Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей. Подводный исследователь Александр Ёлкин (wreck.ru) собрал 56 человек в экспедицию на неглубокие черноморские рэки.

Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей
Изображение Кинбурнская коса: кладбище погибших кораблей

Кинбурнская коса протянулась на 40 км между Днепровско-Бугским лиманом и Ягорлыцким заливом. В годы Второй мировой здесь шли тяжелые бои. Колонна из 12 экспедиционных автомобилей, приехавших из разных городов России, прорвалась на территорию косы по песчаным барханам и встала лагерем на берегу моря.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Первый обследованный объект находился в 150 метрах от базы на глубине 4 метров – советский минный заградитель «Колхозник», вступивший в строй в 1931 г. Он находился в составе Днепровской флотилии, а в 1940 г. был переведен в Дунайскую флотилию.

21 сентября 1941 г. у Тендровской косы в районе Покровки «Колхозник» был атакован немецкой эскадрильей из 11 бомбардировщиков «Юнкерс-87». Два самолета были сбиты зенитчиками корабля. Одна бомба попала в ходовой мостик, пробила палубу и взорвалась в машинном отделении. Возник пожар. После попадания еще нескольких бомб корабль затонул. Часть экипажа спаслась на шлюпках. «Колхозник» был обнаружен и обследован в 1973 г. николаевским клубом «Садко». В том же году с него подняли на поверхность орудиеи пулемет.

При первом нашем погружении трудно было представить, что это боевой корабль. Взору предстало обширное поле обломков, возвышающихся над грунтом на 1,5–2 метра. После нескольких погружений стало ясно, что объект находится на ровном киле, носовая часть надломлена, лежит креном на правый борт и частично замыта. Виден якорный шпиль. Дальше идут сплошные разрушения. В средней части видно большое количество боеприпасов, в основном – 76-мм снаряды американского и советского производства. Взрыватели сняты и валяются отдельно. Также обнаружены ящики с 7,62-мм патронами от пулемета. Состояние патронов отличное (по крайней мере, внешне). Даже надписи на картонных упаковках сохранились (№ партии, упаковщица). Ближе к кормовой части виден фрагмент палубы с комингсами люков и два дизеля. Часто попадаются фрагменты аккумуляторов и медных батарей отопления. В кормовом подзоре видны два трехлопастных гребных винта диаметром около 700 мм. Под корпусом погибшего минзага видны пни деревьев с корнями. Получается, что под объектом течение размыло грунт, и оголились фрагменты деревьев, затопленных сотни лет назад.

Позже участниками экспедиции была обнаружена флотская пряжка и фрагменты документов.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Основная задача – обнаружение и обследование объекта на оконечности Кинбурнской косы со стороны Днепровско-Бугского лимана. По архивным данным, 04.08.1942 г. в этом районе при проводке каравана барж подорвался на мине и затонул немецкий буксир «Монтан-24».

Объект обнаружили сразу на глубине 3 метра! При первом осмотре оказалось, что это несамоходная клепаная баржа размерами 55 х 12 метров, сильно разрушенная прибойной волной. Виден основной груз, состоящий из запчастей к самолетам (поршни, лопасти винтов, топливные насосы). После очистки одного из поршней на нем увидели знак немецкой фирмы «Хорьх» – четыре кольца. По рассказам местных жителей, это была румынская баржа, которая везла груз запчастей люфтваффе; по неизвестной причине она начала тонуть, и буксир бросил ее на отмели.

На второй день экспедиции к нам присоединилась группа аквалангистов из Одессы (Лаборатория подводных технологий) под руководством Влада Тобака. На борту судна «Калипсо» находилось современное поисковое оборудование (гидролокатор бокового обзора). С его помощью нам удалось получить схемы затонувших объектов.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

С первого захода одесситы нашли неизвестный буксир. С точки зрения дайвера, объект интересен. Это небольшой 27-метровый портовой буксир (согласно шилдику на дизеле – английской постройки) лежит практически на ровном киле. Надстройка почти полностью разрушена. В кормовой части вход в каюту, где видны фрагменты коек экипажа. Доступ в носовую каюту сильно замыт илом. Находок практически нет. По приезде домой прояснилась информация по буксиру: 18 марта 1944 г. немецкий буксир «Wachau» (год выпуска – 1937, водоизмещение – 155 т, длина – 28,1 м) потоплен советской артиллерией в районе южной оконечности Кинбурнской косы.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

