Фото Андрея Бизюкина
Кипр известен большинству дайверов как остров затонувших кораблей. Все, конечно, знают затонувшие корабли: Зенобия, Константинос, Леди Тетис и другие. Но затонувшие корабли нравятся не всем дайверам, да и для того, чтобы погружаться и проникать внутрь них с аквалангом, нужно пройти дополнительное обучение и приобрести специальное снаряжение, поэтому количество дайверов соответствующего уровня априори ограничено.
Пандемия изменила планы и ограничила возможности путешествий. Кто-то из дайв-операторов был вынужден надолго закрыть свои дайв-центры, некоторые обанкротились, кто-то начал реализовать старые планы погружений в домашних водоёмах. Подводное дайверское сообщество изрядно приуныло. Для кого-то пандемия оказалась мифическим «черным лебедем», разрушающим все планы, но кто-то отнесся к этому философски, как к новой возможности, уникальному чудесному шансу, подсказке, предоставленной нам самой природой.
Когда самые умные и творческие люди Кипра дальновидно оценили перспективы и просчитали варианты, тогда мэрия кипрского города Айя-Напы, именно во время пандемии, решила и нашла возможность потратить один миллион евро на создание нового уникального подводного музея MUSAN. Музея, доступного практически всем водоплавающим и ныряющим, любого уровня подготовки и возраста. MUSAN – аббревиатура, расшифровывается, в переводе на русский, как музей подводных скульптур в Айя-Напе. Для создания музея — подводного парка пригласили известного подводного скульптура Джейсона Тейлора, человека неравнодушного к проблемам морской экологии, изменению климата и уже имеющего опыт создания подводных скульптур в разных морях мира.
Искушение поехать на Кипр и нырнуть там, чтобы собственными глазами увидеть подводный музей было настолько большим, что мы начали изучать варианты. Возможно ли попасть на Кипр во время пандемии? Оказывается, что возможно. Если вы сделали прививку от COVID, то вам уже не нужно делать ПЦР-тесты, достаточно загрузить сертификат о вакцинации на сайт https://cyprusflightpass.gov.cy/ , получить QR-код — и можно лететь.
Четыре часа полёта — и вот мы уже в Айя-Напе. Когда-то небольшая деревушка сегодня превратилась в красивый город, полный аттракционов, туристов, дайверов, а теперь ещё и с собственным подводным музеем.
Мы вышли из порта на ярком, жёлтого цвета катамаране с названием Yellow Submarine. Капитан, одетый как настоящий морской волк, только в плавках и бандане, лично приветствовал каждого дайвера. Нам рассказали, что в подводном музее девяносто три скульптуры, изготовленные из экологически безопасных для моря и его обитателей материалов. Скульптурная композиция собрана и установлена на песчаном дне бухты, на глубинах от 5 до 8 метров, в 200 метрах от городской набережной.
Десять минут хода из порта до бухты с подводным музеем, акватория которого огорожена стационарными буйками. Короткий брифинг — и мы заходим в воду. Прозрачность воды порядка 30 метров, температура + 29 °С. Плывём ближе к буйкам, где с поверхности воды уже видны очертания подводного чуда. Погружаемся, со стороны оглядываем человеческие статуи и гибридные формы среди множества скульптурных органических деревьев и подводных растений. Все вместе выглядят как подводный парк. Скульптурные композиции условно можно разделить на три-четыре части, расставленные вдоль одной прямой линии протяжённостью около 50 метров.
Нам рекомендовали начать осмотр музея со стороны городской набережной. Там находится официальный вход в музей. Нас встречают скульптуры детей с кинокамерами в руках и необычные конусообразные конструкции из прутьев с муляжами кинокамер наверху. Проплываем сквозь и попадаем в искусственный сад подводных водорослей, с листьями, сделанными из блестящего металла, прикреплёнными к тросам. В вертикальном положении их держат большие голубые буйки. Здесь возникает ощущение, что ты вернулся в знаменитый Kelp Forest в Калифорнии. Эта часть парка больше всего похожа на привычные всем традиционные реальности подводного мира.
