«Крымский отпуск… 30 лет спустя». Максим Трусевич о том, как он провёл лето — ПГ №5/2020

У каждого человека есть места на земле, которые дороги ему воспоминаниями о детстве, о тех счастливых временах, когда небо было голубее, горы выше, а море бескрайней…

Так и для меня Крым был таким местом, где я проводил каждое лето со своими родителями, где отец научил меня плавать и открыл мне красоту подводного мира, влюбив меня в эти завораживающие пей — зажи от Южного берега до западного побережья. Когда я стал думать, куда поехать в свой юбилейный год, решение пришло сразу: Крым! По местам моей ранней юности, с надеждой увидеть и вспомнить те далёкие, счастливые времена. Мое юношеское увлечение подводным плаванием с возрастом перешло на качественно новый уровень — я стал увлечённым подводным фотографом. Благодаря этому, я получил задание от редакции ПГ попутно собрать материал об интересных местах для дайвинга, а также разузнать о сервисах и возможностях местных ДЦ. Ехать в путешествие решено было на автомобиле. Поездка на машине не ограничивает тебя перевесом багажа, как в самолёте. Брать с собой можно всё снаряжение и даже что-то ещё, на вся — кий случай. Традиционно протестировали боксы и вспышки на герметичность в барокамере у Владимира Алексеевича Гудзева. Было решено также оформить дайверские страховки. Поскольку не все компании предлагают услуги по страхованию дайверов, выезжающих в Крым, страховки заказали в компании ТИТ, где действие полиса распространяется на всю территорию РФ, включая Крым.

Итак, вещи и снаряжение собраны, оборудование протестировано, автомобиль прошёл ТО и готов мчать нас к морю. Выехали в ночь на 9 августа.

Прицепив транспондер и выехав на трассу М4 «Дон», мы с моей бессменной фотомоделью и по совместительству женой Оксаной (Мышой), не заметили, как преодолели 1100 км и рано утром были в Ростове-на-Дону. Пробок или каких-либо других затруднений и препятствий в свой ночной переезд мы не встретили. А поскольку цели ралли-рейда у нас не стояло, и в отеле, забронированном в Крыму, нас ждали только завтра, решено было провести день в Ростове, а в следующую ночь преодолеть второй участок пути до самого синего моря. Несмотря на высокий сезон и большое количество стремящихся к морю автомобилей, удалось сходу забронировать отельчик и отдохнуть с дороги. Поужинав в очень вкусном заведении под названием «Охотник» и набравшись сил, мы двинулись дальше в путь.

Казалось, что запах моря уже витает в воздухе, придавая нам МОРЕ позитива и бодрости духа!

Скоростная трасса до Краснодара. Здесь хочу предостеречь всех, кто собирается в Крым на авто. Не рекомендую доверять навигатору, который пытается повести вас дорогой через Тимашевск! Дорога в крайне неудовлетворительном состоянии! Мы не исключение. Проехав около 40 км по этому найденному кратчайшему пути и осыпая проклятиями «курицу» из навигатора, мы вернулись на прежнюю трассу, идущую через Краснодар. Эта заминка в дороге отодвинула нашу встречу с чудом Крымского моста на глубокую ночь. Заправив автомобиль под завязку, мы выехали на финишную прямую через залив и Крымский мост. Грандиозное сооружение инженерной мысли, подсвеченный в ночи огнями, смотрелся очень впечатляюще! Ворота в Крым!

«Таврида» прямая и ровная как стрела помчала нас к первому месту назначения, Судак, Меганом. Отель «Ассоль», рекомендованный нашими друзьями дайверами, расположенный вблизи мыса Меганом, встретил наше очень ранее появление с пониманием. Хозяева отеля, насколько смогли оперативно, подготовили нам номер, а пока мы ждали заселения, предложили нам полотенца, чтоб мы могли отдохнуть возле бассейна с дороги. Немного об отеле. Если вы планируете погружения в акватории мыса Меганом и бухты Капсель, отель «Ассоль» будет очень удобным по своей локации и достойным вариантом для проживания. В отеле можно выбрать категорию номера от стандарта и комфорта до двухкомнатного семейного люкса с видом на море и мыс. В отеле свой, довольно большой бассейн, ресторан с открытой верандой и бар. Завтраки включены в стоимость проживания. Номерной фонд отеля, как и сам отель с его территорией и бассейном поддерживается в отличном состоянии. Для автомобилистов предусмотрена парковка с видеонаблюдением.

Из предложенных нам на выбор нескольких номеров категории комфорт мы выбрали номер на первом этаже с закрытой зеленью террасой. Нужно же где-то сушить снаряжение без привлечения к себе лишнего внимания.

