• Наконец, самое главное и самое неприятное: взвесь. Стоит слегка неправильно расположить вспышку, как тут же в кадре оказывается множество подсвеченных частиц песка и планктона. Подводные фотографы иногда называют такой эффект «снегом». А иногда снег возникает, даже если всё сделать правильно. Например, просто из-за слишком большого количества частиц в воде. Например, при съёмке этого кадра дюгонь в процессе поедания водорослей поднимал очень много песка со дна.
Обрабатывая это фото, я многое осознал и многому научился. Но, опуская детали, самое главное, что я понял — это то, что конечная фотография, которую вы показываете зрителям, может отличаться от исходного кадра довольно сильно, пожалуй, гораздо сильнее, чем в пейзаже. И ничего в этом страшного нет. Самое главное — это не показать документально сцену, и не угадать правильно оттенок кожи или чешуи подводного обитателя (тем более этого сделать практически невозможно, без того чтобы не вытащить этого обитателя на поверхность). Самое важное — это передать собственные ощущения и эмоции от увиденного. И если в этом вы будете искренни, то и зритель вашу работу оценит.
Но это было небольшое лирическое отступление. А сейчас давайте посмотрим, какие ещё неприятности подстерегают подводного фотографа.
• Бывает, что погружение идёт не по сценарию, или условия оказываются не такими, как их себе представлял на берегу. Так случилось и в тот раз. Планировали идти на рэк, лежащий довольно глубоко. Но я не ожидал, что на 40 метрах будет настолько темно. Да еще и прозрак оставлял желать лучшего, так что вспышки пришлось выключить, что в той ситуации оказалось единственно правильным решением. А неправильным решением были установки съёмки, которые я выставил ещё до погружения. А если точнее, то не хватило светочувствительности, и кадры получились очень тёмными.
Настолько, что, глядя на всю серию на маленьком дисплее фотоаппарата, я даже подумал, что съёмка полностью испорчена. Как оказалось, эта проблема легко решалась увеличением экспозиции всего кадра и отдельно градиентным фильтром с максимальным эффектом осветления внизу. Всё это в модуле Adobe Camera RAW в Фотошопе. В итоге получилось что-то, что не стыдно показать людям (и напечатать в журнале): Конечно, при такой обработке добавились шумы, но, к счастью, с ними справился даже встроенный в Фотошоп фильтр шумоподавления.
![Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Chjotkost-1.png](https://pglubina.ru/wp-content/uploads/2023/07/Chjotkost-1.png)
• А как-то на Мальдивах я пытался снять манту во время ночного снорклинга. И тут то ли режим TTL у вспышек не справился, то ли манта попала под яркий луч прожектора, светившего с корабля, но в результате манта оказалась практически полностью пересвеченной. Хорошо, что я не удаляю кадры во время поездки! Уже вернувшись домой и открыв RAW файл в Фотошопе, я увидел, что детали можно проявить. Чтобы в этом убедиться, достаточно было просто уменьшить экспозицию В результате я взялся обрабатывать этот кадр и в итоге опять получил что-то, что можно было показать зрителям. Однако, тут стоит обратить особое внимание, что «вытащить» информацию из пересвеченных областей есть шанс только в том случае, если съёмка велась в формате RAW. Если бы я снимал в jpeg, этому кадру была бы одна дорога — в корзину. В целом же, как показывает практика, если уж не получается сразу сделать кадр правильно экспонированным, то безопаснее недосветить, чем пересветить. Естественно, это относится к любому виду съёмки.
• Бывают, однако, и ситуации, когда всё сделал правильно или почти правильно, а кадр всё равно не смотрится. Например, когда скорпена сливается с фоном:
![](https://pglubina.ru/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-30_15-51-59-1024x658.png)
Да ещё и весь кадр получился слишком пёстрым. При съёмке тут вряд ли что-то можно было сделать. Тем более, что скорпен, сидящих на кораллах, бывает действительно сложно заметить. Тут на помощь снова приходит обработка. В моём случае это как обычно модуль фотошопа Camera RAW, а именно инструмент «радиальный фильтр». Также можно было воспользоваться одним из самых универсальных инструментов этого модуля — кистью.
