«Где те рэки?». Максим Трусевич об острове исчезающих кораблей — №2/2020

Фото Максима Трусевича и Евгения Марочкина.

Если бы это было любое другое место… Но желанные рэки острова Корон заставили раздвинуть все семейные и рабочие дела. Со мной моя жена Оксана, мой бессменный бадди и моя подводная модель.

До вылета две недели, но с билетами проблем не возникло. Emirates летит через Дубай на Манилу, давая 25 кг багажа и 7 кг ручной клади: это годится для подводного фотографа. На заметку: по правилам Emirates батареи и аккумуляторы провозятся только в ручной клади! Зато на всех рейсах можно заранее выбрать места, пусть и за дополнительную плату. Оборудование и снаряжение у нас всегда находится в боеготовности. Но нелишне проверить всё в бассейне, а также испытать боксы и вспышки на герметичность. Ну и не забыть про дайверскую страховку.

Из Домодедово с нами летели фотограф Евгений Марочкин и ещё двое коллег-дайверов. Вторую часть коллектива вёз из Петербурга Алексей Левин, воссоединились все уже на борту судна.

Авиарасписание в Маниле такое, что международные рейсы прибывают вечером, а местные вылетают утром. Утром же выезжает и наземный трансфер в сторону Анилао и Батангаса, куда нам как раз надо. А вот Emirates прилетают в обед, что удобно для плановой акклиматизации и для общего роздыха. Забронировали по редакционной рекомендации на одну ночь четырёхзвёздный отель Belmont: из терминала прилёта в этот отель ведёт крытый переход, идти буквально несколько минут.

За 18 часов пути день перепутался с ночью, и ближе к вечеру захотелось выбраться в большой город. Чего как раз делать не рекомендовали. В паре километров от отеля такси ожидаемо встало в глухую пробку похлеще московской, навигатор показывал два с половиной часа в один конец, и это ещё не точно. Пришлось прогуляться до отеля пешком, прикупив по пути фруктов и местных традиционных напитков. Урок выучен, другим наука.

Наутро после завтрака плановый трансфер, автобус подан почти вовремя. Даже два: второй был для группы Алексея Левина, который добирался из Пуэрто-Галеры паромом. И через два с половиной часа пути всходим на борт судна Discovery Palawan в порту Батангас, откуда как раз и ходят паромы на Пуэрто-Галеру.

Впечатляющее судно! Кажется, это настоящий океанский лайнер, пусть и небольшой: сорок девять метров, двадцать кают. Судно голландской постройки, за сорок пять лет карьеры повидало немало, но в 2006 и 2013 годах прошло серьёзную модернизацию под дайверские нужды и теперь бороздит филиппинские моря с максимальным комфортом как для ныряющих (причём их число на борту ограничено), так и для сочувствующих. Никогда на таком солидном плавсредстве не ходили! В прошлой жизни судно носило имя сказочника Андерсена, а первоначально предназначалось под карибские люксовые круизы. Так что оно в своей стихии, не какая-нибудь переделка.

На борту встречают по-филиппински радушно: прохладительными огурцово-сельдерейными напитками и влажными прохладными салфетками. Что с дороги весьма кстати. Команда весело подхватывает багаж и аккуратно поднимает всё на борт.

В просторной и хорошо оборудованной кают-компании сразу доводят правила безопасного пребывания на борту. Есть свои особенности. В отличие от привычных сафарийников, где ходят босиком, Discovery Palawan предписывает лёгкую обувь типа шлёпанцев.

С размещением принимающая сторона подвела! Вместо забронированной семейной каюты с двуспальной кроватью нам с женой выделили каюту с двумя отдельными койками. За неудобства удалось выторговать найтрокс за счёт заведения. С прибытием группы Алексея Левина отдали концы и вышли в море. По иронии, забрать ещё одну группу датчан и англичан судно зашло в Пуэрто-Галеру, откуда как раз и прибыл этим утренним паромом Алексей Левин сотоварищи. Филиппинская логистика богата чудесами! Да и семейная наша каюта тоже досталась тем же датчанам-англичанам. У них тут, кажется, приоритетное обслуживание.

