Казалось бы, обычное редакционное задание: отсняться на берегу и под водой. Но предстоял не просто обычный дайвинг — а полный сибайк! Мне сразу вручили сумочку с комплектом сибайка внутри. Отложил камеру и занялся освоением нового спортивного снаряда, который до этого видел только через окуляр камеры.
Признаюсь, что до конца недельной поездки уверенно управлять сибайком мне так и не удалось научиться. Но и тренировка у меня была одна-единственная — да и то уже фактически в боевых условиях. А ребята приехали в Акабу уже с опытом: пого- няли на сибайке не только по бассейну, но и в открытой воде, на домашнем водоёме. Поэтому после двух дней укрощения строптивого сибайка я всё же вернулся к ластам, чтобы выполнить редакционное задание: снимать!
Что же такое сибайк для подводного фотографа? Почувствовал, что это возмож- ность съёмки динамичных масштабных сцен. А также возможность перемещаться с максимальной скоростью вокруг объекта, экономя при этом воздух. И фотографировать всё, что намечено, за одно-единственное погружение — там, где на ластах потребовалось бы два или три погружения. Думаю, подводный фотограф почти не почувствует отсутствия ласт. А времени на съёмку и на охват пространства получит примерно вдвое больше.
Живой пример из поездки в Акабу – это рэк Cedar Pride. Великолепный объект для съёмок! Но мало что не успел снять. Потому что плыл до него под водой – а от берега это полторы сотни метров. По поверхности идти было нельзя: нагонное течение. И эта дистанция – только потраченный впустую воздух. Пока искал ракурсы и осматривал судно с разных сторон – на это тоже уходило драгоценное время, ну и воздух, опять же. В итоге вынужден был покинуть рэк сильно заранее, чтобы остался воздух на обратный путь.
И если совсем коротко, то моё (как новичка) личное впечатление от сибайка: лёгок в транспортировке, прост в сборке, удобен в управлении.
Но никто не скажет о снаряде лучше самого изобретателя — точнее, руководителя инженерного коллектива Центра современных разработок «Модуль».
Алексей Лукьянов: Что сибайк даёт дайверу? Экономия по воздуху — вполовину, скорость — выше вдвое. Но цифры не говорят главного. Сибайк даёт дайверу ощущение плывущей акулы, тогда как в ластах он скорее ощущает себя медузой. Ощущение скорости полёта, драйва, новых возможностей — вот что даёт сибайк дайверу.
В этой поездке была поставлена задача — проверить сибайк целой группой дайверов. Может ли он быть вообще применим в группе? А если да — то какую дистанцию может пройти такая группа, не растеряв друг друга по дороге? Как не отстать от группы — и что делать, если отстал? Исходим из того, что средняя скорость сибайка один метр в секунду: и при отвлечении пловца от группы на 40 секунд группа уходит за предел видимости.
Опасения, если они и были, оказа- лись напрасными. При достаточном опыте управления сибайком и при соблюдении договоренностей о сигналах группа из пяти человек легко справляется с длинными дистанциями. То есть говорим о расстояниях более километра. А типичные рифы Красного моря — это максимум полкилометра. На случай, если у кого-то из группы раньше других кончится воздух, есть заранее оговорённые действия, что позволяет не задерживать группу на дистанции и чтоб не было суматошных поисков.
Маршрут для группы на сибайках проложен вдоль береговой линии на глубинах не более десяти метров, в прямой видимости берега и на минимальной дистанции до него. Что разумно минимизирует риск потери человека в море. Но главное в кон- струкции сибайка — что пловец не устаёт. А нет усталости — нет и стресса. Нет стресса — нет аварийной ситуации. Сохраняется бодрость. И это верно не только для длинных заплывов.
Посещение одного и того же объекта на ластах и на сибайке заметно отличается. По времени, по впечатлениям, по физической нагрузке. Сократив переходы, сэкономив воздух в баллоне, можно отдать больше времени осмотру подводных достопримечательностей. Дайвер на сибайке увидит за час гораздо больше, нежели дайвер в ластах, посетивший одну или две точки на рифе. Потому что будет двигаться вдвое эффективнее и не будет уставать.
Здесь, в Акабе не только оценивали возможность пройти дистанцию. Мы сами себе продавали новый товар, новую услугу, новый вид дайвинга: не вглубь, а вдаль, не вниз, а вперёд. Желаемый результат наших усилий — это комфортное, лёгкое, безопасное и наполненное информацией подводное путешествие для человека.