![](https://pglubina.ru/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-30_15-52-21-1024x659.png)
• А еще внимательный фотограф старается избавиться от хроматических аберраций. На всякий случай поясню: хроматические аберрации — это такая фиолетовая, зелёная или синяя кайма на границах контрастных объектов. Как правило появляются они по краям кадра.
![](https://pglubina.ru/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-30_15-56-20-1024x1011.png)
При обычной съёмке от них можно практически полностью избавиться, поставив всего одну галочку:
![](https://pglubina.ru/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-30_15-55-05-1024x820.png)
Но для подводной фотографии это поможет лишь частично, потому что неидеальная оптика порта их значительно усиливает. К счастью, можно воспользоваться ручным режимом, а окончательно убрать их поможет, как ни странно, фильтр «Уменьшение шума», который воспринимает аберрации как цветовые шумы.
• И, наконец, один из главных грехов подводного фотографа — это неправильно расположенный свет. И привести он может не только к высвеченной взвеси, но и к совершенно неправильно освещённому кадру. Например, к такому:
![](https://pglubina.ru/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-30_15-55-46-1024x941.png)
И, как ни странно, даже такой кадр можно «вытащить», особенно если снимать в формате RAW. Интенсивная работа кистями, т. е. локальное затемнение, локальное осветление, одни участки делаем «теплее», другие «холоднее», и наконец получаем такой результат:
![](https://pglubina.ru/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-30_15-56-04-1024x1016.png)
Однако, я настоятельно рекомендую не повторять подобные опыты. Ну разве что в качестве тренировки, как это делал я. Гораздо лучше сразу правильно расположить свет. Тогда и возиться придется меньше и результат будет лучше.
А ещё в один прекрасный момент я задался вопросом: в интернете существует огромное количество пресетов для Лайтрума. Пресетов практически на все случаи жизни. Но я ни разу не встречал пресетов для подводной съёмки. На самом деле ответ на этот вопрос лежит на поверхности: подводные кадры слишком разные. И пресет, работающий для одного кадра, будет совершенно не подходить для десяти других. Даже при одинаковых условиях съёмки стоит опуститься на метр глубже или отодвинуться от объекта сантиметров на 20, и результат использования пресета будет совсем другим.
Сам я не являюсь поклонником Лайтрума. Считаю, что Лайтрум — это удел свадебных фотографов и репортажников, словом фотографов, имеющих дело со множеством фотографий, снятых в примерно одинаковых условиях. Подводное же фото — товар штучный. И тем не менее меня не отпускала задача создания набора пресетов, с помощью которого можно было бы улучшить любой подводный кадр вне зависимости от глубины, использования вспышки и цвета воды. И задачу эту мне удалось решить. Я создал два набора пресетов: для синей воды, в которой снимают большинство, и для зелёной. Правда, ценой универсальности — а я протестировал их на сотне разных фотографий снятых разными людьми на разную технику — стало количество пресетов: 56 штук.
Кстати, с зелёной водой всё оказалось значительно сложнее. Во-первых, потому что оттенков зелёного оказалось гораздо больше, чем синего. А во‑вторых, даже вручную привести лицо дайвера к естественному цвету — а именно к этому стоит стремиться, если дайвер есть в кадре, оказалось значительно сложнее, что уж говорить об ограниченном наборе пресетов.
А в какой-то момент я осознал, что мне задают много вопросов по обработке подводных фото. И понял, что вопросы по сути одни и те же. Тогда я стал пытаться систематизировать трудности, с которыми сталкивается практически любой подводный фотограф, и оказалось, что и проблемы, и пути их решения вполне укладываются в определенный набор шаблонов. Так и родился мой авторский курс по обработке подводной фотографии. В своём курсе я даю всю информацию, необходимую для обработки подводных фотографий «с нуля». Курс подойдет для даже тех, кто впервые видит Фотошоп. Если захотите пообщаться лично, пишите или звоните мне: страница в ВК.
P. S. А вспышку мне Владимир Алексеевич так и не починил. Точнее, она оказалась неремонтопригодной. Зато помог с покупкой новой. Вернее, не новой, а опять б/у. Но эта вспышка служит мне и по сей день.
Андрей Носик для ПГ №5/2020