Ещё по пути до Пуэрто-Галеры успели вполне обустроиться и собрать снарягу. Заказанные 15-литровые баллоны и стейджи были в избытке, уже хорошо.

Вообще же организация погружений на судне Discovery Palawan столь же разительно отличается от виденного ранее, сколь и само судно отличается от рядового сафарийника.

Собранные комплекты стоят по обоим бортам главной палубы в гнёздах, здесь же приткнуты и ласты. Центральная часть основной палубы отведена под снаряжение технарей и ребризеры. Прокатный фонд рядом в надстройке, тут же и канистры с поглотителем для ребризеров, а также ремзона. К надстройке примыкают ванны для опреснения фототехники.

На просторной верхней палубе, где при переходах закреплены зодиаки, размещены индивидуальные ящики под маски, трубки, буи и мелочь, а также развешиваются сушиться гидрокостюмы. Боты сушат на леерах надстройки. Тут же два душа и отдельные ёмкости для опреснения масок и костюмов.

По первому впечатлению такое размещение не очень-то удобно и провоцирует лишнюю беготню между палубами. Но уже после первых дайвов оценили, насколько это грамотное решение для судна такого размера и вместимости. Даже при полной загрузке дайверов, а это 28 человек, нет толкучки: спокойно надев костюм, дайверы спускаются на главную палубу, где им помогают снарядиться, подают из ванны фототехнику и провожают их в зодиаки, которые пришвартованы с обоих бортов судна у откидных площадок.

Вот как раз зодиаки помчались забирать из Пуэрто-Галеры спецобслуживаемых датчан-англичан, захватчиков нашей семейной каюты. Судно стоит на якоре у острова Миндоро. Через час на борт заваливаются 16 человек, среди них и технариребризерщики, и просто круизные отдыхающие. Они всё сафари либо играли в настольные игры, либо высаживались с зодиаков на островные пляжи: ребята оказались тихие и непроблемные.

Когда ныряющий контингент определился, на вводном брифинге всех разбили на группы по направлениям: фотографы с моделями и просто дайверы. Каждую группу вписали на доску под определённым цветом и соответствующей цветной изолентой отметили наше снаряжение. Нас назначили зелёными с гидом Эдрианом, группа Алексея Левина стала жёлтыми с гидом Диндо.

За хлопотами незаметно настал вечер, и наконец-то просигналили ужин. Предполагалось, что на борт все поднимаются пообедавши, и аппетит мы успели нагулять к тому моменту изрядный. Сэндвичи, которыми между делом угостили, не в счёт. Ужин подали на открытой тентованной палубе. Меню не блистало разнообразием, но содержало необходимый минимум: мясо, курицу, рыбу, на гарнир рис и картофель, а также пикантные овощи. А фрукты и сладкая выпечка здесь в наличии всегда.

После ночного перехода судно вышло в акваторию Апо-рифа, который не надо путать с островом Апо поблизости от Себу. Подъём в шесть — и сразу аварийный тренинг с мастер-классом по использованию спасжилета. Надо отдать должное серьёзному отношению команды к вопросам безопасности пассажиров!

Встали на якорь в лагуне посреди гористых островков. Короткий брифинг, проверка аппаратуры и снаряжения — и выходим на зодиаке на точку чек-дайва. Раз, два, три, кувырок назад. Проверка грузов. Всё ОК, погружаемся.

Всё, что было наверху, осталось наверху. Здравствуй, прекрасный водный мир — здесь и сейчас. Красивый риф. Сразу навстречу большая черепаха, за ней вторая. Внизу промелькнул силуэт акулы. На втором погружении снова черепахи — и снова спугнули рифовую акулу, дремавшую в гроте. Гид Эдриан поначалу выглядел настороженным, но после первых же погружений оценил квалификацию и опыт нашей группы — и выразил готовность и участвовать в фотосьёмке, и таскать нашу «люстру». И даже инициативно выискивал макро для нашего широкого угла.