Поисковая лодка ушла на объект под названием «Юнкерс-52». Глубина – около 12 м, возвышение над грунтом– 1,5 м. Обнаружен он аквалангистами николаевского клуба «Садко». С первой попытки выйти на самолет не удалось, хотя нашли двигатель, который при падении отломился от самолета. Через несколько дней все-таки обнаружили остов самолета на удалении 200 метров от двигателя. Сохранились оба крыла самолета. Левое крыло с двигателем. Сохранился капот с приборной доской. Было еще кресло пилота, но потом (благодаря любителям «сувениров») исчезло в неизвестном направлении. Фюзеляж фактически не сохранился. Отдельно валяется хвостовая часть длиной 1,5 м. Место, где был фюзеляж, заполнено обломками. Среди обломков попадаются 200-литровые бочки. По-видимому, бензин, который перевозил самолет, при падении взорвался, или самолет горел, что и привело к разрушению фюзеляжа.

По воспоминаниям ветеранов, воевавших в составе 96-й отдельной эскадрильи, «Юнкерс» сбили 2 ноября 1941 г. два советских истребителя «И-153». Экипаж «Ю-52» состоял из 4 человек. Все летчики числятся погибшими.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

Егорлыцкий залив. Лодка пошла на поиски нескольких объектов, которые отмечены на лоции. В течение 40 минут пытались найти небольшой объект на удалении 500 метров от берега – в районе хозяйства по выращиванию мидий. По координатам объект не обнаружили. Как только прекратили поиски и двинулись в сторону следующей цели, заметили небольшой буек. Когда подошли к нему, то увидели останки судна. При осмотре прояснилась картина: это практически полностью разрушенная баржа длиной 70 метров. Виден главный груз, состоящий из советских 76-мм снарядов 1939 г. производства и противогазов.

Достаточно интересным стал рэк броненосца «Чесма». Это бывший броненосный корабль, затем – эскадренный броненосец. Заложен в 1883 г. Спущен на воду в 1886 г. Вступил в строй в 1889 г. В 1907 г. корабль был разоружен, став «исключенным судном № 4». В 1912 г. посажен на грунт в районе Тендры и превращен в мишень для артиллерийских стрельб. Во всех справочниках указано, что корабль в середине 1920-х годов был разобран на металл. В 1970-х годах останки броненосца были обследованы аквалангистами николаевского клуба «Садко». Корпус частично сохранился, только кормовая часть замыта в песок. Рядом расположены две дымовые трубы с фрагментом надстройки. Практически уже тогда рэк представлял собой груду металлолома, искореженного артиллерийскими снарядами. Сейчас броненосец уже не представляет единое целое – только шпангоуты да фрагменты металла, разбросанные по дну.

Недалеко от «Чесмы» на грунте лежит небольшой колесный пароходик. Название отсутствует. Принадлежность – неизвестна. Длина – около 20 м. Лежит на ровном киле. Затонувший объект представляет собой небольшое судно без каких-либо надстроек с хорошо сохранившейся деревянной палубой. Корпус металлический, листы обшивки на заклепках. Хорошо сохранился нос, планка форштевня, якорные клюзы характерной формы: круглые, выпуклые наружу. Нос прямой – форштевень по отношению к плоскости палубы расположен под прямым углом. По бортам расположены корпуса гребных колес. Деревянные лопасти не сохранились, но вал и основания колес просматриваются. Через корпус колеса можно заглянуть в подпалубное пространство. На палубе ближе к кормовой части встречаются обрывки медных трубопроводов и фланцевых соединений.

Вернувшись из экспедиции, мне удалось найти зацепку о судьбе судна. При эвакуации белогвардейцев из Одессы в 1919 году им удалось увести с собой практически все рабочие суда. Те, на которых двигатели были неисправны, взяли на буксир. Весь этот караван пришел в Тендровский залив. Там на якорях они оставили около 20 плавсредств, а сами ушли. И вернулись только через несколько месяцев для того, чтобы увести их в Новороссийск. Правда, несколько судов уже лежали на дне (есть упоминание о колесном пароходе).

Экспедиция закончилась, и мы уезжаем, чтобы на следующий год вернуться на Черное море и продолжить разгадку тайн погибших кораблей.

Мы выражаем огромную благодарность за помощь в организации экспедиции киевлянам С.А. Воронову, директору Департамента подводного наследия Института археологии Украины, и научному сотруднику Виктору Вахонееву, одесситам Владу Тобаку и Ростиславу Курочкину (Лаборатория подводных технологий), Владимиру и Александру Горлинским и всем участникам экспедиции.

Поделиться