Дмитрий Баранов занял стратегическую позицию на рубеже двух стихий и зовёт за собой личным примером: сперва стал дайв-инструктором, а потом сдал на шкиперскую лицензию – и вот теперь продвигает собственный яхтенно-дайверский формат под флагом клуба любителей непляжного отдыха 50 Bar.
Предельная Глубина: Из дайверов — в яхтсмены, из яхтсменов — в дайверы или же какое-то встречное движение – где дайвер с яхтсменом вообще пересекаются? Какие возможности для совмещения?
Дмитрий Баранов: Решение совместить дайвинг и яхтинг – оно пришло сразу, как получил лицензию шкипера и почувствовал, что мне это нравится. Дайв-инструктором PADI IDC Staff я стал в 2007 году, три года работал в Red Sea Diving Collegе, год — круиз-директором на Мальдивах на сафарийной лодке.
И скорее не область применения искал, а мне просто было интересно. Люблю всякие активности! Кататься на горных лыжах, прыгать с парашютом. Захотел узнать, что такое парус: пошёл пять лет назад и научился. Подумал: почему бы эти две вещи не сложить в один бизнес – дайвинг под парусом? И вот продвигаем такой формат путешествий: дайверы и яхтсмены. Семь форматных поездок уже успешно организовано и проведено – и ещё три твёрдо запланировано на 2019 год, они стоят в программе.
ПГ: Как на практике складывался формат дайвинга под парусом? Как такая поездка выглядит сейчас, в 2019 году?
ДБ: Вот каким образом совмещаем и яхтинг, и дайвинг в одной поездке. Казалось бы, напрашивается простой подход: берём на борт свои баллоны и прямо с яхты ныряем. Делали один раз, не понравилось: всё же неудобно, некомфортно, баллоны занимают место, не всегда можно подойти к хорошему сайту на катамаране, не всегда можно там встать на якорь, особенно в национальных парках. Без якоря можно, если один человек остаётся управлять лодкой, но и лодкой управлял я, и дайвингом руководил тоже я, не разорваться же! Так что пришли к другому формату.
Движемся по маршруту на парусной яхте. Встаём на якорь в подходящем месте. Местный дайв-центр подъзжает на своём спидботе со снарягой. Пересаживаемся к ним, едем нырять, потом обратно на борт. Или как, например, на Сейшелах: ставили яхту в марину утром, автобус забирал нас из марины и отвозил в дайв-центр, оттуда делали два дайва, и нас привозили обратно. И на своей яхте шли дальше. Хотя когда забирают с воды – чуть комфортнее. А марина – это ещё и расходы.
Можно совмещаться и ещё проще, делая комбинированные поездки: неделя дейли-дайвинга, неделя на яхте. Делали так в Мексике: сначала неделю на катамаране по акватории – с ознакомительным снорклингом, а вторая неделя – дейли-дайвинг с местным дайв-центром в тех же самых местах.
ПГ: Получается, что предлагаете новый взгляд на карту мира. Для дайвера Земля имеет форму чемодана: здесь нырять, здесь не нырять. Яхтенная карта мира – другая: яркими точка горят марины, серебристыми и золотистыми линиями протянуты переходы, соответствующие шкиперскому классу. Если то и другое скомбинировать – карта сразу получается богаче! Где на вашей карте мира предлагаете такой синтетический продукт?
ДБ: Мексика, Сейшелы, Мадагаскар, Французская Полинезия, Багамы – это мы прошли лично сами. В планах Бразилия, где на побережье есть и дайвинг и яхтинг. Карибы, особенно Куба. А также Таиланд и Малайзия: там нашли хорошие возможности наш формат реализовать. И это хорошая альтернатива таким привычным уже форматам, как дейли-дайвинг и дайв-сафари. Чтоб люди за неделю-две своего отпуска увидели больше, попробовали больше, больше нового взяли бы с собой домой. Можно сказать, эта новизна – это то уникальное, что продаём.
То, что ныне называется условно liveaboard, оно же так и родилось. Люди ходили сначала на посудинах, на которых они дневали и ночевали – а потом с них стали нырять. Затем под это дело приспособили посудины чуть более комфортные. Есть места, где ходят парусники, парусно-моторные. Большие декоративные шхуны: в Индонезии, например, есть парочка. На Карибах – нет, не видел. А в интересующих многих дайверов холодных водах такое вообще редкость!