Второй ночной переход — и вот уже остров Корон, стоим на якоре. Предстоит высадка на берег для погружения в озеро вулканического происхождения. До которого ещё надо дойти! Почему его называют Barracuda Lake, осталось загадкой. Говорят, будто вода в озере под сорок градусов, гидрики не берём. Зодиак выскакивает на открыточный пляж, как из одноимённого фильма. На берегу уже ждут носильщики, которые за 200 местных песо рады бережно перенести весь дайверский скарб до озера. А идти неблизко, причём через каменную гряду.

Озеро окружено отвесными скалами и выглядит именно как кратер вулкана, даже не кратер, а жерло. Для входа в воду и выхода обратно устроены мостки с лестницей. На поверхности вода не теплее 27 градусов, а метрам к тридцати и впрямь прогревается до сорока! Видимый термоклин, и не один: чередуются слои воды разной температуры, это новый интересный подводный опыт. Фауной озеро не слишком богато. Есть сколько-то маленьких рыбок, которые людей совершенно не боятся.

Но это всё прелюдии, пора и на рэки! В акватории Корона целый японский флот, потопленный американской авиацией в сентябре-октябре 1944 года. По причине сезонных течений удалось в этот раз нырнуть только на пять кораблей из обширного списка. И вот какие могу сделать наблюдения.

На сегодня все осмотренные рэки представляют собой сильно заросшие остовы без опознавательных знаков, без якорей и цепей. Орудия и винты демонтированы. Остаётся смотреть борта и остатки надстроек — причём в довольно мутной воде. Муть не даёт снимать на широкий угол, эпических масштабных кадров ноль. Как объяснили гиды, воду мутят устричные жемчужные фермы: масштаб бизнеса таков, что отходы жизнедеятельности фермерских моллюсков растекаются на десятки миль вокруг.

Нет в этой акватории и крупной живности — ну или не смогли её рассмотреть. Стая барракуд, одинокие акулы и черепахи — это Апо-риф. На корабельных руинах встречались разве что груперы.

Когда настроился на одно, а на деле выходит не совсем так, то надо бы на ходу перестроиться под обстоятельства. То есть снимать что есть и в этом искать интересное. У нас это не очень-то получилось. Видя отсутствие условий для широкого угла, всё равно пытались снимать рэки. А надо было перенацелиться и снимать жизнь на этих рэках!

Надо ещё иметь в виду, что это сафари на судне Discovery Palawan планировалось вовсе не только для фотографов: собрались группы с разными целями и задачами. Техноребризерщики, летящие впереди всех по палубам и трюмам рэков, поднимали муть, лишая фотографов последней возможности отсняться. То есть очередность погружений не учитывала приоритета фотографов! А зря.

Но команда очень старалась. Одних гидов было 18 человек! И они действительно сделали максимум для комфорта гостей на борту. Помогали всегда и во всём. Ни одна просьба не осталась без ответа, ни одна проблема — без решения. И обещанный в качестве компенсации за замену каюты найтрокс забивался каждый день на все погружения без напоминания.

Отлично был устроен и пикник на острове, хотя на первоначально запланированный остров высадиться не удалось. Но распорядители быстро всё переиграли, нашли другой остров не хуже — и коллектив прекрасно провёл время с традиционным филиппинским поросёнком, с напитками, с музыкой и танцами под луной на берегу моря. Праздник запомнится надолго! В том числе и потому, что улетали мы из Манилы в ночь с 13 на 14 марта, как и было запланировано. А уже 15 марта в Маниле ввели карантин и комендантский час.

Путешествия с Предельной Глубиной здесь http://travel.pglubina.ru/philippines

НОМЕР ЦЕЛИКОМ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ: 

PG app
LitRes
Поделиться