«Полнеба, полводы»: Егор Никифоров о сплите, самом требовательном жанре подводной и пейзажной фотографии — №2/2023

Егор Никифоров — настоящий фотограф, знаток светописи в её коренном историческом смысле, с физикой, оптикой и даже химией, экспериментирующий художник, годами идущий от замысла к финальной картине. Его журнальный дебют с тематическим портфолио — украшение номера и смелый словесный эксперимент: вопросы для интервью наперебой задавали две версии ChatGPT.

Фотограф Егор Никифоров отвечал на вопросы редакции по переписке. Предупредили, что это эксперимент, но не сказали, какой.

Это рекордное по объёму портфолио за всю журнальную историю: Егор Никифоров творчески плодовит, и есть о чём поговорить, пусть и с ИИ.

ChatGPT 3.5: Какую роль играет верхняя часть фотографии, в которой видны небесные явления, в создании композиции кадра вот этого мира ниже воды?

Егор Никифоров: Сплит — это не просто раздел подводной фотографии. В сплите пейзаж играет намного большую роль, нежели подводная часть. Сам по себе эффект сплита без правильного красивого сбалансированного верха не сработает. Именно по этой причине обучить снимать сплиты пейзажисту проще, чем научить подводника чувствовать пейзаж, видеть свет и понимать всю картинку целиком, так как классический качественный пейзаж — более сложная дисциплина, нежели подводная фотография. В подводной фотографии больше алгоритма: возьми ширик, максимально приблизься к объекту съёмки, правильно используй свет — но всё это технический алгоритм, позволяющий создать качественную фотографию. А пейзаж — это чувство света, цвета и пропорций. Именно поэтому сплит сложнее и классической подводной съёмки и, в некоторой степени, пейзажа. Если же рассматривать не просто классический сплит, а сплит в ночное время суток, то здесь полёт фантазии и технические возможности к реализации любого — пусть даже самого безумного — плана, рождённого вашей фантазией, практически неограничены. Мы не связаны реализмом картинки — константы. Можем придумать что угодно и реализовать что угодно. Ночная фотография намного расширяет наши возможности.

ChatGPT 3.5: Что безумного вы пока не сделали со своей подводной камерой, но и мечтаете это попробовать? Какой подводный кадр вы всегда хотели сделать, но ещё не получилось?

Е. Н. : Если говорить о безумных идеях — моя мечта снять кита горбача в Баренцевом море под полярным сиянием. Но ничего безумного или невыполнимого в этом нет. Нужно время (много времени), инструменты, лодка и очень специфическое оборудование — коим я, к слову, уже обладаю. Безумно интересно снять удивительный мир с флюоресцирующим планктоном под куполом звёздного неба. Подводный мир во время грозы при разрядах молнии мне уже доводилось снимать. Меня интересуют как огромные величественные животные, так и почти незаметные.

ChatGPT 3.5: Как подводные животные ведут себя, когда видят северное сияние — и насколько сложно поймать такой момент на фото?

Е. Н. : Когда речь заходит о северных холодных водах, люди никак не ожидают, что подводный мир в них кардинально отличается от суши: стоит только пересечь раздел воды и воздуха — и окунётесь в мир, поражающий своими красками и богатством. Мне очень хочется донести это до зрителей, которые боятся сами погрузиться (во всех смыслах этого слова) в этот удивительный мир. Ну и вторая причина: по профессии я эколог. Для меня важно сохранение окружающей среды. Но сложно сохранять биоразнообразие, не поменяв отношение людей. Пусть это звучит утопически, но фотография или фильм может сделать намного больше, чем слова с высоких трибун, транспаранты и выкрики на площадях. Мы не можем любить абстрактный объект (условного белого медведя на льдине в Ледовитом океане). Да — мы знаем о его существовании, но мы его не видели, для большинства он не интересен. Придя же на фотовыставку или увидя его в кино, можем заинтересоваться, начать искать информацию, и тем самым уже изменим своё отношение: он перестанет быть для нас абстрактным объектом. Абсолютно то же самое справедливо и для обыкновенной лягушки, тритона или икры в колее от колес в лесу. Кадр, засевший ребёнку в голову, может отвести его руку от рогатки или камня, коим он хотел кинуть в это холодное, непонятное для него создание.

ChatGPT 3.5: Как бы вы охарактеризовали свой стиль подводной фотографии и чем он отличается от других?

Е. Н. : Это сплит, но сплит не классический. Что там говорит теория съёмки сплитов? Угол шире, сфера 200 мм, диафрагма 11–16. А что делать, когда света катастрофически не хватает? Когда снимаешь в ночи, и на матрицу должно попасть максимальное количество света, а ты не можешь поджать дырку? Когда глубина резкости чудовищно мала даже на широком угле? Когда объект съёмки очень мал и находится впритык к сфере бокса? На эти вопросы классическая теория ответа не дает. Точнее, ответ кроется в самом слове «фотография», и он не лежит на поверхности. Стоит забыть о всемогущем фотошопе, обратиться к истокам фотографии: ответы там.

ChatGPT 3.5: Насколько важна подводная освещенность при создании кадров с животными и насколько легко подобрать оптимальную подсветку для таких кадров?

