Незнакомый Шарм: рэк Kormoran. Геннадий Фурсов (клуб New Waves) рассказывает, а Андрей Рянский показывает, какие на Синайском побережье есть безлюдные сайты.

Изображение Незнакомый Шарм: рэк Kormoran
Изображение Незнакомый Шарм: рэк Kormoran
Изображение Незнакомый Шарм: рэк Kormoran
Изображение Незнакомый Шарм: рэк Kormoran
Изображение Незнакомый Шарм: рэк Kormoran
Изображение Незнакомый Шарм: рэк Kormoran

Мысль написать серию статей об известных, но практически не посещаемых дайв-сайтах в окрестностях Шарм-эль-Шейха возникла, когда мы в очередной раз отправились нырять на «Корморан» – сайт с останками разбитого корабля и невероятно живым рифом, сплошь покрытым твердыми кораллами.

Мало того, что из дайверов, приехавших в Шарм не в первый раз, там никто не бывал, но даже не все гиды знают этот сайт, а его описание есть в популярном дайв-справочнике по Синаю. Причина – определенная удаленность и возможность попасть туда только в хорошую погоду, когда море спокойно. Есть еще несколько сайтов, обозначенных на многочисленных схемах, картах, описанных в книгах, Интернете, но там практически никто не бывает по ряду причин. Мы, команда “New Waves”, решили восполнить этот пробел и показать дайверской общественности новые места в таком знакомом и обнырянном Шарм-эль-Шейхе.

Первое место, о котором мы расскажем – упомянутый ранее «Корморан». Как водится, дайв-брифинг перед погружением на затонувшее судно начинается с его истории. «Корморан» – обычное грузовое судно, построенное в 1963 году на верфи в Ростоке, бывшей ГДР. Его длина – 82,4 м, ширина – 12,7 м. Два грузовых трюма располагались впереди, а машинное отделение, надстройки и капитанский мостик – ближе к корме. «Корморан» был оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем и развивал скорость до 12 узлов. В 1976 году название судна было изменено на «Адамастос», а позднее – на «Зингара». Во время утраты судна, оно было зарегистрировано в Неаполе, и его владельцем значилась итальянская компания “Montemare di Navigazione S.P.A.”.
21 августа 1984 года «Зингара» вышла из иорданского порта Акаба с грузом фосфатов. На следующий день судно на полном ходу врезалось в северную оконечность рифа Лагуна, окружающего остров Тиран. В этом месте действует строгое правило, обозначенное на всех навигационных схемах, – «держись правой стороны, двигаясь “вверх”» (то есть, входя в залив, и держись левой, выходя из него). Либо капитан решил сэкономить время и двигался на максимальной скорости по восточному каналу против движения любого возможного судна, либо это была просто навигационная ошибка. Удар о риф был такой силы, что практически весь нос сухогруза был смят, и в настоящее время его практически не видно.

Как уже было сказано выше, кораблекрушение произошло на северной оконечности с внешней стороны рифа Лагуна. Попасть сюда на дейли-боте можно только в хорошую погоду, когда море спокойно, и нет волны. Найти его легко, т. к. часть кормы до сих пор возвышается над поверхностью воды и служит отличным ориентиром. Течения, как правило, здесь нет. Фрагменты рэка лежат неглубоко (8–10–12 метров), поэтому здесь отличное место для второго или третьего дайва после утренних погружений на широко известных рифах Тирана, позволяющее осмотреть затонувший корабль даже дайверам с начальной квалификацией. Вы не найдете здесь цельного корпуса судна с мачтами и надстройками. Из-за сильного удара, мелкой воды и прибоя корпус основательно разрушен. Но создается впечатление, что какая-то громадная рука разобрала судно на кусочки и аккуратно разложила все по порядку – от носа до кормы.

Кроме всего прочего, это отличное место для подводной фотографии, т. к. сайт неглубокий, и здесь много естественного освещения. Наиболее «фотогенична» корма, лежащая под углом 45° на левом борту. До сих пор видны ограждения палубы, а ниже – хорошо сохранившиеся руль и гребной винт. Далее части рэка находятся уже не на своем первозданном месте, но вы легко найдете отличные объекты для фотографий: латунные иллюминаторы, две лебедки, уже вросшие в кораллы, якорную цепь. Две мачты смотрят в открытое море, указывая на то, что с этой стороны в свое время был правый борт судна. Чуть глубже лежит большая секция верхней палубы с сохранившимися леерами. Когда смотришь на нее, создается впечатление, что кто-то срезал эту часть судна и аккуратно положил на риф. Такие разрушения косвенно подтверждают то, что «Корморан» врезался в риф на полном ходу. На рифе даже сохранилась борозда от движения судна. У самого носа, после лебедок с якорной цепью, по левому борту все еще можно различить часть названия KORMOR, а буквы AN скрыты кораллами.

Осмотрев судно, обязательно уделите часть времени окружающему рифу. Я несколько раз слышал слова о том, что это самое красивое место подводного Шарм-эль-Шейха, где дайверам удалось побывать. Здесь можно встретить мурен, наполеона, черепаху, ската-орляка. Пологий склон, местами просто плоский, огромная площадка, сплошь покрытая кораллами, – это очень необычно для местного рельефа. Ведь на Тиране или Рас-Мохаммеде – везде стенки или крутые песчаные склоны, а здесь риф очень полого спускается до 18 м, при этом весь зарос твердыми кораллами, а после 18–20 м начинается обычный песчаный склон с отдельными кустами кораллов и с увеличением уклона, но… до 20 метров – плыть и плыть. И, самое главное, кораллы не тронуты, не изломаны, практически в своем первозданном виде. Постарайтесь и вы, если попадете туда, оставить после себя такую же идеальную картину.

Поделиться