Подводная фотошкола на Миндоро. Владимир Алексеевич Гудзев вывез группу подводных фотографов на ресорт Atlantis Puerto Galera: здесь и широкий угол, и богатое макро.

Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро
Изображение Подводная фотошкола на Миндоро

Бессменный фоторедактор «Предельной Глубины» и ветеран подводного дела Владимир Алексеевич Гудзев вывез группу подводных фотографов на Филиппины: это выездное мероприятие Школы подводной фотографии было ориентировано на макросъёмку, к которой акватория Пуэрто-Галеры максимально располагает.

По моим представлениям, в подводной фотографии существует две основные темы: широкий угол и макро. Широкий угол мне представляется основной темой, и он мне нравится больше всего.

А вот макросъёмка – это как бы вспомогательная тема, позволяющая раскрыть зачастую невидимые тайны жизни подводного мира. Макрофотограф имеет дело с очень маленькими объектами, есть даже поговорка: больше дюйма – не объект! Иной раз объект макросъёмки можно только угадать, а не увидеть. И увидеть уже только при просмотре отснятого на мониторе. Здесь работает и опыт, интуиция, а не только зрение, а также специальная оптика: длиннофокусные объективы, удлинительные кольца, оптические насадки. Основной же проблемой при макросъёмке является не столько обнаружение объекта, сколько резкость деталей. Эти изобразительные и технические сложности превращают макросъёмку в отдельную дисциплину фотоискусства, особенно если делать художественные кадры, а не иллюстрации для определителя-каталога.

Раньше считал, что макросъёмка – довольно простое дело. Не особо нужна прозрачность воды, поскольку съёмка ведётся с предельно малых расстояний. Не нужны громоздкие, мощные вспышки. Главное, углядеть что-нибудь миниатюрное, цветное, живое и красивое и нажать кнопку спуска. Но это чрезмерно упрощённое представление. Посмотришь на макрофотографии – и диву даёшься, как это умудрились снять, да ещё в воде.

И вот по редакционному заданию сформировал группу любителей макросъёмки. Ехать на край света снимать крошечных существ, которых нормальный человек иногда и глазом не увидит, вызвались Сергей Лазарев, Сергей Макаров, Александр Павлов с ассистентом-моделью Анной Жаворонковой, Роман Цыба с ассистентом-моделью Мариной и Юрий Шило, все достаточно опытные ныряльщики и фотографы. Некоторые не раз бывали на Филиппинах, я тоже ехал на Филиппины не впервые, хотя предыдущий заезд был лет десять назад, когда моим увлечением было не макро, а широкоугольная съёмка: целью тогда были рэки острова Корон.

Поездка планировалась загодя, и было время приспособить аппаратуру для съёмки в режиме макро. Перешёл со старенькой камеры Nikon D80 на более современный D7100. Мой бокс с незначительными доработками позволил это сделать. Объектив поставил 60 мм Micro Nikkor, вспышка Nikonos SB105 с пилотным встроенным светом. Многоступенчатый режим регулировки позволяет очень точно подбирать яркость вспышки.

Группу принял дайв-ресорт Atlantis на острове Миндоро. Прилетели из Москвы и летели через Дубай в Манилу, переночевали в гостинице неподалеку от аэропорта, а наутро двумя микроавтобусами выдвинулись в направлении порта Батангас, где уже ждала фирменная лодка-банка с поплавками-балансирами, которая доставила группу прямо на ресорт. По пути прошли мимо заповедного острова Верде и через некоторое время причалили в районе Сабанг-Бич – это компактный полуостров, остро вдающийся в пролив Верде и относящийся к муниципалитету Пуэрто-Галера. Здесь сплошная туристическая зона, дайв-ресорты буквально соседствуют друг с другом, и Atlantis занимает центральное положение. Встреча была организована со всем филиппинским гостеприимством. Осмотревшись, сразу нашли и магазин, и бассейн, и ресторан, и учебный класс, и оборудованное сжатым воздухом помещение для обслуживания мокрой техники. Что важно для фотографа, розеток тоже полно, напряжение 220 вольт, и туда подходят обычные европейские вилки. Территория ресорта уютно обустроена, без тесноты.

