Формула Джибути. Александр Филимоненко записал, как хабаровчанин Дмитрий Чикишев открывает ещё один берег Красного моря: Джибути – что там кроме китовых?

Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути
Изображение Формула Джибути

Джибути – маленькое родимое пятно на чёрном теле Африки. Островок относительного благополучия, словно прижатый к морю своими неспокойными странами-соседями, пристанище для соседских беженцев. А ещё Джибути – выигрышная военно-стратегическая точка у самого горлышка Красного моря, важнейший транспортный перевалочный пункт на Восточном побережье Африки. И помимо всего этого, Джибути – одно из немногих мест в мире, где часто встречается китовая акула – заветная мечта многих дайверов.

В составе первого отечественного десанта, открывшего нырялку в Джибути, оказались дайверы из разных городов, в том числе из Хабаровска.

ХАБАРОВСК-МОСКВА-ПАРИЖ

Сначала я предложил нашей хабаровской группе лететь в Африку через Сеул и Дубай, но народ посчитал, что чуть дешевле добираться через Москву и Париж. Ну что ж, посмотрим на Париж. По прилете в Москву сообщили, что бастует парижский аэропорт. В состоянии полной неопределенности мы отправились спать. Утром пришла информация, что наш рейс примут в Франции.

Мы приземлились во французской столице вечером, и нас встретила полная неразбериха. Аэропорт имени Шарля де Голля громадный, запутанный и очень запущенный на вид. Его состояние просто плачевно: потеки на потолках, плесень… По территории аэропорта организовано автобусное сообщение, между корпусами проложена и железная дорога. Никто не мог нам ничего объяснить, видимо не хватало сотрудников. Наши перемещения по аэропорту вспоминаются как тур по Европе. Часа полтора ехали на автобусе, потом на поезде, потом опять на автобусе. Кое-как нашли посадку. В Европе уже везде действуют электронные билеты, т. е. у тебя на руках только клочок бумажки с фамилией и номером рейса. Эта ситуация с непривычки немного напрягает, но система работает.

ПАРИЖ-ДЖИБУТИ

Я думал, что лететь в Джибути часа четыре. Оказалось 7 часов 10 минут! Мы прибыли аншлаговым рейсом британской авиакомпании, которая специализируется на непопулярных маршрутах типа Париж-Джибути. Обслуживание в полете было образцовым.

Виза в страну стоит 30 долларов. Иммиграционные карточки заполняли на коленке. Вместе с паспортами их забрали и куда-то унесли. Не очень-то комфортно оставаться на территории африканского государства без документов. Но эти волнения показались сущей мелочью, когда пришло время получать багаж. Потому что получать было… нечего! Ни один наш чемодан не прибыл из Парижа! А ведь там снаряжение для дайвинга, фотоаппаратура, вещи.

В Париже наш транзит оформили по всем правилам, но грузчики продолжали бастовать, и весь багаж остался во Франции. Так нас коснулась их всеобщая забастовка!

ВОЗДУХ ДЖИБУТИ

Первое впечатление – в Африке ничем не пахнет! Выходишь, например, из самолета в Таиланде, и тебя встречает тропическая влажность, запахи. А воздух Джибути совсем не возбуждает органы обоняния.

В столице Джибути всего две достопримечательности – порт и дворец президента. Каждый раз гид нам гордо показывал на них, и мы встречали его слова аплодисментами и криками «браво». Порт огромен, все причалы забиты контейнеровозами, на каждом контейнеры в 8-10 рядов в высоту.

Архитектура в столице, в основном, французская, ведь именно Франция предоставила Джибути независимость в 1977 году. С тех пор, видимо, ни одно здание не ремонтировалось. Такси в Джибути зеленого цвета. Движение в стране правосторонее, но встречаются и праворульные японские машины.

