В мире довольно много противоречивой информации, касающейся истории развития подводной фотографии. Серегй Глущенко заинтересовался этим вопросом в середине 70‑х и изложил всю имевшуюся на тот момент информацию в нескольких статьях, которые были опубликованы в 1990, 1998, 2004 гг. в печатных изданиях и сети Интернет.
Сейчас пришло время дополнить данный материал, чтобы современные любители и профессионалы подводной фотографии смогли получить представление об основных этапах развития данного вида съёмок.
Первый дошедший до наших времён снимок был сделан в январе 1856 г. в Великобритании. Вильям Томпсон (William Thompson) получил фотографию с глубины 5,5 метра. Однако камера в момент съёмки была заполнена водой, поэтому на фотопластинке изображение оказалось нерезким.
В том же 1856 году, как свидетельствуют некоторые источники, немецкий изобретатель Вильгельм Бауэр (Wilhelm Bauer) сделал несколько фотографий с борта своей подводной лодки «Чёрный принц» во время испытаний, которые проходили в Кронштадтском порту.
Нам мало что известно о развитии подводной фотографии в других странах в эти годы. Попыток, неудачных и удачных, было почти дюжина. В периодике можно найти упоминание о том, что член Русского фотографического общества Вячеслав Срезневский создал в 1886 году водонепроницаемую камеру для морских съёмок. А годом ранее преподаватели Кронштадтской водолазной школы, врач Есипов и инженер-механик Родионов, начали разрабатывать фотокамеру для съёмки под водой. Их коллега, лейтенант Тверитинов сделал фонарь для освещения. На Всемирной выставке водолазного снаряжения в Чикаго в 1893 году эти приборы были отмечены дипломами. Снимки, выполненные русскими водолазами, увидели свет на ярмарке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а через год — на Петербургской выставке судоходства.
Примерно в эти же годы над разработкой осветителей, подводных камер и объективов работают французские и американские инженеры. Однако реальным «отцом подводной фотографии» во всём мире называют лектора Парижского университета Луи Бутана (Louis Boutan). Его первые дошедшие до наших дней снимки были сделаны в 1893 году в заливе Баньюль-сюрМэр Средиземного моря. Будучи сам водолазом, как все биологи университета, Л. Бутан оказался и неплохим конструктором фотоснаряжения. Вместе с Жозефом Давидом (Joseph David) Бутан создал герметичный чехол для камеры «Детектив», и без подъёма на поверхность мог сделать до 6 фото на стеклянные пластинки (9х12) см. За короткое время он добился неплохих результатов в съёмке при естественном освещении. Но выдержка при этом, даже на небольших глубинах, доходила до минуты. Пришлось начать эксперименты с искусственным освещением. Вначале Л. Бутан сжигал порошок магния в стеклянном сосуде на бочке с воздухом. Магний вдувался резиновой грушей в пламя горелки. Затем вместе с инженером Шофуром (Chaufour) он разрабатывает и изготавливает первую подводную лампу-вспышку. Это была стеклянная банка с магнием, наполненная кислородом. Во время съёмок эти вспышки несколько раз взрывались под водой, и Бутана отбрасывало в сторону, однако он не пострадал.
Однажды Л. Бутану предложили сделать несколько подводных снимков для известной оптической фирмы. Воспользовавшись удобным случаем, он заказывает глубоководные дуговые герметические лампы. И вот тёмной ночью 1899 года фотоаппарат с прикреплёнными к нему лампами опускают на глубину 50 метров. При открытом затворе фотоаппарата Бутан включает осветители на 10 секунд, и эти кадры, сделанные в самом конце прошлого века, остаются единственными дошедшими до нас с тех времен автоматическими глубоководными снимками.
