Номер второй. Шесть лет, как списанный буксир №2 встал на дно – и пауза в мальтийской программе искусственных рэков что-то затянулась.

Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй
Изображение Номер второй

Программа искусственных рэков – предмет гордости мальтийского дайверского сообщества. Дайв-центрам от расширения подводного ассортимента сплошной профит: больше сайтов – больше дайвов и больше дайверов. А получить рэк буквально у порога – вообще подарок.

Когда программе искусственных рэков был дан старт – есть разные мнения: 1992, 1998 или даже 1946. А последний на сегодня объект, затопленный по этой программе в 2012 году – это безымянный буксир №2.

Само затопление – это короткое и не всегда яркое событие. Вот вывели судно на точку, вот отдали концы – и… стоп! А как вообще топят корабли – и, в частности, маленькие буксиры?

Чисто технически есть несколько способов. Можно, что называется, открыть кингстоны. То есть впустить забортную воду в корпус через технологические отверстия. Но для этого кто-то должен находиться на борту! Одно дело, когда в бою не сдаётся гордый «Варяг» – а на портовом буксире героев нет, да и время мирное. Другой способ – подрыв, чтоб разом распахнуть недра трюмов. Но буксир слишком мал, его может при погружении закрутить, опрокинуть, перевернуть, да и жилые дома близко. Поэтому выбрали самый щадящий и самый зрелищный способ. Но так было не всегда.

Первым нарочно затопленным для дайверского удовольствия считается Rozi, тоже буксир: его приткнули недалеко от паромного терминала Чиркэуа в 1992 году. Rozi – это морская кличка, настоящее его имя то ли Rossmore, то ли Rossgarth. Как его точно топили – уже никто не помнит. Но Rozi задаёт и поныне соблюдаемый формат: топить ниже 30 метров, но не глубже сорока, в пределах доступа с берега без плавсредств, а также ставить по возможности на ровный киль носом или кормой в открытое море, чтоб шторма не опрокинули. Разумеется, Rozi к затоплению готовили: сливали технологические жидкости, срезали острые углы, сняли быстрокорродирующий цветмет и токсичные неметаллические детали. Что не смогли убрать – то надёжно законсервировали. Это был первый образцовый кейс. Но программа что-то не пошла.

И вдруг в феврале 1995 года – несчастный случай: ливийский сухогруз Um El Faroud загорелся и взорвался в ремонте, были жертвы. Три года шло расследование, потом полгода экологическая экспертиза, и в итоге судно определили под списание: 2 сентября 1998 года ко всеобщему облегчению отбуксировали прочь из дока и открыли кингстоны. Через 4 часа дело было сделано. Сегодня это самый солидный искусственный рэк на Мальте: 109 метров в длину, глубина по грунту 36 метров, надстройка в 18 м от поверхности. Пока судили-рядили Um El Faroud, по-быстрому подготовили и 18 мая синхронно и почти рядом уронили на плоское песчаное на 21 метр глубины две посудины поскромнее: 16-метровый буксир №10 и 20-метровый буксир St. Michael. Кажется, их тоже поливал из пушек пожарный Garibaldi. Итог 1998 года – четыре отличных рэка на вполне рекреационных глубинах в разных точках Мальты. Дайв-центры довольны, трафик пошёл. Через год добавилась ещё пара бывших паромов: 45-метровый Imperial Eagle и 80-метровый Xlendi, первый искусственный рэк в акватории Гозо. Милленниум Мальта встретила на втором месте в мире по численности искусственного рэкового парка – и пребывает на этом месте и поныне. Больше рэков только в Штатах. Но Мальта-то размером меньше не то что самого маленького штата Род-Айленд – она по площади суши меньше даже Гуама, Марианских и Виргинских островов. А остров Гозо размером с округ Колумбия.

Если посмотреть чуть шире на затопление плавсредств, то первой нарочно пущенной на дно следует признать британскую подлодку HMS Stubborn. Не без приключений отвоевав Вторую мировую, субмарина встала в ремонт на Мальте – но боевые повреждения были признаны неремонторигодными, и 30 апреля 1946 года лодку затопили, чтоб использовать как мишень для испытания противолодочных радаров. Она лежит на технической глубине 56 м по грунту и занимает промежуточное место между военными рэками обеих мировых и современными искусственными. Если считать от неё, то истории искусственных рэков на Мальте уже больше 70 лет. И вот последний на сегодня акт этой истории.

Утром 30 июня 2012 года предварительно разоружённый буксир №2 оттащили малым ходом на позицию. До пляжа – пара сотен метров, вдоль берега, насколько хватает глаз, сплошной шеренгой отели и резиденции. Это Слима, курортная миля, здесь круглосуточно и круглогодично туристический трафик. Подогнали пожарный катер Garibaldi, врубили на полную обе водяные пушки – и просто залили буксир водой сверху, как таз. Сотня литров воды в секунду, тонна набегает за полторы минуты, а водоизмещение у 30-метрового буксира-кантовщика примерно 400 тонн, и для необратимого заполнения нужно не более четверти этой массы. Струи брандспойтов были докумиссованной посудине последним салютом. И какая-никакая живая картинка для публики. Менее чем через час заливки буксир потерял остойчивость, его повело с заметный креном на правый борт, и вот уже более тяжёлая корма скрылась из глаз, а через несколько секунд пропал с поверхности и нос. Какое-то время море кипело и пузырилось, но уже через несколько минут немногочисленные зрители разошлись по кафе и пляжам. Не прошло и пары часов, как дайверы навестили свежий рэк: стоит прочно, на ровном киле, на песчаном дне, за 34 метрах, как и заведено со времён Rozi.

Прошло ещё 6 лет. Неужели всё? Нет-нет, если и хорошие новости: своего последнего вояжа ожидает в доках патрульный катер P22. Причём ждёт как раз с 2012 года, когда был затоплен буксир №2. Дата пока не назначена. Но при сегодняшнем развитии фото, видео и соцсетей затопление нового рэка обещает стать большим медиа-событием.

Поделиться