Греческий морской геолог Эвангелос Алевизос поставил фотоэксперимент: сделал под водой кадр на камеру-обскуру с булавочной дыркой вместо объектива.
Яркие подводные ландшафты греческих морей — вечный источник вдохновения, в том числе и моего. В этом фотопроекте соединил два моих любимейших хобби: аналоговую фотографию и дайвинг. Задался вопросом, как сделать подводный кадр пинхол-камерой на глубине. Подход, который я выработал, условно можно назвать Liquid Pinhole. И вот как это делается.
Во-первых, сама камера. Корпусом камеры служит усиленный пластиковый пеликейс среднего размера. В подходящем месте в него герметично вклеена горловина и крышка от проявочного бачка Jobo 2000: там как раз такой профиль, чтоб пропускать воду, но не пропускать свет. То есть корпус у камеры целиком светоизолированный, как и требуется.
Поскольку собирался опускать камеру ниже метровой глубины, проникновение воды в корпус неизбежно. Поэтому и предусмотрел управляемое заполнение корпуса водой — в таком состоянии камера и работает.
Во-вторых, объектив. Отверстие под пинхол диаметром 0,6 мм сделано в алюминиевой пластине и прикрыто трёхмиллиметровым стеклом. Эта сборка клеена по центру фронтальной стороны корпуса. Диаметр отверстия выбран исходя из расчёта фокусного расстояния примерно 200 мм — это глубина моего пеликейса. В итоге получаем относительное отверстие примерно ƒ/300 — вполне годное значение.
В-третьих, экспозиция. Для подводного кадра абсолютно критично не промахнуться с расчётами. Ввёл в онлайн-калькулятор диафрагму ƒ/300, чтоб получить так называемое экспозиционное число (EV number), по которому рассчитывается выдержка при заданной чувствительности. В прозрачной прибрежной средиземноморской акватории экспозиционное число лежит в диапазоне от 7 до 10, в зависимости от погоды, глубины, прозрачности и времени дня. Таблицу онлайн-калькулятора я распечатал и заламинировал, чтобы взять с собой в море.
Наконец, сам светочувствительный фотоматериал. Мой выбор для этого эксперимента — фотобумага Ilford multigrade формата 30х40 см, как раз под внутренний размер кейса.
И вот 25 сентября 2026 года я выдвинулся на погружение в акваторию Саронического залива, он же Афинский. То есть, по сути, просто вышел коротким путём к морю и дошёл до островка Арсида. Глубина погружения — пять метров. Солнечный день, тёплая вода.
Подобрав подходящее место для экспериментальной съёмки, я для начала сделал пару кадров на цифровую камеру при ISO100, чтоб посмотреть на предлагаемые значения диафрагмы и выдержки. И по распечатанной таблице вывел значение выдержки для ISO20 — это похоже на чувствительность фотобумаги.
Итого со всеми допусками получилась выдержка 10–15 минут, но по закону взаимозаменяемости эту экспозицию необходимо увеличить, поскольку на такой длинной выдержке светочувствительность материала заметно убывает с каждой минутой. Поэтому установил экспозицию на 20 минут. Вся операция в общей сложности заняла минут сорок.
И про проявку. Путь от моря до фотолаборатории занял пару часов, и всё это время фотобумага провела в морской воде. Кадр выглядит сильно недодержанным: солёная вода заметно снижает фоточувствительность. Получившееся изображение было отсканировано и обработано в фотошопе: подтянул яркость и контраст.
Удался ли эксперимент? Чисто технически — скорее да. Для каких художественных задач годится такой «мокрый пинхол» — не очень пока получается себе представить. Длинные выдержки можно отрабатывать и на цифровой технике. Например, можно поставить камеру на неглубокий оживлённый рэк — и получить его во всей красе вообще без людей. Но зачем? Тем более в чёрно-белом.
Фото © Эвангелос Алевизос