Сразу перешли к делу: ознакомились с правилами, развернули снаряжение, набрали грузов. А главное – познакомились с нашими гидами: нам как фотографам были заранее обещаны самые лучшие и внимательные гиды. Гид Руэль, молодой и весёлый паренёк, сразу стал звать меня «папа» – да, по возрасту вполне годится мне в сыновья, но  дело своё знает великолепно и смог много что показать в воде. Без гида макрообъекты никак не найти. Группа разделилась на две достаточно просторные лодки типа зодиаков, со специальными сетчатыми ковриками по бортам, чтоб даже с фототехникой было комфортно и безопасно. Второго гида звали Такс, он работал на второй лодке.

На чек-дайв камеры взяли не все. Сайт в трёх минутах хода на лодке. Взял  Olympus TG-5 со съёмкой широкоугольной насадкой и вспышку Inon Z-240. Сразу с корабля — на бал. С зодиака погружение делается кувырком назад, а потом с борта подают фототехнику. Глубина была максимум 15 метров, видимость метров пятнадцать: и гида не потеряешь, и группу видишь. И сразу же стало ясно, что живности здесь – буквально завались! Гид только успевал показывать  специальной указкой.

В дальнейшем фотокоманде был назначен индивидуальный график погружений. Первое погружение в 7:50 утра, ему предшествует очень короткий брифинг. Кто-то выбирал завтрак до погружения, кто-то завтракал уже после погружения в 9 часов. Второе погружение в 11 часов, третье в три часа дня. Для желающих закатное  или уже даже ночное погружение в полшестого: темнеет на Филиппинах рано! Обед в час дня, ужин в семь вечера.

Хранение снаряжения между дайвами тщательно продумано. Удобная сушилка для костюмов, индивидуальные места. Подписанные ячейки для снаряжения. Как правило, дайверы заносили в дайв-центр только фототехнику для опреснения и надетые на себя костюмы. Остальное делалось силами персонала: разборка-сборка комплектов, баллоны, компенсаторы, вся подготовка к следующему погружению. И ничего никогда не перепутали и не забывали. Тут же рядом горячий душ. На стене – специальная доска, на которой с вечера вывешивается план погружений на предстоящий день: полная ясность! Как правило, утренний дайв был широкоугольный: удобное расположение солнца, вода прозрачнее. А два-три последующих – под макро. И после завтрака предстояло быстро, внимательно и без ошибок настроить технику на макро: переставить порт и объектив и сделать контрольный кадр в сборе со вспышкой. У кого аппаратура универсальная, попроще, этой проблемы не имели: прямо в воде пользовались по ситуации то широкоугольной линзой, то макро-насадкой. Фундаментальнее всех к макросъёмке подготовился Роман Цыба: у него был объектив 100 мм макро с откидной мокрой линзой +10 диоптрий – даже не линза, а целая многолинзовая насадка, дающая очень качественное изображение. Что позволяло ему фотографировать особо мелких обитателей, например, конька-пигмея почти во весь кадр с хорошей передачей фактуры.

Надо отметить, что Atalntis располагается оптимально: совсем рядом, то есть пределах двадцати минут на лодке, имеется почти четыре десятка разведанных и отрисованных дайв-сайтов, и список этот постоянно пополняется.

Вот один из удачных рабочих дней. В восемь выходим на освещённую утренним солнцем сторону бухты и снимаем широкий угол. Место выигрышное, склон рифа покрыт кораллами, глубина до 20 метров, на кромке песчаного дна лежит затонувший катер – небольшой и удобный объект, почти целиком уже поглощённый морской живностью. Внутри рэка ничего ценного нет, и следуем на склон рифа, чтобы выстраивать сюжеты. Удобнее, конечно, тем, с кем работает фотомодель. Тем, кто не привёз модель с собой, моделью служил или гид, или коллега-фотограф. Тут важно использовать выгодный ландшафт: гроты, уступы, козырьки – и подвернувшихся обитателей: стайки рыб, черепахи. Солнце стояло выгодно, и при желании его можно было поймать в уголок кадра. С небольшой глубины при высокой прозрачности воды можно в горизонтальном ракурсе объектива «фишай» захватить в кадр поверхность. Плавали почти час, времени не чувствовали, на всплытие пошли, как положено, когда осталось 50 бар. Лодка кружилась, отслеживая пузыри, ждать не пришлось, сразу вскарабкались на борт. Сайт всем понравился – но уже думали о втором погружении на макро, ради чего, собственно, сюда и ехали. Мы же видели, что жизнь здесь так и кипит!