Подводные фотографии Луи Бутана в 1900 году становятся украшением Всемирной выставки в Париже. После этого успеха Бутан больше ни разу не фотографировал под водой. Он открыл свой способ искусственного жемчугообразования и стал крупнейшим специалистом по жемчужницам. А его книга «Подводные съёмки и развитие фотографии» (1900 г.), в которой автор рассказывает об устройстве своих подводных камер, описывает применявшуюся оптику, знакомит читателей с основами съёмок под водой при естественном и искусственном освещении, стала первым учебником подводных фотографов начала ХХ века.
В 1901 г. в Европе вышли ещё 2 книги на эту тему других авторов (Pierre Guichard и A. L. Donnadieu). И в этом же году в водах озера Аннеси доктором Этьен Адено (Etienne Adenot) была сделана первая в мире подводная стереофотография.
Из французских последователей Л. Бутана до нас дошло ещё имя Этьена По (Etienne Peau), который фотографировал в мутной воде порта Гавр, установив перед объективом подводной камеры конус с дистиллированной водой. Даже сейчас такая система для съёмки в мутной воде с успехом используется в технической фотографии.
Пробы снимать под водой короткие киноролики были впервые предприняты в 1901 г. Однако основоположником подводных киносъёмок считается Джон Эрнст Уильямсон (John Ernest Williamson). В 1914 году этот молодой американец снимает на Багамских островах фильм «Подводная экспедиция». Его киноаппарат был установлен в наблюдательной камере с иллюминаторами, подвешенной снизу под днищем баржи. Однажды во время съёмок, недовольный работой ныряльщиков, Уильямсон сам прыгает с ножом в воду и убивает акулу. При этом он, стараясь не выйти за границы кадра, ведёт изнурительную борьбу с хищником и, в конце концов, теряет сознание. Но его успевают поднять на поверхность и привести в чувство, а кадры поединка становятся украшением ленты.
Удача первого фильма помогает Уильямсону снять ещё несколько аналогичных картин. Среди них «Подводный глаз», «Девушка из моря», «Чудеса моря» и экранизация фантастического романа Жюля Верна «20 тысяч лье под водой».
Первая мировая война заставила надолго забыть о подводной съёмке. Достоверно известно только, что в 1918 году английской фирмой Siebe Gorman&Co было сконструировано устройство с лампами для обследования затонувших судов. А в 1920 г. во французском городе Льеж горноспасатели использовали герметичные боксы с панорамными фотоаппаратами Siebe для обнаружения мин-ловушек в затопленных шахтах.
Первые цветные подводные фотографии кораллов, рыб и других морских видов, снятые во Флориде с 1923 по 1926 гг. подводным охотником Чарльзом Мартином (Charles Martin) и ботаником В. Лонгли (W. H. Longley), публикуются в National Geographic в январе 1927 года.
Начало 30‑х годов ХХ века ознаменовалось зарождением подводного спорта в том смысле, как мы его сейчас воспринимаем. В 1929 году француз Луи де Корлье (Luis de Corlieu) изготовил, а в 1933 году запатентовал сначала во Франции, а затем и в США первые ножные ласты, а его соотечественник Ив Ле Приер (Yves Le Prieur) изобрел автономный комплект для подводного плавания. В 1935 году Ле Приер организовал первый в мире подводный клуб и начал снимать под водой малоформатным 35‑мм фотоаппаратом и 16‑мм кинокамерой. Именно Ив Ле Приер и американский писатель и подводный охотник Гай Гилпатрик (Guy Gilpatric) считаются основателями любительского подводного спорта.
В 1931 г. Ганс Хартман (Hans Hartman) впервые предложил прототип установки подводного телевидения для исследования морских глубин. А в СССР аппаратуру для подводной киносъёмки в 1933 году сконструировал и построил кинооператор Всесоюзной фабрики кинохроники «Союзкинохроника» Федор Леонтович. На Чёрном море он снимает работу трала под водой, делает целый ряд других технических и учебных кинокадров по заданию ЭПРОН. Съёмки, выполненные Ф. А. Леонтовичем, ставят его в один ряд с мировыми первопроходцами, начавшими новый штурм морей и океанов.