Или взять Мадагаскар: там есть дайвинг, там есть яхтинг, и в этом году была первая поездка туда. Группа на Мадагаскаре была весьма искушённая в путешествиях, и все как один сказали: это вау! Единодушное мнение. Лучшая поездка вообще в жизни. Наверно, по Британской Колумбии тоже очень комфортно ходить на яхте. Но всё-таки больше любим тёплую воду.
ПГ: А если взять более очевидные направления – почему не идёте туда? Греция, Мальдивы?
ДБ: С точки зрения яхтинга в Греции рынок массовый. Нам же интересно создавать эксклюзивные маршруты. Мальдивы, где я какое-то время работал – они ничуть не надоели, но на Мальдивах нет bareboat-чартера: не дают яхту без экипажа, да и инфраструктуры яхтенной вообще. Плюс там очень плохо с навигацией: никакие цифровые карты на Мальдивах не работают. И при невысоких ценах на дайв-сафари смысла в яхтенном формате на Мальдивах никакого нет. И нет ничего такого на островах, что нельзя нельзя посмотреть путём обычного сафари.
Зато на Сейшелах прекрасные острова, которые можно обойти на яхте: мы это проделали три года назад уже. Там весьма достойный дайвинг, и с яхтингом это всё сочетается удачно.
ПГ: Что сегодня выкладываете на прилавок, какой продукт? Что представите на выставке Moscow Dive Show?
ДБ: Выкладываем активный разнообразный отдых. Есть два ключевых маршрута: Французская Полинезия и Мадагаскар. Это наши два главных козыря. Так и напишем большими буквами: Мадагаскар! Реюньон и Мадагаскар – это была первая поездка в этом году, месяц безвылазно, со сменными группами. Реюньон не часто появляется в новостях, а это очень хороший остров: природа, активный вулкан, киты опять же.
ПГ: Ваш желанный гость – кто он, каков он? Какой оптимальный размер яхтенной-дайверской группы – сколько человек?
ДБ: Группа, если исходить из размеров катамарана – это восемь-девять человек, плюс я как организатор. В Полинезии брали два катамарана, нас было 19 человек. А в Мексике на катамаране ходило шесть человек, а на дайвинг прилетело 10 человек, две разные недели. То есть кто-то шёл и на то, и на другое, а кто-то только на яхтинг или только на дайвинг.
Важно, чтоб от поездки остались качественные картинки, глядя на которые, другие люди захотели бы тоже в те места. Так что для подводных фотографов и видеографов и особенно для ребят с дронами у нас самые-самые специальные условия – и их мы приглашаем в поездку в первую очередь.
ПГ: Да, без качественной съёмки и поездка – не поездка. Но вот группа, вот есть шкипер, судоводитель, а дальше как распределяются обязанности? Нужен же кок, нужен матрос, вахту нести нужно.
ДБ: Исходим из того, что любого человека можно научить работать с парусным вооружением яхты. Так что часть развлекательно-познавательной программы – ещё и крэш-курс молодого матроса. Но без обязаловки. Кто не хочет учиться, может спокойно просто отдыхать. Но всегда в команде, которую набираем, находятся люди, у которых есть интерес, и заранее договариваемся вместе работать. Приходят люди и с яхтенным опытом, которых не приходится долго обучать.
То есть дайвер с яхтенным опытом – да, желанный гость, но можно и без. Можно этот опыт начать приобретать, а можно и не начинать.
Действительно, быт на сафарийной яхте дайверу хорошо известен, даже слишком хорошо, вот вплоть до запахов и звуков. Из тех, кто ходил на сафарийных яхтах, мало кто ходил на парусной яхте. Даже просто характер качки, длина волны и посещение гальюна уже само по себе приключение. В этом есть другая степень слияния с природой – и не только карта мира, а даже карта местности выглядит совсем по-другому. А тот же сафарийный формат – он тоже точечно есть на карте мира, и есть места, где его нет. Французская Полинезия сейчас – самое топовое мировое направление: там люкс, очередь на год-два, потому что оперирует только одна флотилия, и цены, как в Антарктиду. И если вдруг в эту волшебную вселенную открывается какая-то маленькая боковая дверца – то супер!