Е. Н. : Кадр с одушевлёнными предметами всегда намного интереснее, сложнее и привлекательнее на вид. Животное нужно найти, придумать подход к нему, долго наблюдать и изучать, найти тот метод съёмки и подхода, который минимально скажется на поведении животного. При съёмках одушевлённых объектов нет шанса на пересъёмку, требуется всё сделать правильно с одного подхода. И практически нет шансов для работы над ошибками. Фотосъёмка неодушевлённых объектов это прощает: можешь возвращаться к объекту раз за разом, оттачивая технику и мастерство съёмки. При съёмке я использую различные источники света: это может быть и импульсный источник со снутами или без них. Импульсный свет при работе с животными позволяет правильнее рассчитать мощность и заморозить объект, но постоянный источник света позволяет оценить всю картинку целиком, её цветность и геометрию, позволяет правильнее уложить свет на композицию. А иногда может быть выигрышным и их комбинация, которая с одной стороны позволит заморозить и рассмотреть объект, а с другой — передать его динамику. Примеров подобных кадров в сети немало.

ChatGPT 3.5: Каким образом вы снимаете ночью на глубине световые эффекты или подводную флуоресценцию?

Е. Н. : Для того же гребневика переливание красок на его гранях — это не биолюминесценция, а отражение искусственного света на ресничках, благодаря которым животное передвигается в водной толще. Классическую биолюминесценцию в отечественных морях снимать затруднительно: свечение хорошо видно невооружённым глазом, но крайне сложно фиксируется даже на полнокадровые камеры. Накопление света довольно слабое, и без применения специальной аппаратуры качественно зафиксировать это мне пока не представляется возможным. С полярным сиянием и съёмками звёздного неба намного проще: там решающую роль играет накопление света на матрице за счёт длинной выдержки, а довольно короткий и блёклый импульс света ночесветки зафиксировать проблематично. По крайней мере, в водах, где интенсивность этого свечения не столь высока. Хотя мне доводилось нырять на Камчатке конце августа при очень сильном свечении планктона, когда при движении вдоль дна можно было выключить фонарь и наслаждаться естественным магическим светом от моих неловких движений. Но у меня была старенькая зеркальная камера Canon EOS 350D, которая точно не была способна передать это невероятное ощущение подводной сказки, когда каждое движение рождало свет.

ChatGPT 3.5: Что вы можете сказать о миссиях по охране животного мира, связанных с подводным миром, в которых вы участвовали?

Е. Н. : Не скажу, что участвую в каких‑то глобальных миссиях по спасению экосистем Мирового океана, Но с уверенностью могу точно сказать одно: я был сам лично свидетелем того, как менялось отношение к крупным выставкам фотографии дикой природы, и того, насколько выросло посещение зрителями подобных мероприятий за 10–15 лет назад, как изменился состав зрителей. Что особенно радует — добавилось много детей, ведь на изменение именно их отношения к дикой природе и стоит сосредоточить усилия. А можно ли признать акцией в защиту экосистем Мирового океана то количество людей, которые вместе со мной открывали для себя морские глубины, преодолевали свой страх и смело шагали в воды Ледовитого океана?

ChatGPT 4: Что подсказало вам идею сочетать подводный мир с небесными явлениями, такими как северное сияние, в своих фотографиях? Это был результат неожиданного эксперимента или предумышленное решение?

Е. Н. : Путь к ночным сплитам был длинным и тернистым. Карьеру фотографа дикой природы я начал в 2005 году, ещё обучаясь в старших классах школы. К 2009 году впервые принял участие в экспозиции «Золотой черепахи», и там заразился стремлением снять всё единым кадром, когда исходный RAW-файл почти в точности соответствовал итоговому изображению. И вот в 2013 году я разжился боксом для полупрофессиональной зеркальной камеры, а моей основной сухопутной камерой стал полнокадровый Canon EOS 5D Mark II, и я впервые попробовал снимать в ночи. С первых же проб классический ночной пейзаж стал для меня слишком прост, захотелось чего‑то особенного, сказочного. Мною была разработана техника ночной съёмки, позволяющая получить почти неограниченную глубину резкости, чтобы совмещать в ночи объекты микромира, бесконечную темноту космоса и мерцание отдалённых звёзд. Поднаторев в классической подводной фотографии и освоив классический сплит, решил объединить эти два направления. Боксы не очень‑то рассчитаны на техническое переоснащение. Поломав голову, скрестил мышь и слона — и приступил к реализации давней мечты: снять кадр под полярным сиянием. К тому моменту работы Аудуна Рикардсена мне ещё не были знакомы, и пришлось изобретать свой собственный велосипед с нуля. Как показала практика, если цель одна, то и методы решения проблем схожи. От зарождения идеи в голове до момента её реализации прошло около двух лет. Это долго?

Но ведь экстаз, который испытываешь в момент реализации идеи, когда картинка в голове и на экране фотоаппарата сходятся воедино, сложно передать словами. И эти ощущения с лихвой перекрывают все трудности долгого, тернистого пути. Когда первая высота взята, начинаешь иначе осмыслять кадр, сразу в голове видишь картинку с уровня границы сред, и получать новый, интересный, нестандартный материал становится намного проще, хотя постепенно с опытом растут и критерии качества картинки.