С открытой веранды отеля открывался изумительный вид на залив, бухту Капсель. Слева возвышалась гора Меганом, а точнее полуостров Меганом, как его называют старожилы этих мест. На завтра планировалось провести разведку местности и знакомство с дайв-центром, а сегодня отдых после дороги, разбор сумок и подготовка снаряжения и техники.

На побережье есть несколько заслуживающих внимания дайв-центров. Белоснежный купол ДЦ «Варяг» сразу заметен на побережье вблизи Меганома. Если вам нужен дайвинг с комфортом, то этот ДЦ для вас! Большая, закрытая куполом от ветров и пыли территория, где можно с комфортом проводить брифинги, класс для обучения, душевые и раздевалки, всё к вашим услугам! Дайв-центр «Варяг» — официальный дайв-центр, входящий в систему SSI и работающий с соблюдением всех стандартов безопасности. Все сотрудники ДЦ имеют статус дайв-профессионалов не ниже дайв-мастера. Помимо обучения дайвингу, вы можете заняться каякингом, совершить морскую прогулку на катере или просто принять солнечную ванну, лёжа в шезлонге на специально отведённой территории у кромки моря.

Помимо ДЦ «Варяг», в шаговой доступности от отеля Ассоль разместились ещё два дайв-центра: это ДЦ «Волшебник» и ДЦ «Дайвинг 82».

По рекомендации друзей наш выбор пал на ДЦ «Дайвинг 82». Поскольку у нас не было необходимости в аренде снаряжения — всё своё вожу с собой, главным фактором, определяющим выбор, стало знакомство с руководителем клуба Джоном (Евгением Сергеевым) и понимание наших желаний как фотографов. План погружений был определён быстро и без лишнего навязывания того, что не представляет для нас интереса. Для погружений на Меганоме есть много дайв-сайтов различного уровня сложности. Погружения на Маяке, стенки и гроты до 45 метров, скала «Плавник», «Гараж», проходные гроты и лабиринты от поверхности и до 30 м. Много интересных вариантов для пробных погружений и обучения студентов в различных условиях, как в условиях ограниченной видимости и надголовной среде, так и глубокие погружения.

Но главный хит дайвинга на Меганоме — это опытный торпедный катер, затонувший в бухте Капсель в 80-х годах из-за невнимательности экипажа. Также есть версия умышленного затопления для получения страховки. Особый интерес вызывает конструктивная особенность катера, где торпедные аппараты размещены не на верхней палубе, как принято, а по обоим бортам, причем ниже ватерлинии. Длина объекта 35 метров, глубина по дну 11 метров. Судно стоит на ровном киле. В носовой части, ниже ватерлинии находятся два торпедных аппарата, закрытых массивными крышками. На корме отлично сохранился винт и «плавник». Есть возможность проникновения внутрь судна. Большой трюм в носовой части с двумя торпедными аппаратами и стеллажами для торпед. Для более подготовленных дайверов есть возможность проникновения в машинное отделение. Также можно пройти по узкому коридору в кормовую надстройку, облюбованную семейкой скорпеновых, и выйти через люк на палубу. Обобщая, можно с уверенностью рекомендовать этот рэк как для начинающих, так и для более опытных дайверов. А если выбрать правильное время для погружения, можно ещё и ухитриться сделать неплохие «интерьерные» фотографии катера. Поскольку при любом неосторожном движении мгновенно поднимается взвесь, для фотосъёмки фотографу и модели предпочтительно заходить в отсеки с противоположных сторон и встречаться в точке съёмки. Любые другие движения и развороты в не очень просторном трюме сводят фотосессию на нет до следующего дня, пока уляжется муть.

Энтузиасты от дайвинга изготовили и установили на турели в носовой части катера макет пулемёта, который стал яркой деталью экстерьера и удачной декорацией для фотосьёмки.

Торпедник стал своеобразным аттракционом по кормлению рыб. Прикормленные стаи зеленух пасутся на верхней палубе и, завидя дайвера, окружают его, выпрашивая вкусняшку — мидию. Тут же на кнехте, разбив мидию, можно стать участником их пира.

С ДЦ «Дайвинг 82» мы совершили ряд погружений на популярные дайв-сайты Меганома и бухты Капсель. Каждый день у нас была лодка, профессиональный гид и отличное настроение! В чём заслуга позитивно настроенного коллектива ДЦ и его руководителя Джона — Евгения Сергеева. За что им большое спасибо!

За неделю, проведенную на Меганоме, помимо дайвинга, мы успели покорить вершину горы Меганом на специально оборудованном для этих целей автомобиле с «Партизаном» (не рекомендуется повторять на своих внедорожниках и тем более седанах) и насладиться изумительными видами, поучаствовать в рыцарском турнире, проходящем в выходные дни на территории Генуэзской (Судакской) крепости, посетить «Страну Коктебель» и распробовать изумительное по вкусу и качеству вино родом из Солнечной Долины. И в завершении нашей программы в Судаке, мы смогли отыскать улицу Танкистов и дом, где я проводил каждое лето со своими родителями много лет назад, когда горы были выше, а море бескрайнее…

Впереди нас ждал следующий пункт назначения, Тарханкутский полуостров!