В 1935 г. режиссер Владимир Браун снял в Крыму художественный фильм «Сокровище погибшего корабля». Эта лента стала первым полнометражным советским фильмом, где использовались подводные съёмки.
В 1938 году молодой австрийский ученый Ганс Хасс (Hans Hass) снимает свои первые фотографии в водах Адриатики. Через год он показывает кинофильм об Антильских островах, а затем отправляется в путешествие по морям и океанам Земли. Его яркие киноленты и увлекательные книги, богато иллюстрированные фотографиями — результат длительных экспедиций по тропическим островам. Они во многом способствовали активной популяризации знаний о подводном мире.
В своей книге «Мы выходим из моря» (изданной в пятидесятых годах и на русском языке), Ганс Хасс пишет: «Когда-то рыбы, пробуждаемые излишним любопытством, отважились выбраться на сушу; теперь человек стремится, подобно рыбе, в море».
В конце 30‑х годов для дыхания под водой использовалось громоздкое вентилируемое снаряжение с подачей воздуха с поверхности и кислородные аппараты замкнутого цикла. Последние были довольно опасны в эксплуатации. На глубинах свыше 18 метров подводнику грозило кислородное отравление. Молодой офицер французского флота Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau), делая свои первые шаги на подводном поприще, дважды терял под водой сознание и только чудом избежал гибели. Эти случаи привели его к идее создания безопасного и простого в эксплуатации автономного дыхательного аппарата на сжатом воздухе — акваланга. Ж.-И.Кусто с помощью инженера Эмиля Ганьяна (Émile Gagnan) усовершенствует аэрофор (старый аппарат Рукейроля- Денейруза). Взяв за основу снаряжение Ива Ле Приера, он в 1943 году делает в Тулоне первые погружения с новым автономным воздушнодыхательным аппаратом.
С этого момента начинается совершенно иная эра в освоении подводного мира.
Акваланг Кусто-Ганьяна пришёлся по душе как профессиональным водолазам, так и военным, учёным, морякам и миллионам любителей подводного плавания. Кусто, создав надёжный и безопасный инструмент проникновения под воду, начинает серьёзно заниматься изучением океана и специфики пребывания человека под водой. Постоянными спутниками и помощниками его в этом деле стали фотоаппарат и кинокамера. Жак-Ив Кусто с его фильмами и книгами сыграл огромную роль в изучении и популяризации подводного мира. Недаром он был назван журналистами самым популярным человеком Франции ХХ века.
Визуальные технологии середины столетия позволяют намного ближе познакомиться с недоступной ранее подводной средой. В 1947 году при испытаниях атомной бомбы на атолле Бикини впервые была использована подводная телевизионная камера, которую установили на глубине 54 метра с целью изучения воздействия последствий взрыва на обитателей океана.
К концу 40‑х годов фотоаппараты для подводной съёмки уже были малогабаритными, но одноразовые магниевые лампы-вспышки требовали постоянной смены. Запас этих ламп под водой не мог быть бесконечным. Имея большой объём и положительную плавучесть, они мешали передвижению водолаза, а иногда даже взрывались. Да и надёжность срабатывания этих ламп по-прежнему была невысока.
Важным шагом в дальнейшем развитии подводной фотографии явилось применение электронноимпульсной газоразрядной лампы-вспышки Гарольда Эджертона (Harold Edgerton). Этот компактный, с мощным световым потоком прибор впервые использовал для подводной съёмки в 1951 году инженер из Канн Дмитрий Ребикофф (Dimitri Rebikoff). Малые габариты, способность к быстрой перезарядке, короткий световой импульс — всё это сделало электронно-импульсную вспышку незаменимой для съёмок на глубине, в мутной воде и для подсветки быстродвижущихся объектов. С тех пор импульсный фотоосветитель (ИФО) — постоянный спутник всех подводных фотографов.