Андрей Богданов: Для меня это было нето абсолютно неизвестное, абсолютно непонятное! Благодаря Алексею Лукьянову впервые попробовал сибайк именно здесь, в Иордании. Обучение было недолгим и крайне лёгким. Каких-либо специальных навыков в управлении сибайком не потребовалось. Обратил внимание, что на сибайке расход воздуха значительно меньше, чем в классическом дайвинге, что позволяет пройти большую дистанцию. На небольших глубинах до десяти метров приятно маневрировать среди кораллов, зависать, рассматривать подводную жизнь. Уверен, сибайк можно использовать в обзорных подводных экскурсиях для осмотра нескольких сайтов за одно погружение. Сибайк очень интересен и для пловцов с трубкой: и ради развлечения, и чтоб больше увидеть. Мое мнение как человека, который в первый раз его попробовал: сибайк очень перспективная разработка и вообще замечательная вещь.
Дмитрий Сахаров, инструктор PADI, Рыбинск: Сначала я достаточно скептически относился к сибайку, как наверное, относились бы девять из десяти процентов дайверов. Попробовал. Со второго раза меня он зацепил! В эту поездку меня пригласил Алексей Лукьянов – протестировать сибайк в режиме дайвинга, попробовать проплыть на сибайках в группе. До этого у меня был лишь опыт передвижения в паре. Люди в группе должны быть примерно одного уровня как физической, так и технической подготовки, поскольку необходимо поддерживать определенный темп передвижения и сохранять воздух.
На сибайке я могу пройти расстояние не соизмеримое с плаванием в ластах. Для осмотра всего рифа его рельефа или нескольких рифов за одно погружение сибайк как раз подходит.
Инструктор ещё до погружения с клиентами может быстро осмотреть весь риф, ознакомиться с обстановкой и наметить наиболее интересные точки.
Мне нравится чувство полёта, нравится манёвренность сибайка. Чувствуешь себя самолётом! Управляемой торпедой! На ластах такого чувства не возникает. Мне как профессионалу дайвинга здорово добавить что-то новое для вовлечения единомышленников. Чтоб разнообразить клубные мероприятия и поездки.
Илья Комичев, дайв-мастер: Рад, что поступило предложение поехать в Иорданию покататься на велосипеде. Представление о поездке было таким: руль-педальки-колёса. Но когда перед поездкой я пришел не на велодорожку, а в бассейн, то понял, что это будет совсем другая история. Как любитель новых технологий – согласился сразу! Сибайк понравился с первой тренировки. Понял, что в море мои возможности с его помощью возрастут многократно. Увижу массу интересного, пройду огромное расстояние и, возможно, увижу большую рыбу.
Дайвинг на ластах для меня ничуть не труден. Но на сибайке больше фана. На нём и покрутиться можно, и паровозиком поплавать. С интересом и с весельем. Ожидания, что будет весело – оправдались. Думаю, сибайк в дайвинге – это развитие технологии плавания и исследований подводного мира.
Илья Астафьев, дайвер и подводный охотник: В первый раз в бассейне ничего не получилось. Но как только почувствовал ощущение потока, всё наладилось. Это напомнило прыжки с парашютом. Толчок – и полетел! Под водой на ластах картинка очень медленно движется: проплыл ты около рифа, смотришь – второй метрах в двадцати, и вот ты к нему гребёшь-гребёшь. А тут ты летишь! Захотел – остановился. Можешь заднюю включить. Можешь стоять на течении. За счёт винта можешь плыть дальше, а видеть больше!
Думаю, сибайк будет очень востребован подводными охотниками! Не уставая преодолевать большие расстояния, проводить осмотры перспективных мест охоты – всё это можно делать на сибайке, буксируя ласты на плотике. Думаю, у сибайка большое будущее: это хорошее средство передвижения в воде и под водой.
Дмитрий Балынин, глава дайв-центра «ДайвОК», Ярославль: Сибайк поначалу сильно отличается от ласт: всё в тебе против! Потом думаешь: а КПД-то выше у этого движителя! Да и скорость должна быть выше. Пробуешь. Привычного «трима» нет. С помощью специальных грузовых карманов вывешиваешься – и начинает нравиться. В группе не тесно. Винтом никто не задевает. Просто движитель сменился. Новый вид дайвинга!