Наш маршрут до Тарханкута, а точнее, до крайней Западной точки Крыма, села Оленевка, проходил через столицу Крыма Симферополь, г. Саки и Сакское озеро, озеро Сасык, где мы наблюдали стаи журавлей и лебедей, детский курорт Евпаторию, озеро Донузлав и степной Крым. Проехав 260 км и затратив на это около 4 часов, мы миновали последний посёлок городского типа Черноморское и через полчаса подъехали к Оленевке. Асфальт кончился, мы въехали в Оленевку… Вздымая пыль центральной улицы Ленина, мы доехали до нашего отеля «Экватор». Почему «Экватор»? Потому, что на момент бронирования (за полтора месяца до нашего путешествия) кроме «Экватора» и гостевого дома с популярным женским именем, вариантов не было. Поскольку формат гостевого дома с глинобитными комнатушками и койко-местами нам не совсем подходил, мы клюнули на «отдых высокого уровня» в отеле «EKVATOR HOLIDAY». Расположение отеля на берегу озера Лиман и в 10 минутах ходьбы от шикарного песчаного пляжа можно было бы назвать удачным, если бы не центральная улица… Полное отсутствие какого-либо дорожного покрытия при проезде автомобиля создавало очень плотную и качественную пылевую завесу, и надо было постоянно следить за направлением ветра. Другими словами, за прошедшие 30 лет со времени моего последнего визита дороги не претерпели ни малейших изменений и находились в своём стабильно оленевском состоянии. Ну это же край Крыма — Тарханкут!

На Тарханкуте, в окрестностях с. Оленевка функционируют четыре дайв-центра, специализирующиеся в основном на пробных погружениях в высокий сезон. По рекомендации нашего товарища, коммерческого водолаза из Керчи, хорошо знающего местные обряды и традиции в работе дайв-центров, мы появились на пороге ДЦ «Команда ЭКС». Войдя с пыльной улицы в уютный дворик, мы попали в дайверский оазис с жилыми номерами по периметру, сушилками и кладовками, компрессорными и учебными классами, баром и мангалом, а главное, с большим бассейном глубиной (как потом выяснилось) до 4 метров, в центре этого оазиса! Встретил нас руководитель ДЦ «Команда ЭКС» Игорь Павлович Горопаев и сразу задал вопрос в лоб: что мы хотим? Как что, нырять хотим! Впоследствии мы поняли, что означал этот вопрос. Мы рассказали о своих планах и пожеланиях, Игорь Павлович предложил варианты решения. Так и познакомились. Потом была экскурсия по ДЦ «Команда ЭКС», которая повергла нас в лёгкий шок, поскольку мы не были готовы увидеть на краю света, в Оленевке, оснащение ДЦ такого серьёзного уровня.

Магазин, учебный класс, компрессорная, пункт проката и сервиса снаряжения. Сушилка для снаряжения, хранилище для снаряжения клубов, два учебных бассейна — детский глубиной 70 см и второй, 10 метров на 8 метров с глубиной 4 метра. Комфортные условия для проживания инструкторов и студентов. Детская площадка с маленьким бассейном. Место отдыха и мангальная зона. Банька! Вся территория адаптирована для людей с ограниченными возможностями.

«Чистый воздух — безопасный дайвинг! ». Не на словах, а на деле — три компрессора BAUER с системой контроля фильтра B-SECURUS. Давление 220–330 bar. Распределительная колонка может одновременно заправлять 30 баллонов по 220 bar и 6 баллонов 330 bar. Ресиверная группа 22 баллона по 50 литров 350 bar. Новый компрессор BAUER/Verticus 300 bar всегда готов на подстраховку.

На территории дайвинг-центра расположены: двухкомнатный, двухэтажный домик с отдельным входом. Номер включает в себя большую комнату с камином. На втором этаже двуспальная кровать, холодильник, телевизор, ванна с горячей водой, санузел, кухня.

Номера для проживания студентов и инструкторов: в комнате 3 места с односпальными кроватями. Холодильник, телевизор, туалет и душ с горячей водой, два из них полностью адаптированы для людей с ограниченными возможностями. Дополнительно в 2018 году были подготовлены к комфортному проживанию две комнаты на 6 и 8 человек.

Также мы заметили новую, ещё упакованную, барокамеру, технику для обучения подводной фотосъёмке, камеру NIKON в боксе Ikelite, и целый стеллаж диоптрий для масок!