Из фотохудожников этого времени хотелось бы вспомнить американца Брюса Мозерта (Bruce Mozert), который в 1938 году начал, а в начале 50‑х продолжил работать над своей, знаменитой теперь, сюрреалистической серией уникальных подводных фотографий жанровых сценок, действие которых было перенесено с поверхности в воду.
В это же время советский режиссер Константин Пипинашвили снимает художественный фильм «Тайна двух океанов» (1955 г.) с подводными сценами.
В пятидесятые годы также продолжают снимать кино и фото во время своих экспедиций Ганс Хасс, Виктор де Сантис, Фалько Квиличи. Ж.-И. Кусто выпускает полнометражный документальный фильм «В мире безмолвия», который получает все высшие награды международных фестивалей и премий, в том числе «Золотую пальмовую ветвь» Канн (1955) и «Oscar» в США (1957).
Во второй половине ХХ века промышленность развитых стран всё большее внимание уделяет производству оборудования для любителей подводного плавания. Начинается серийный выпуск аквалангов, масок, ласт, гидрокостюмов и прочего снаряжения, необходимого подводникам. Появляются серийные боксы для фото- и кинокамер.
Как всегда, в первых рядах изобретателей стоят истинные фанаты своего дела. Часто они делают вещи, которые на долгие годы становятся постоянными спутниками исследователей. И первый подводный фотоаппарат в 1956 г. создаёт также любитель, аквалангист и археолог из Бельгии Жан де Вутер (Jean de Wouters). Его камера Calypso-Phot становится прототипом целого семейства малоформатных подводных фотоаппаратов Nikonos (1963 г.), которыми до начала ХХI века снимала почти половина всех подводных фотографов мира.
В 1955–1956 годах началось бурное развитие подводного плавания в СССР. При морских клубах ДОСААФ создаются секции аквалангистов, начинается серийный выпуск снаряжения и оборудования. Это создаёт прекрасные условия для массового развития подводного спорта.
В 1958 году на Чёрном море состоялось 1‑е первенство СССР по подводному спорту. Целая группа фотографов — профессионалов и любителей — освещала эти соревнования. Они снимали самыми невероятными боксами, но впервые на страницах советской прессы появились подводные снимки Юрия Транквиллицкого, Ильи Гричера, Ольги Жуковой. Увлечение подводным фотографированием стало захватывать всё новых и новых энтузиастов, которые делали разнообразные конструкции боксов, вспышек. Наиболее удачные решения воплотились в боксах Александра Рогова и Александра Массарского, которые отечественная промышленность серийно выпускала в начале 60‑х годов. Кинолюбители тоже получили свои боксы для 8‑мм кинокамер.
Особенно хотелось бы отметить тот резонанс, который вызвал в обществе советский фильм «Человекамфибия» (режиссеры В. Чеботарёв, Г. Казанский, оператор Эдуард Розовский), снятый в 1961 г. на студии «Ленфильм». За несколько лет ленту просмотрело более 160 млн человек, и все были поражены подводными кадрами, которые в бедноватых водах Чёрного моря виртуозно снял Эдуард Розовский. Без сомнения, именно эта картина послужила тогда одним из катализаторов, вызвавших сумасшедший интерес молодёжи к освоению подводного мира.
Параллельно с развитием массовой подводной фотографии шло освоение специальных и глубоководных видов съёмки. Первым после Луи Бутана, кто понял перспективы автоматической глубоководной фотосъёмки, был американец Ганс Хартман (Hans Hartman). Ещё в 1917 году он разработал и изготовил автоматическую фотоустановку, которая весила 1700 кг, была снабжена мощными источниками света, стабилизирующими двигателями для придания устойчивого положения под водой, и за одно погружение делала до 6000 снимков. Однако большие глубины покорились далеко не сразу. Только в 1948 году Дэвид Оуэн (David Owen) сделал качественные фотографии на глубине 5400 метров, а в 1959 году Гарольд Эджертон (изобретатель электронно-импульсной вспышки) сфотографировал дно океана на глубине 8500 метров во время экспедиции Ж.-И. Кусто.