В столице живут две трети всех джибутийцев (их всего полмиллиона) и делаются почти все деньги. Поразило обилие кока-колы – ею заполнены все киоски. И аборигены ее пьют! Джибути – мусульманская страна, с пивом там очень напряженно… Зато Центральный рынок – одно из немногих мест в мире, где совершенно легально продаются листья ката – популярного на Востоке слабого наркотика. Продают его в виде веников, цена зависит от толщины пучка.

Были и другие соблазны. Не прошло и часа после прилета, как кто-то из нашей группы признался, что ему уже предложили белых девушек… Нет, эта страна – не клоака Африки, это ее важнейшая стратегическая точка! Здесь размещен региональный антитеррористический центр (1500 американских солдат), находится база французского Иностранного легиона. В проливе мы встретили германский крейсер, в небе постоянно летают военные самолеты и вертолеты. Под такой охраной европейцы чувствуют себя спокойно. Конечно, контролировать Джибути гораздо проще, чем соседние Эфиопию или Эритрею.

ДАЙВ-САФАРИ ПО-ДЖИБУТИЙСКИ

Принимающая сторона оказалась в сложном положении: у прибывшей группы нет снаряжения и даже подходящей одежды. Что делать? Одеться европейцу в Африке можно только в спортивных магазинах. Футболка, шорты, сланцы обошлись в 100 долларов!

Снаряжение для дайвинга собирали со всей страны. Смогли наскрести по сусекам 11 комплектов для 22 человек! Ныряли группами, по очереди. Я взял вполне приличный комплект у инструктора, но мне не досталось гидрокостюма. Заныривал первые дни в обычной футболке, ведь температура воды +30°С на глубинах до 20 метров, но, тем не менее, простыл.

В нашем распоряжении оказалась приличная (категория grand comfort) трехпалубная 32-метровая дайверская яхта Djibouti Divers: 11 двухместных кают с душем, горячая вода, оборудованный дайв-дек, джакузи на верхней палубе (исключительно для олигархов!), сан-дек, кальян, плазменная панель.

Порадовал практически бесшумный компрессор. Алюминиевые баллоны на 12 и 15 литров с DIN-разъемами (найтрокс по предварительной заявке). Погружались с дайв-дека и вместительных стеклопластиковых лодок.

Одной из целей нашей поездки была встреча с китовыми акулами. Они приходят в Таджурский залив с октября по конец февраля. Китовая акула, к нашему восторгу, пришла в гости в первый же вечер. На яхте работала французская команда, которая запрещала фотографировать акул со вспышкой и нырять к ним в снаряге. Дескать животное испугается вспышек и пузырей, уйдет и не вернется. Как показали дальнейшие события, акулам было глубоко плевать на фотовспышки, дайверов и прочие неприятности. Они приплыли ужинать!

На следующий день при свете дня к яхте пришли сразу две китовых акулы, и французы просто офигели, такого, по их словам, здесь еще не бывало! Дальше – больше! Порой за вечер у нашей яхты тусовалось до пяти акул! Это место в Таджурском заливе богато планктоном, к тому же китовых привлекает свет яхты. Но изобилие планктона ужасно мешает съемке. В воде от него сплошная муть и взвесь, видимость от 2 до 12 метров! Акулята в длину были метров пять, взрослая акула достигала 10–12 метров и 20 тонн весом. Смотришь, как этот гигант движется, медленно шевеля огромным хвостиком, и не понимаешь, почему тебе приходится изо всех сил молотить ластами, чтобы за ним угнаться!

Впечатления незабываемые – в какой еще стране вокруг яхты носятся китовые акулы, а ты идешь спокойно ужинать! Кстати, кормили нас без кулинарных изысков: на завтрак блинчик и омлет, на обед – рыба с ночной рыбалки, мясо, иногда курица, фрукты в скромном количестве.

На третий день сафари наконец-то пришел наш багаж из Парижа. По числу квитанций мы узнали, что один чемодан навсегда остался во Франции.