Да, не все готовы заниматься яхтенным бытом. Говорят: не хочу готовить в отпуске, не хочу посуду мыть. Так что яхта с местным экипажем – тоже вариант. На Мадагаскаре в этом году впервые у нас на яхте был персонал: там нельзя взять в чартер лодку без персонала, там сложная навигация. Яхта с экипажем – это по-своему удобно: всё время целиком посвящено изучению страны и дайвингу, можно не отвлекаться. Хотя мне как шкиперу и судоводителю было скучновато. Думал: чем же занимаются эти люди когда я стою за штурвалом!
ПГ: Чисто дайверский вопрос: а какие качественно иные подводные красоты можно в яхтенном формате открыть?
ДБ: Тут далеко ходить не надо за примером: Мадагаскар, горбатые киты в Мозамбикском проливе. Наблюдали их, даже съёмки с дрона есть. Или Французская Полинезия: в сезон киты заходят в лагуны, и это очень комфортное плавание с китами. Стояли ночь на якорной стоянке, никаких сафарийников нет: это Бора-Бора, там только небольшие парусные суда. И буквально на глубине четырёх метров под яхтой плавали манты, чернопёрые акулы и скаты с утра и до вечера. Момент, ради которого всё затевалось. И такое нельзя получить иным путём: на сафарийнике так не встать, а на дейли это если и увидишь, то уж точно не будешь пить с мантой утренний кофе.
ПГ: Французская Полинезия – как спланирован маршрут? Она ведь большая, больше сотни островов!
ДБ: В пятницу утром вылетаем прямым рейсом из Шереметьево на Лос-Анджелес, после обеда по местному времени прибываем. Тем же вечером вылетаем из Лос-Анджелеса – и утром в субботу мы уже на Таити, а ещё через час полёта мы на острове Райтеа, с которого стартует яхта. И в субботу мы уже можем выйти в море. Я в пятницу сел в самолёт, а назавтра к вечеру я уже иду по островам Французской Полинезии!
В обратную сторону чуть сложнее, но обычно делаем так. В субботу вылетаем на Таити, день катаемся на машине по острову: одного дня там более чем достаточно, чтоб посмотреть весь остров. И вечером в субботу вылетаем на Лос-Анджелес, а где-то в понедельник мы в Москве. Но можно и через Токио, например: есть прямой рейс Токио-Таити. Десять дней в море – а в сумме двухнедельная поездка.
ПГ: Организационная часть ясна – а сколько это стоит? У дайвера есть сложившиеся представления: в Египте за €1000 есть некоторый выбор дайв-сафари, на Мальдивах за €2000 тоже богатый выбор. Можно и дешевле. Дайв-сафари по Французской Полинезии – это $6000 и выше. А вы на этой шкале где?
ДБ: Первая наша яхтенная поездка по Французской Полинезии (без дайвинга) стоила €2000 на человека за две недели, то есть тысяча евро в неделю. День дайвинга там обходится примерно в сто евро. Говорим, разумеется, не про Туамоту, куда на Факараву и Рангироа ходят большие сафарийники, а про Острова Общества, про Бора-Бора и Маупити, где и яхтенная инфраструктура развита, и интересные дайв-сайты есть. Так что наше предложение уникальное.
Есть три основных дайв-сайта на Бора-Бора, где обязательно ныряем: это лимонная акула, это Manta Point и это канал с орляками, которые целыми стаями плавают. Три дайва на каждом сайте сделали – и поплыли дальше.
Справедливости ради, за чистым дайвингом надо лететь на Туамоту. Там эти каналы с тысячами акул, про которые все рассказывают. Но ни на Туамоту, ни на Маркизах нет яхтенной инфраструктуры. Большие расстояния между островами. Хотя ведь никто не мешает построить программу так: неделю на Островах Общества на яхте и неделю дайвинг на Факараве. И цена будет примерно та же, не сильно выше: зависит от класса проживания.
То есть можно сказать так. Предлагаем Французскую Полинезию за €999 в неделю на человека, а все перелёты, если брать заранее, примерно €1000 в два конца.
ПГ: И чтоб завершить разговор жизнеутверждающе – с чем выходите к подводным людям? С какими идеями и ценностями?
ДБ: Во-первых, вот вам вообще другая карта мира. Во-вторых, за то же время увидеть больше, делать непривычные вещи, получать новые впечатления. В-третьих, есть такие подводные красоты, к которым иным образом не подберёшься. Дайвер – он ведь любит море. А когда идёшь на яхте, на катамаране, то находишься от моря в одном метре. И это совсем другая степень слияния с любимой стихией.