В 1954 году в Институте океанологии АН СССР было создано автоматическое устройство, с помощью которого удалось сделать снимки на глубинах до 4000 метров. А через два года профессор Лев Александрович Зенкевич сконструировал прибор, способный фотографировать на любых глубинах океана. Эта установка была смонтирована на раме и состояла из камеры под 35‑мм плёнку, мощной лампы-вспышки, системы автоматического включения освещения и спуска затвора при касании дна специальным грузом — гайдропом. С помощью этой установки были получены снимки на глубинах в 8150 м и 9960 м на дне жёлоба Кермадок в Тихом океане.
В конце 50‑х — начале 60‑х годов фотоаппарат и кинокамера уже стали постоянными спутниками как аквалангистов-любителей, так и профессиональных водолазов. Начиная с 1962 года, супруги Рон и Валерия Тэйлор (Ron&Valerie Taylor) из Австралии выпускают серию фильмов о подводном мире. Их специализация — работа с акулами без клеток. Советские зрители видели их полнометражный фильм «Голубая вода, Белая смерть» (1971) и их уникальную работу в фильме режиссера Стивена Спилберга «Челюсти» (1975).
В 1964 г. Кусто выпускает очередной документальный фильм «Мир без солнца», который приносит ему и его команде вторую премию «Оскар».
В 1965 году в ходе 11‑й антарктической экспедиции у берегов ледового континента работает отряд советских гидробиологов, который возглавляет Михаил Пропп. Важное место в изучении флоры и фауны морей Арктики и Антарктики занимают теперь подводные съёмки. Антарктиду, снятую из-подо льда в этой экспедиции, мы видим в фотоальбоме Сергея Рыбакова «Живая Антарктика». В дальнейшем наши полярники проведут целый ряд работ с применением подводного фотографирования как в южных, так и в северных широтах. Могучие ледовые острова и айсберги Северного Ледовитого океана в окрестностях Северного полюса нам впервые показал на своих фотографиях Владимир Грищенко в 1969–1971 г.г.
После незабываемого успеха фильма «Человек-амфибия» (оператор Эдуард Розовский) стало ясно, что без серьёзной технической базы снимать под водой профессиональное кино невозможно. Летом 1973 года на Ялтинской киностудии появилась группа подводных киносъёмок (подводный оператор Георгий Зеленин). А в 1977 году новое подразделение возглавил водолазглубоководник, писатель и великий популяризатор подводных съёмок Владимир Карпичев. Ялтинская группа вплоть до конца 90 ‑х годов обеспечивала практически все подводные съёмки в художественных фильмах для студий СССР и СНГ. Своими подводными работами прославилась и студия «Киевнаучфильм», где режиссероператор Игорь Недужко снял несколько замечательных подводных кинолент в середине 80‑х…
Из самых заметных международных премьер фильмов конца прошлого века следует отметить художественную ленту «Голубая бездна», снятую в 1988 году (режиссер Люк Бессон, подводный оператор Кристиан Петрон). В начале 70‑х годов в некоторых странах Средиземноморья подводные охотники сменили ружья на фотобоксы и начали проводить необычные сорев — нования. С аквалангом и фотоаппаратом спортсмены отправляются за «добычей» в глубины моря. Чем более редкая и пугливая рыба, чем крупнее она снята в кадре, и чем качественнее кадр по техничному исполнению, тем выше оценки он получит у судей. Первые такие соревнования прошли в г. Пирана (Словения) недалеко от залива Триест в 1971 г. в соответствии с правилами, которые написали два биолога: Gianni Magiagli (Италия) и Tine Valentinch (Словения). Соревнования подводных фотографов Средиземноморья начали проводиться еже — годно. Лучшие снимки победителей и призёров публиковались в прессе, альбомах, на плакатах и календарях. А сами соревнования, созданные в качестве альтернативы подводной охоте с ружьями, привлекли внимание во многих странах. Так с 1974 года в Палермо начали регулярно проводиться чемпионаты Италии. А в Крыму в том же 1974 году по аналогичным правилам состоялся 1‑й чемпионат УССР по спортивному подводному фотографированию. Участие в нём приняло 12 команд областей республики. Первым чемпионом соревнований стал Леонид Кудин из Киева (неоднократным победителем и призёром всесоюзных и международных соревнований по плаванию в ластах и подводному ориентированию).