ДАЙВ-САЙТЫ ДЖИБУТИ

Почти все дайв-сайты находились в Таджурском заливе. Условия для ныряния там очень комфортные: теплая вода, нет сильных течений, а от волн Индийского океана прикрывает заповедная зона островов Маскали. По дну в районе островов тянется подводный каменный каньон.

Пожалуй, лучший дайв-сайт в Джибути – это Белые пески (White Sand). Здесь великолепные кораллы, сюда приходят дельфины, акулы-гитары. Очень много крылаток, рыб-клоунов, скатов, попугаев и прочей живности. Именно «Белые пески» мы выбирали в качестве места для ночной стоянки, потому что волнение здесь практически отсутствовало. А какие там удивительные закаты!

На дайв-сайте Cesar, неподалеку от лагеря французского Иностранного легиона, мы встретили черепах. На одну из них я вел настоящую фотоохоту, потому что она не хотела позировать. Зато барракуды были не против. На свале внизу виднелась живописная каменная гряда.

Red Virgin – это красноватая скала, на которой кто-то когда-то разглядел фигурку красной девственницы. Нам этого сделать не удалось. Зато у берега увидели шикарные кораллы. Встретились голожаберники и парочка симпатичных наполеонов.

В Звездной Бухте (Star Bay) невероятно красивый коралловый садик. Попался фантастический по расцветке червяк, который сворачивается как трубка, такие и у нас есть в Японском море. Никогда мне не встречалось столько мурен. Здесь они собираются на мелководье до 2 метров. А еще этот нереальный омар. Чтобы его сфотографировать, пришлось немного потревожить чудище за усы, но так чтобы оставить их в сохранности, ведь они легко обламываются.

В одном из проливов между островами находится целое кладбище погибших за много веков кораблей. Здесь на дне коварные скалы и сильное течение. Пройти там можно только во время прилива. Но нас туда не водили. Вместо этого показали французский сухогруз Le Faon, затонувший лет 10 назад. Якобы у него взорвался дизель, да так, что корабль порвало пополам. Довольно странно и неправдоподобно. Хорошо пофотографировать рэк не удалось из-за мути и взвеси в воде.

ЭКСКУРСИИ

Два дня перед отлетом мы провели в отеле «Шератон». Кроме нас там жили немецкие и французские военные моряки. С трудом представляю простого российского матроса, живущего в пятизвездочном отеле! Хозяин гостиницы устроил даже прием для русской делегации – такие здесь мы редкие гости.

За последние дни мы объехали большую часть страны. Запомнилось посещение африканского разлома – впечатляющие скалы с обрывами и провалами, глубиною в 700 м. Это место, где африканский континент разламывается на три части, известно как Афарский треугольник – область вулканических пород и частых землетрясений.

Поразило соленое озеро Ассаль, которое в 10 раз солонее океана. Оно расположено на 155 метрах ниже уровня моря в дикой местности и окружено спящими вулканами и черными полями застывшей лавы. Стоять на его дне невозможно – кристаллы соли впиваются в ноги. Этими огромными соляными кристаллами торгуют аборигены.

В Джибути много лагерей сомалийских беженцев. Рядом с ними футбольные поля, расчищенные от камней. И все играют, причем очень прилично!

Еще одно любопытное местечко – так называемые Звенящие пески. Как они «звенят», мы не поняли, на наш взгляд они хрустят, как снег.

Побывали мы и в национальной джибутийской деревне. Для туристов аборигены танцуют и поют просто суперски – незабываемое шоу! Вряд ли они делают это в обыденной жизни. Хороша местная кухня (подавали козлятину), а вот сувениры, кажется, не местные, а привозные. Купили джибутийские мужские юбки (оказалось, что они «Мade in Indonesia»), примитивную посуду из камня, бусы из акульего зуба, которые останутся на память о поездке…

Мы вывели для себя формулу этой страны. Хотите узнать? Если вулканическую породу сложить с уникальным соленым озером и умножить на шесть китовых акул, то в итоге получится Джибути.

Поделиться