Дайв-бот, с которого совершаются погружения, построен для условий Тарханкута, это РИБ длиной 6,5 м, с мотором 140 л. с. , оборудованный стойкой для баллонов с креплениями для снаряжения и трапом для выхода на борт. На лодке комфортно располагаются 8 дайверов со всем снаряжением или 6 технарей со спарками, дополнительно можно взять на борт 10 баллонов по 12 литров. Можно делать по 3 погружения за один выход. В наличии — кислородный баллон 5 л и аптечка. Для погружений в режиме техно предоставляется декостанция.

Из описания этого богатства становится ясен смысл вопроса: «Чего вы хотите? ». Потому что ДЦ, в буквальном смысле, может предложить всё, что угодно, от рекреационных погружений в районе Атлеша и Джангуля («Арка Нептуна», «Крокодил», Аллея Вождей и Аллея Якорей, пещера «Тарзанка» и много других сайтов разного уровня сложности) до технических погружений на затонувшие объекты времен I и II Мировых войн.

Для себя мы заранее определили программу погружений:

• Грузопассажирский пароход «Цесаревич Алексей Николаевич». Спущен на воду в 1914 году. Затонул 16 июня 1916 г. от подрыва на германской мине. Глубина от 40 (по надстройкам верхней палубы) до 52 метров.

• Минный заградитель «Четвёртый». Моторный минный катер, построен в 1914 г. на Адмиралтейском заводе, СПб. В январе 1918 г. перешёл на сторону Советов, весной 1918 взят немцами. Затонул в 1920 г. Глубина около 44 метров.

• Бомбардировщик Люфтваффе «Хенкель‑111», 4-й эскадры бомбардировщиков, занимался снабжением группировки Манштейна в 1944 г. Был сбит советскими «Аэрокобрами». Обнаружен в 2015 году. Глубина 44 метра.

Получив от Игоря Павловича утвердительный ответ, что до завтра для нас будет готова программа, всё необходимое оборудование и лодка, мы оставили своё снаряжение в ДЦ и отправились собирать фототехнику.

На следующее утро в 7.00 мы были в ДЦ. Поскольку перед глубокими дайвами правильно было разныряться, был выбран объект для первого дня, сухогруз «Ибрагим-Яким». В 2010 году из-за сложных погодных условий он потерпел бедствие менее чем в километре от мыса Тарханкут. Судно разломилось на несколько частей, корма до сих пор виднеется над поверхностью моря напротив маяка. Как будто предостережение всем проходящим судам. Носовая часть Ибрагима лежит на глубине около 12 метров. Можно проникнуть в довольно просторные помещения трюмов с грузом металлопроката. «Ибрагим-Яким», вследствие свободного доступа в трюмы и небольшой глубины, может служить отличной площадкой для обучения погружениям на затонувшие объекты, а нам как фотографам интересно в качестве декораций для отработки приёмов фотосъёмки.

На следующий день было запланировано погружение на «Цесаревич Алексей». Погода нам благоприятствовала. «Пуля» была брошена точно в цель, мы заякорились у самого рэка. Наша команда в составе: я, Оксана (Мыша, она же модель, которая должна правильно ставить свет) и наш гид, технический дайвер Юрий были готовы к погружению. Вода на поверхности была около 26 градусов, но уже после 20 метров температура воды резко упала, а на глубине 30 метров стала около 8–9 градусов, что не очень комфортно для мокрого костюма, даже 5 мм и с жилеткой. Но то, что предстаёт перед взором, заставляет забыть и о холоде, и о глубине. Корабль длиной 90 метров, пролежавший на дне более 100 лет и отлично сохранившийся для такого почтенного возраста! Нам сопутствовала удача не только в погоде, но и в видимости! Для Чёрного моря это редкий случай! Недостаток освещённости компенсировали фонари AMG, которыми Оксана (Мыша) профессионально подсвечивала детали корабля.

В последующие дни мы ныряли на «Хенкель‑111» и минный катер «Четвёртый», который удалось неплохо отснять. Повторно погрузились на «Цесаревича Алексея» и теперь исследовали его с носовой части. Повторюсь, что с погодой и видимостью нам исключительно повезло, как и с нашими гидами из ДЦ «Команда ЭКС». Отдельное большое спасибо Игорю Павловичу Горопаеву за то, что у нас всё получилось.

Было бы неправильно не упомянуть о красоте надводной части Тарханкутского побережья. Джангуль поразил нас своими видами, тихими уединёнными бухточками и завораживающими закатами на фоне моря и скал. Атлеш, место, связанное с моей юностью, когда отец учил меня подводной охоте. Когда море было такое бескрайнее, а Атлеш таким же красивейшим уголком Крыма, который невозможно не полюбить на всю жизнь.

Максим Трусевич для ПГ №5/2020

ЭТОТ НОМЕР НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ: 

Поделиться