«Чёрная вода» или Blackwater diving — этот вид ночных погружений в открытом океане в местах, где глубина не меньше 350 метров, с каждым годом становится всё популярнее. В меню рекреационного дайвинга это пока новый, быстро развивающийся и очень увлекательный вид погружений и способ увидеть и сфотографировать удивительных подводных обитателей, недоступных на обычных дневных или мелководных ночных погружениях.
Каждую ночь самая масштабная на Земле миграция живых организмов происходит под водой, в морях и океанах. С помощью вертикальных течений глубоководные обитатели всплывают к поверхности в поисках пищи и для размножения. На таких погружениях уже были открыты десятки новых видов, населяющих наши океаны, исследованы и задокументированы сотни промежуточных стадий развития обитателей коралловых рифов и морей.
Из-за своей новизны и определённых технических сложностей этот вид погружений доступен лишь в нескольких местах нашей планеты. Главные точки: Анилао на Филиппинах, где живет один из начинателей черноводного дайвинга Майк Бартик, Вест-Палм-Бич во Флориде, где есть два туроператора, осуществляющие эти погружения, остров Кона на Гавайях и самое новое место — остров Козумель в Мексике. Основное условие для биоразнообразия — это наличие течений. Во Флориде львиная доля этих погружений происходит в Гольфстриме. Анилао и Гавайи также известны своими периодическими и направленными течениями. На Козумеле, несмотря на близость материка, также возникают необычные течения. Большинство погружений на Козумеле — это погружения на течении, но кроме обычного горизонтального, там ещё есть вертикальные течения. Конечно, время от времени появляются фотографии, сделанные в «чёрной воде» из других мест Мирового океана. Но это единичные экспедиции рисковых и «отчаянных» дайверов. На постоянной и коммерческой основе вышеперечисленные локации пока лидируют в возможности познакомиться с дайвингом в «чёрной воде» для большинства дайверов.
Что нужно для успешного черноводного дайвинга? Во-первых, лодка, достаточно оснащённая для безопасного выхода ночью в открытое море. Глубина в 350 метров — это минимальное значение, чтобы погружение считалось «blackwater», но зачастую глубины могут быть и больше. Второй, обязательный компонент погружения это «люстра». «Люстра» — это буй, подсвеченный на поверхности красными огнями, снизу к нему крепится линь длиной от 14 до 20 метров с набором очень ярких фонарей. Обычно их вешают через каждые 5 метров, чтобы у дайверов было относительное понятие глубины. Первый уровень фонарей от поверхности — это место, где делается «остановка безопасности» в конце погружения. От второго до четвёртого уровня — безопасная глубина для наблюдения вертикальной миграции. Дайверам обычно не рекомендуют опускаться ниже последнего уровня фонарей. Поскольку дна по факту нет, нужно очень внимательно относиться к своей глубине. Погнавшись за интересным объектом, можно легко опуститься на 35–40 метров и даже не заметить этого. Буй с люстрой дрейфуют в открытом море вместе с дайверами и служат ориентиром для лодки о местоположении группы. Лодка также дрейфует по течению, но если есть разница течений в толще воды и на поверхности, то она должна активно маневрировать и периодически включать двигатели, чтобы не потерять дайверов.
Какие здесь «подводные камни»? Такие погружения по определению являются одиночными. Когда охотишься за заветным кадром, нет возможности следить, где и что делает твой напарник. Да и не отличить их в темноте, только если на них какое-то очень заметное снаряжение. Поэтому знание своих возможностей и расчёт только на себя очень важны. В среднем каждое погружение длится от 90 до 120 минут. Из-за этого очень важно внимательно следить за потреблением воздуха и глубиной. Я видела многих дайверов, которые делают такие погружения со спаркой или в сайд-маунте с двумя баллонами, или вовсе на ребризере, чтобы гарантировать максимальное время в воде. Для меня лично достаточно стального баллона на 10 литров. В такой комбинации мне не нужны дополнительные груза, и я могу активно контролировать свою глубину и полностью сфокусироваться на камере и фотоохоте.
Первые попытки фотографии в чёрной воде можно только описать как «унизительный опыт», причём для фотографа любого уровня. Я сама видела в моей последней экспедиции, когда известная на весь мир фотограф и амбассадор компании Sea&See из Мексики закричала после своего первого погружения: «Что со мной не так?!» У неё не получилось ни одной фотографии, которой она была бы довольна. Но это нормально. Я объяснила ей, что обычно несколько погружений нужно потратить только для того, чтобы понять, как оптимально использовать своё фотооборудование. Это не удивительно, фотограф и объект находятся в трёхмерном пространстве и постоянном движении относительно друг друга. Там нельзя стабилизироваться, нельзя закрепиться и нельзя создавать движение воды. Даже самое незначительное движение воды, вызванное движением камеры или вашим телом, может отнести ваш объект из поля фокусировки. Если просто оторвать взгляд от видоискателя, интересная кроха может быть навсегда потеряна для желанного кадра. Ещё у обитателей чёрной воды есть определённая непереносимость яркого света. Часто при свете фонарей они начинают стремительно уплывать вглубь. Здесь, опять же, важно следить за глубиной и не дать утащить себя вниз в погоне за кадром. Для лучших результатов фотографы используют две или три вспышки, один или два широкоугольных фонаря и один фонарь с узким лучом для охоты. Любители камер Nikon в основном используют 60‑мм макрообъектив. У любителей Canon дела обстоят намного хуже. На полнокадровый Canon нет эквивалента никоновского 60‑мм объектива, поэтому лучшая альтернатива — это Sigma 70 мм макро, но у него есть свои ограничения. Я использую этот объектив на Canon 5D Mark 4, с двумя вспышками Inon Z240, и двумя Big Blue 9000 люмен фонарями. Я всё ещё в процессе поиска оптимальной конфигурации и лучшего объектива для этого вида съёмки.
Только когда я начала делать свои первые кадры в чёрной воде, я поняла всю сложность фотографии в постоянно двигающемся трёхмерном пространстве. При всём моём 15‑летнем опыте и тысячах погружений за спиной в самых разных условиях, я была не готова к тому, что меня ожидало. Инстинкты подводного фотографа: придумать кадр, догнать объект, стать в позицию с правильными настройками — не работают в этих условиях. Мои первые кадры не получались потому, что я делала слишком много движений в воде, пытаясь найти правильную позицию относительно объекта съёмки. Это создавало хаотичное движение воды, и интересные существа просто терялись во взвеси. Сейчас у меня другая стратегия. Я держусь максимально горизонтально и двигаюсь предельно медленно, чтобы не толкать воду. Я также использую красный фонарь для фокусировки, чтобы не спугнуть чувствительных к свету созданий.
Наверно, самое интересное и занимательное в таких погружениях — это невозможность предсказать, что можно увидеть и сфотографировать. Даже если нырять каждую ночь, никогда не знаешь, что течение принесёт на этот раз. Одна ночь может быть богата на разных желеобразных обитателей, а следующая может принести разных мальков рыб или ракообразных. Иногда можно увидеть крохотных осьминогов, аргонавтов или кальмаров, морских коньков, путешествующих на веточках саргасс, глубоководных голожаберников и моллюсков, медуз… Для меня фотография в чёрной воде — один из самых сложных видов подводной фотографии, но также один из самых интересных. Я надеюсь, этот вид погружений будет становиться более популярным и доступным. По ощущениям это очень похоже на исследование космоса, но только этот космос рядом с нами, на нашей Земле.