И вот как организован макро-дайв. Типичный макро-сайт – это невзрачное на первый взгляд место, зачастую просто голое песчаное дно, на котором легко поднимается муть. Но в этой пустыне полно оазисов. Артефакты:  покрышки, бетонные блоки, связки верёвок. И природные объекты: актиния, колония кораллов, губки. В лодке на одного гида – три фотографа. И вот впереди плывет гид по хорошо знакомым ему местам, а за ним широким фронтом следуем мы. Как только гид находит годный для съёмки объект, он подаёт сигнал фонариком или звуком. Подтягиваемся, выстраиваемся в очередь к найденному обитателю – и каждый аккуратно, не спеша занимается съёмкой объекта. Иногда такая съёмка затягивается, а гид уже нашёл следующий объект. Можно переместиться туда. Главное – не мутить воду. Что не всегда получается, когда увлекаешься съёмкой. Надо как-то опереться на дно для устойчивости: тут пригодится небольшая палочка-штатив, которая позволяет держаться левой рукой. Размер объектов – от одного до пяти сантиметров. Причём иной раз они находятся на невыигрышном фоне: вот тут-то возникают художественно-изобразительные сложности. Сначала – контрольный кадр, дальше начинаешь обдумывать ракурс и позу объекта. Иногда надо несколько минут, чтобы разобраться и сделать удовлетворительный кадр. При этом подглядываешь за окружающей обстановкой и гидом. Что там происходит: может быть, у них что-то интересное – и пора двигаться туда. Вот так незаметно пролетают все 50 минут погружения.

Кратко о настройках аппаратуры для макро. Я снимал в ручном режиме M, выдержку ставил 1/200 при диафрагме 16-22, посколько у моего объектива при этом не происходит существенного снижения резкости, чувствительность ISO100, вспышка в режиме M на четверть мощности.

А вот другой сценарий погружения. Гид заранее предупреждает, что ищем и пытаемся снять морского конька-пигмея. Погружаемся осторожно и всей толпой плывём за гидом, который подходит к развесистой горгонарии и что-то там начинает ворошить своей палочкой, подсвечивая фонариком. Наконец, он подаёт знак и подзывает первого фотографа. Наблюдаю за процессом съёмки со стороны, метров с двух. И никак не могу понять что же там фотографируют! Вот и моя очередь. Напряжённо гляжу в то место, которое отработал фотограф. Пока ничего не вижу. Видя моё недоумение, гид аккуратно подставляет с противоположной стороны горгонарии свою указку: они тут продаются в местном дайв-шопе по $5 за штуку. И тут замечаю, что на самом кончике указки шевелится какая-то пылинка. Предполагаю, что это и есть конек-пигмей. Направляю в это место центр фокусировки и делаю снимок. Для уверенности делаю ещё несколько кадров почти наугад. Отхожу в сторонку, даю место другому фотографу. А сам пытаюсь просмотреть на мониторе камеры, что же я наснимал. Обнаруживаю, что да, действительно я снял морского конька-пигмея, но мелковато. Всего одна десятая часть кадра по длине. Причём конёк не очень-то желает быть фотомоделью и на некоторых кадрах повернулся спиной к объективу. Очень привередливый конь! Что делать? Понимаю ограничения своей оптики, но решаю повторить заход. Когда на коньке отработали все фотографы, снова подхожу к той горгонарии и с помощью гида повторяю попытку, более внимательно отслеживая положение конька-пылинки. Может, что-то и получится…

Плавали и за другими объектами. Где-то моей оптики хватало, где-то получалось мелковато. Да ещё и объекты вели себя неправильно, не желали позировать выигрышным образом. Но гиды отработали на все сто! На каждом погружении, даже, казалось бы, в совершенной пустыне, они помогали находить новых и новых причудливых голожаберников, креветок, раков, кальмаров. И ещё неведомо кого!

