Показать флаг или что: таинственные чёткие сигналы на акватории. Разбираемся в дайверских флагах.

Не раз и не два говорено, что редакция «Предельной Глубины» — за точность. Когда каким флажком что отмечать — тема-баян не хуже Тисселя. Но раз в несколько лет необходимо даже самые очевидные вещи освежать, чтоб не погрязнуть в суевериях.

Если кто приучился называть красный флажок с белой диагональю Альфой— то пора переучиваться. Раньше среди отечественных спортсменов-подводников было немало отслуживших на флоте, кто знал сигнальную азбуку назубок. Но в те годы этот флажок ещё не был в ходу. А сегодня косая белая шпала на красном поле вовсю используется для брендирования дайверского товара, да и на фридайверские буйки этот флажок запросто наносят. Как будто это само собой разумеется. А ведь нет! 

Тут надо отмотать чуть назад. Этот красный флаг с косой белой полосой — изобретение относительно свежее. И ни в какой сигнально-флажковый алфавит он не включён: ни в латинский, ни в русский. История этого флага рассказана уже не однажды. Отставной морской офицер Дензел Джеймс Докери нашёл себе после Второй мировой новое хобби: нырять в Великие озёра. Чтоб отмечать место спуска, он выбрал из стандартного набора флажок Bravo, то есть B, вторую букву алфавита. Этому флажку, если он не в составе слова, приписано дополнительное значение: загружаюсь, разгружаюсь, имею на борту опасный груз. Возможно, это была и не буква, а просто красная тряпка с ласточкиным хвостом, за неимением лучшего. Дальше уже легенда: мудрая миссис Докери пристрочила на прямоугольную красную материю косую белую полосу. И считается, что флаг сделался сразу заметнее и стал вполне узнаваемым, после чего мигом набрал популярность сначала в штате Мичиган, а следом и во всей Северной Америке, откуда уже разошёлся по миру. Нынче это общепонятный стандарт. Но это не Альфа, нет! 

Когда и почему сине-белый флаг Альфа, то есть латинское A, стали поднимать на судне, с которого спустился водолаз, так и не установлено. Но уж точно не раньше, чем появились сами водолазы. Есть официальная хронология, в неё это и укладывается. 

Торговые и военные флоты издавна себе рисовали цветные флажки, чтоб кодировать сигналы, но единого кода не было. С 1857 года договорились на международном уровне взять стандартный набор из 18 флагов — первый драфт системы кодовых сигналов для торгового флота. Флаги соответствовали буквам, но нынешняя Альфа в их число не была включена. Почему — загадка. Был взят курс на создание Международного свода сигналов: в 1887 году в набор добавили и Альфу и ещё ряд пропущенных букв, и в 1901 году ведущие морские державы приняли, наконец, первый ICS (International Code of Signals). Каждая буква несла ещё некое отдельное содержательное значение. Раз так, то бело-синяя Альфа была назначена предупреждать об производстве водолазных работ не позже начала прошлого века. Флаг вывешивали, чтоб проходящие суда держались от точки спуска подальше. На какое именно расстояние удаляться — это на усмотрение капитана или судоводителя, если нет локальных предписаний. 

Протокольное токование Альфы сегодня примерно такое: я спустил водолаза, соблюдай дистанцию, проходи на малой скорости. ICS не обновлялся, кажется, с начала семидесятых: морской закон очень и очень консервативен, сплошной олдскул и традиции. Действующая Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море разрешает ставить на малых судах вместо тканевого флага жёсткий щит высотой не менее метра, приняв меры для круговой видимости этого флага или щита. Привычный дайверу дайв-бот — это самое настоящее малое судно. Но вопрос: а ­кто-нибудь припомнит на сафарийнике или на дейлиботе такой вот метровый сине-белый щит в форме Альфы? 

Но Альфа —это латинское A, а как с кириллицей? Когда мир в 1901 году принимал первый ICS, Российская империя внутренним распоряжением тоже себе утвердила свод сигналов, но не как у всех, а отдельно. Его и унаследовал Красный флот, а потом и ВМФ СССР. Да, какие-то флажки совпадают с латинскими буквами, хотя и несколько рандомно: Слово как Mike, Живёте как Foxtrot, Ка как Echo. Это чтоб затруднить вероятному противнику расшифровку вывешиваемых на виду сообщений. Чтоб окончательно всех запутать, Альфу сделали по-русски единицей, через 10 лет единицу назначили мягким знаком, потом вернули обратно на единицу, где она и дожила до сегодняшнего дня. 

Оригинальная сигнальная книга 1901 года предписала маркировать водолазные работы флагом Н —Наш. Упс, что-то знакомое: это же B/Bravo, то есть красный с косицами, тот самый, которым через 50 лет воспользовался Докери! Но это потом, а пока флажок Наш, поднятый на ноке рея или на гафеле обозначал производство водолазных работ. Второе табельное значение этого флага было такое: гружу порох, стреляю в цель, упражняюсь с минами. И не подходи! 

Вместе с переездом единицы на мягкий знак флаг Наш стал красно-белым, тоже с косицами, и давал указание атаковать левый или концевой неприятельский фланг. А прежний красный двухвостый флаг не был изъят, он остался, но уже без привязки к букве или цифре, с прежним значением про погрузку пороха, стрельбы и упражнения с минами. Не иначе как нарочно внесли такой сумбур. Плюс ещё дописали, что когда флаг поднят на мачте до половины, то это временное прекращение стрельб. А если до половины на ноке — то, опа, водолазные работы. И только в своде флагов ВМФ СССР всё откатили обратно: сделали сплошной красный для буквы Н и вернули другие сигналы начала века. А водолаза на грунте решили обозначать единицей — которая один в один та самая Альфа. Круг замкнулся, стало вроде даже как у людей. 

Если спросят, когда дайверам поднимать флаг Докери, а когда Альфу-единицу? Строго говоря, Докери к месту при погружении с берега, а если с судна—то Альфа. Хотя сигналы в целом общепонятны. А дайверский мерч вообще ставит Альфу и Докери рядом на всех нашивках и наклейках, чтоб уж точно не ошибиться. Хотя редакции было бы приятно видеть надо всяким дайв-сайтом сине-зелёный флаг «Предельной Глубины»: во‑первых, это красиво.

Поделиться