С тех пор соревнования подводных фотографов самого различного ранга и в самых разнообразных водоёмах проводятся регулярно. Самые крупные из них, соревнования на кубок Чёрного моря в 1985 году, собрали 52 фотографа и более 200 участников.
В 1985 году прошли первые соревнования подводных фотографов в Иркутске на озере Байкал и в Литве на озере Плателяй. Существуют программы для соревнований в бассейне, в озере, на море. Сместился акцент: если раньше основное время отводилось фотоохоте, то сейчас всё больше и больше внимания уделяется человеку под водой, его взаимоотношениям с обитателями вод, красотам подводного мира. Оцениваются снимки как по технике исполнения, так и по полноте раскрытия заданной темы и художественному впечатлению. В отдельный вид спорта, пришедший на смену подводной охоте с ружьем, превратились соревнования по фотоохоте. Также выделились соревнования по подвод — ному фотографированию в бассейне. Следует заметить, что первые «бассейновые» соревнования состоялись весной 1977 г. в Киеве. А с 1981 года в Харькове начали регулярно проводиться и соревнования по подводному фотографированию для детей, юношей и девушек.
Всемирная конфедерация подводной деятельности (CMAS) в 1985 г. провела в Генуе (Италия) первый чемпионат мира по подводному фото. Сейчас на счету этой уважаемой организации уже 18 чемпионатов мира по подводному фото на море, 4 чемпионата мира по подводному видео и 3 чемпионата мира по подводному фотографированию в бассейне. В 1997 году в Чили прошёл 1‑й чемпионат мира по подводной фотоохоте, а в Италии такие соревнования идут каждый год в рамках Всемирных морских игр. Начиная с 2007 года чемпионаты мира и Европы проводятся на цифровые камеры, что заметно повысило качество полученных работ.
Сейчас из всех чемпионатов мира по подводному спорту, которые проводятся под эгидой CMAS, 4 связаны с подводными съёмками. В связи с этим Всемирная конфедерация подводной деятельности ввела программу специализации по подготовке подводных фотографов и подводных видеооператоров с выдачей сертификатов международного образца. Отрадно заметить, что учебные программы для школ дайвинга есть и на русском языке.
У вас, естественно, возникнет вопрос: а куда же девать все эти замечательные фотографии? Мечта каждого подводного фотографа, как любителя, так и профессионала — показать свои работы широкой аудитории зрителей. Это возможно сделать, в первую очередь, в сети Интернет на многочисленных страничках социальных сетей и электронных версий СМИ… Но наиболее сильное впечатление снимки производят на зрителя, когда они напечатаны в большом размере, выставлены в фотогалереях и на специализированных выставках. Различных фестивалей и конкурсов подводной фотографии в мире превеликое множество, но мы обратим ваше внимание на те, которые совсем рядом. Престижно выставить свои работы в Дарвиновском музее на выставке «Дикий подводный мир». Или попасть в сотню фотоснимков, которые увидят посетители одной из крупнейших в Европе ежегодных выставок снаряжения, подводного туризма, обучения всех «водных людей» и т. д., и т. п. «Moscow Dive Show»… Дерзайте! И не забывайте историю освоения океана, а также знайте историю развития подводных съёмок.
Этот выпуск журнала и предыдущие читайте бесплатно на issuu.com по ссылке (через VPN).