ChatGPT 4: Встречались ли опасные ситуации во время съёмок вполводы, и если да, то как справились с ними? Можете ли поделиться самым экстремальным опытом?

Е. Н. : Первые кадры под полярным сиянием я снимал осенью, когда вода в Баренцевом море относительно тёплая, а ночью термометр не опускается ниже минус трёх. Снимать несколько часов в таких условиях даже в мокром гидрокостюме не составляет особого труда. Но со временем планка повышается, хочется достичь невозможного. Полярная ночь позволяет дольше наслаждаться переливами под звёздным куполом, сидя по шею в прохладной бодрящей воде Баренцева моря. Но зимой в ясную ночь температура опускается до минус двадцати. Дойти до места съёмки в ночи одному в гидрокостюме не составило проблем: съёмочная локация в нескольких километрах от Териберки. Провёл в воде несколько часов в мокром гидрокостюме, знатно обморозил бокс и тело. Выбрался из моря, преодолел ванны с морским салом, на четырёх конечностях с оборудованием в руках прополз ледовую корку на краю приливно-отливной зоны, распрямился в полный рост — и подумал: вот он, ледяной ад! Гидрокостюм, мягкий в воде, превратился в стальные латы, бокс и штатив вмёрзли в руки, ноги сгибались с трудом, тело отказывалось слушаться и двигаться. Пришлось проговаривать вслух каждый свой шаг на протяжении первых сотен метров, пока в тело не начала возвращаться жизнь. Хотелось лечь и прекратить всю эту боль и страдания. В голове крутилась навязчивая мысль, что если я сейчас оступлюсь и упаду, то просто физически не смогу встать, так как костюм стал абсолютно твёрдым. Эти два с половиной километра до дома мне запомнятся надолго.

Да, можно критиковать, говорить, что нельзя снимать в таких условиях в мокром костюме одному, что нужно иметь на берегу десяток помощников с термосами, овчинкой и нартами, зацепленными за снегоходом. Но! Привязывать съёмки ко времени очень сложно. Сложно сосредоточиться, когда кто‑то маячит на берегу, то и дело спрашивая, скоро ли закончатся съёмки. Такова цена уникальных кадров.

Жизнь меня ничему не научила, и в дальнейшем я не раз повторял этот фокус, пусть и при менее критических температурах. От момента задумки идеи до её воплощения прошло два года, при этом на саму реализацию первого стоящего кадра ушло более 20 дней.

ChatGPT 4: Ваша креативность при создании этих провокационных снимков порой может вызывать двусмысленное отношение зрителей. Как вы справляетесь с возможными негативными отзывами или даже критикой?

Е. Н. : На этот вопрос отвечу фразой Чацкого: а судьи кто? Людей, способных снять это единым кадром, можно перечислить по пальцам на одной руке: Аудун Рикардсен, я, да моя студентка Елена Малафеева. Многие пытались, но потерпели фиаско, кто‑то пытался критиковать, но критика от человека, даже близко не представляющего, как был сделан тот или иной кадр, мне не интересна. Для меня имеет значения критика на международной арене, где судьями выступают тот же Аудун Рикардсен, Алекс Мастард и другие известные в подводной фотографии личности.

ChatGPT 4: Считаете ли вы, что на сегодняшний день остаются ещё какие‑то неизведанные зоны для ваших вполводы фотографий, и куда бы вы хотели отправиться в поисках новых сюжетов?

Е. Н. : Чем дальше на Север, тем лучше! Там, где кончается материк и начинается безбрежная гладь Ледовитого океана, хранится ещё немало тайн: будь то съёмки моржей и белых медведей или же поиски легендарных нарвалов. Меня привлекают северные воды в любое время года!

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2023-08-04_11-21-59-1024x693.png

ChatGPT 4: Если бы вы могли провести семинар или мастер-класс для начинающих подводных фотографов, желающих специализироваться на съёмке вполводы с небесными явлениями, какие основные советы и рекомендации вы бы дали им?

Е. Н. : Если хотите разорить небольшую страну, подарите ей крейсер… Так и в подводной фотографии: хотите разорить дайвера, подарите ему подводную камеру. Если говорить серьёзно, то чтобы идти в направлении съёмки ночных сплитов, стоит сперва освоить на отлично классику пейзажной фотографии, потом азы и расширенный курс ночной фотографии, потом освоить классику подводной съёмки — и только после этого двигаться в сторону ночных сплитов. На практике для обучения студентки в удалённом режиме мне потребовался год. Также в процессе потребуется немало самодельных приспособлений, стоимость некоторых из них весьма внушительна. Например, самодельная сфера диаметром 500 мм. Это вещи, которые компании не производят из-за очень малого спроса. Ну и главный встречный вопрос: а зачем? Вы лишь повторите то, что было уже сделано другими. Стремитесь придумать и реализовать нечто новое.

ЭТОТ НОМЕР (НА 86% СОЗДАННЫЙ ИИ) НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ: 

Поделиться