После одного из таких макро-дайвов, уже на берегу Роман Цыба показал свою съёмку конька-пигмея. Да, техника решает очень многое! Объектив 100 мм с десятикратной насадкой позволяет реализовать в полной мере съёмку такого экзотического объекта. Хоть не зря ныряли!

Надо сказать, что бухта Сабанг, на берегу которой располагается Atlantis, чрезвычайно удобна для занятий подводной фотографией. Рядом причудливые обломки затонувших кораблей и прочего хлама, среди которого селится множество морских жителей. Глаза разбегаются! Крутиться среди этого великолепия можно очень долго, время летит незаметно. И хотя ехали в основном за макро, были и великолепные возможности для широкоугольной съёмки.

Сделали вылазку и в акваторию заповедного острова Верде, который на полпути с Лузона на Миндоро. Поначалу были сомнения, стоит ли вообще там погружаться, поскольку нас пугали сильными течениями. Но этот остров был в первоначальной программе, и гиды убедили, что сумеют организовать погружение так, что в сильные течения мы, скорее всего, не попадём. Но предупредили, что там есть одно место, которое называют «стиральной машиной».

Это был выход на той самой лодке-банке, которая нас доставила из порта Батангас, и сомневаться в её мореходности не приходилось. Выйдя с самого утра, вскоре подошли к красивой и ухоженной части острова, встали неподалеку от рифов. Уже сверху было видно, что вода исключительно прозрачная, аж фиолетовая! Понимая свою ответственность, один из наших гидов специально прыгнул в воду и проверил наличие течения. Оно было минимальным, предсказуемым по направлению. И сразу же всей командой вместе с гидами погрузились в этом чудесном месте. Стараясь не падать глубже 20 метров, не спеша шли вдоль стенки, уступами уходящей в глубину. Жизнь кипела! Рыбы множество – самой причудливой, а больше всего антиасов. Казалось, вода просто красная из-за антиасов, которые стайками кружились вокруг рифа. Вглядываться в это великолепие жизни было очень занимательно. Любого дайвера при такой завораживающей картине охватывает восторг: вот ради чего мы стремились на край света! Фотографы искали свои ракурсы, свои объекты. На таком фоне красиво выглядели модели – особенно те, кто пользовался подводными фонарями. Сказочное погружение! Сделали перерыв на два часа, а потом опять ныряли уже в другой точке Верде. Говорят, что на этом острове есть свой отель, и там можно пожить и понырять. Вот куда я бы стремился попасть ещё раз!

На первом дайве в акватории Верде меня постигла техническая неудача, в которой я сам был виноват: не проверил фотокомплекс перед самым погружением – и в воде не смог пользоваться вспышкой, потому что не до конца вставил колодку разъёма в горячий башмак камеры. Какая досада! Как назло, крупная рыба-лягушка на удобном козырьке готова была позировать до бесконечности. И модели были рядом. Бывает же! У одного из коллег на том же дайве тоже случился сбой в камере, и она заблокировалась. Вот как бывает. Вывод: всегда, всегда проверять систему в сборе! И не зря на соревнованиях по подводному фотографированию требуют сделать снимок комиссара перед погружением, это в том числе и для самоконтроля фотографа.

Ныряя три-четыре раза в день, не чувствовали времени: оно было спрессовано в один непрерывный процесс фотографирования местных обитателей. Что-то получилось неплохо, что-то упустили. Видимо, следует повторить упражнение, приехать сюда ещё не один раз. Так делают многие мои друзья, предельно увлечённые макрофотографией в этих водах. Бывают здесь системно и подолгу. И даже нанимают себе персонального гида. А кое-кто из моих друзей-фотографов (например, Алексей Стойда) даже переехал сюда на постоянное проживание. На Филиппинах так много всего – буквально до бесконечности! Жаль, что Филиппины далековато и что пока нет прямых авиарейсов.

Поделиться