Далее мы заплываем в парк из искусственных деревьев, похожих на огромные кактусы. Следом за ними установлены деревья с искусственными ветками и металлическими листьями. Присутствие таких земных деревьев под водой вызывает некоторый диссонанс. Обычно деревья не растут на морском дне. Но фантазия художника нашла именно такое творческое решение, поэтому мы можем только оставаться случайными зрителями, которым не всегда дано право голоса, чтобы судить или обсуждать творческие фантазии людей искусства.
По всей территории музея расставлены фигуры людей: мужчин, женщин и детей. Большинство детских скульптур изображены с муляжами кинокамер в руках, направленными на скульптуры взрослых. Видимо, скульптор хотел показать этим, что дети фиксируют и копируют поведение взрослых.
Проходим музей вдоль дна от входа до конца и потом обратно, проплывая сверху над всеми скульптурами. Мы в музее, коллекцию которого можно разглядывать в трёх измерениях. Радует глаз игра света и тени в металлических листьях, стволах деревьев и складках одежды скульптур. Музей кажется достаточно большим и разнообразным. Всё сделано с глубоким чувством прекрасного. Всё эстетически красиво. Возникает стойкое желание оставаться здесь как можно дольше, чтобы рассмотреть всё в мельчайших деталях, которые однозначно цепляют взгляд и внимание. Хочется остановиться у каждой из скульптуры и рассмотреть её со всех сторон, ментально пообщаться с каждой и подумать о том, какие мысли при этом были в голове её творца. Некоторые скульптуры дублируют друг друга, но выставленные в различных интерьерах, они создают совершенно другие впечатления. Здесь, под водой, хочется остановиться, отстраниться от суетной суши и подумать о смысле жизни.
Место для музея выбрано очень удачно, удобно и легкодоступно, так что посетителями музея могут быть практически все водоплавающие: дайверы, ныряльщики с маской и трубкой или морские обитатели. Это настоящий подводный оазис, плавать и нырять внутри которого легко, приятно и интересно.
Морским обитателям нужен «искусственный риф» — место, где формируются комфортные условия для жизни морской флоры и фауны, поэтому подводные скульптурные комплексы со временем становятся новым домом для них. MUSAN — именно такой, первый в Средиземноморье подводный музей-парк, который сам по себе является ещё и настоящим произведением искусства.
Один баллон и погружение продолжительностью полтора часа. Восторг от созерцания прекрасного и очередная сотня чудесных подводных снимков. Радостный и вдохновлённый увиденным, я возвращался к поверхности, солнцу, теплу и улыбкам друзей. Меня уже ждали. Только капитан Yellow Submarine был ужасно раздражён и недоволен, он куда-то спешил и надеялся, что наше погружение будет намного короче. Именно из-за этого он превратился буквально в беснующуюся, громогласно орущую фурию. Он размахивал руками, метался по кораблю и непрерывно кричал, кричал и кричал. Бурные эмоции хлестали наружу. «Да уж, — подумал я, — так вот ты какое — дайверское счастье». Если выжил под водой, это ещё не значит, что вернёшься целым обратно в порт. Вспомнил старую морскую пословицу: «Подчиняйся капитану или учись плавать», склонил голову и начал молиться, чтобы меня не поколотили, а может быть, даже не выбросили обратно за борт. Слава богу, всё обошлось! Капитан помог лично выкинуть наше снаряжение на пирс и, наконец, уехал. Повторно зайти на борт Yellow Submarine я уже не решился. Намного безопаснее самому проплыть 200 метров от городской набережной до подводного музея.
Пандемия скоро закончится, дайверы вернутся к любимому занятию и путешествиям. На Кипре их уже ждёт совершенно особенная, манящая подводная жемчужина Средиземноморья — новый дайв-сайт под названием MUSAN.
Этот выпуск журнала и предыдущие читайте бесплатно на issuu.com
По ссылке (через VPN) https://issuu.com/predelnaya-glubina