Гюлен: рэки мирового класса. Вера Толкачёва – спец по Норвегии, объездила и обныряла её всю, а в Гюлен приехала как к себе домой.

Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса
Изображение Гюлен: рэки мирового класса

Мечтали поехать в сердце норвежских фьордов, в плане был обширный автомобильный маршрут по Хардангер-фьорду и Согне-фьорду, ну и, конечно же, дайвинг. Нырять мы решили вместе с нашим давними знакомыми Эрьяном и Моникой, их дайв-центр находится в живописном местечке на берегу Согне-фьорда в 90 км от Бергена. Итак, приключение началось!

Норвегия! Уже давно сбилась со счёта, сколько раз успела там побывать. Осло с его музеями викингов и парком скульптур; Ставангер со смешными деревянными домиками всевозможных цветов и оттенков; туманный и дождливый Берген, столь популярный среди туристов; удивительный островной Олесун с его современной архитектурой; древняя столица Тронхейм; водовороты Сальтстраумена; удивительные Лофотенские острова, сочетающие в себе суровость Атлантики и спокойствие континентального фьорда; Нарвик, военная база, огромный горнолыжный спуск над городом и пронизывающий февральский ветер; Тромсё и его тихие улочки с запахом рыбных оладий, мыс Нордкапп – двухсотметровый обрыв над Северным Ледовитым океаном…

Уже привычная дорога в Норвегию проходила через Финляндию, потом сели на паром, идущий в Стокгольм, пересекли Швецию. Северная страна встретила нас дождиком и туманом, который не мешал любоваться видами из окна автомобиля. На ночь остановились в тихом местечке Сельорд, наша компания заняла два домика на берегу озера, что позволило насладиться вечером горячим чаем, сидя у печки и любуясь на водную гладь и нависающие над ней горы. На следующий день посетили знаменитую долину водопадов, погуляли по горам, проехали по узкой извилистой дорожке вдоль берегов Хардангер-фьорда. Удивительно, насколько велико желание норвежцев сэкономить на асфальте. Дорога вдоль фьорда такая узкая, что невозможно разъехаться со встречным автомобилем. Кому-то приходится сдавать назад до ближайшего расширения дороги.

Наш дальнейший маршрут пролегал на север, поэтому, чтобы не объезжать фьорд, мы решили переправиться на противоположную сторону на пароме. В Норвегии такие плавучие платформы для людей и автомобилей являются частью системы общественного транспорта, и для местных жителей – что-то обыденное. Для туристов же такая переправа в диковинку. Действительно, возможность прокатиться по водам фьорда, окруженного высокими обрывистыми берегами, воспринимается скорее как приключение, нежели чем способ доставки. Еще через несколько часов мы оказываемся в городе Флом, известном своей единственной в мире горной железной дорогой. Проезжаем через туннель длиной 24 км, в котором оборудованы даже специальные места для отдыха автомобилистов. Еще немного, и мы подъезжаем к Согне-фьорду. Насколько велико было наше восхищение, когда мы увидели, что вода здесь пронзительно лазурная! В Хардангерфьорде она была практически стального цвета, окруженная суровыми скалами. Согне-фьорд же предстал перед нами в лучах солнца, с цветущими зелеными берегами. И вот мы в конечной точке нашего маршрута – в дайв-центре Гюлен.

Хозяева, Эрьян и Моника, радостно встречают нас домашней выпечкой и чаем. Удивительно, последний раз я была у них четыре года назад, а они вспомнили, как меня зовут и на какие дайв-сайты меня водили.

Итак, вещи распакованы, снаряжение подготовлено, наш первый дайв – Стена троллей (Trollveggen). Она располагается поперек фьорда и уходит с 5-метровой глубины отрицательно вниз. Эрьян заговорщически улыбается и рассказывает, что эта стена доходит до 125 метров. Мы погрузились на 45, и дальше дно уходит глубже, хотя визуально кажется, что оно пологое. Но, так как это наш первый дайв, глубоко мы не идем, разныриваемся, проверяем оборудование. Проходим первые несколько метров – видимость после шторма не очень хорошая. И вдруг – стена открывается нам во всей своей красе: разломы и навесы справа, а слева… бесконечная синева. Видно, как дно уходит все глубже и глубже, как будто манит туда, вниз. Кажется, еще чуть-чуть, и за следующим выступом стены мы увидим маленький домик и тролля с семьей, живущих у подножья стены. Наверное, они могли бы разводить рачков и выращивать разные съедобные водоросли, а летом вскарабкиваться вверх по стене и греться на мелководье на солнышке. Пора возвращаться.

Наверху нас ждет Эрьян, мы снимаем снаряжение и забираемся в катер, который, спустя несколько минут, доставляет нас в дайв-центр. Сегодня нужно отдохнуть, ведь завтра у нас по плану насыщенный день: мы отправимся к подводным сокровищам Гюлена. Среди множества значений для меня существует еще одно определение слова сокровища. Это та красота, монументальность природы, которая окружает нас и от которой захватывает дух, стоит только чуть остановиться в суете и спешке нашей повседневной жизни, оглянуться вокруг и поразиться, как же мы не замечали этого раньше.

Вообразите рэк водоизмещением более 5000 тонн и длиной более 120 метров! А если видимость свыше 30 метров? Практически неповрежденные суда, затонувшие во время Второй мировой войны. Более полутора десятков рэков, большинство из которых оценены как рэки мирового класса.

С утра ныряем на рэки Ферндейл и Парат. Суда лежат на фарватере, над ними ежедневно проходит паромчик до Бергена. Найти их очень легко – оба рэка находятся один за другим прямо у подножия скалы, выступающей посередине пролива. Они удобны для погружения. Ферндейл, 116 метров длиной, лежит на глубинах от 15 до 40 метров, с дифферентом на корму. Носовая часть пострадала довольно сильно, палуба провалена в некоторых местах. Корма практически целая. Ниже сразу за Ферндейлом (глубины от 40 до 60 метров) лежит небольшое (32 метра) спасательное судно Парат. Этот рэк хорошо сохранился, на нем видны леера, вдоль борта кое-где лежат снаряды, внутри – рабочие механизмы двигателя. Мы опускаемся на самую нижнюю точку, благо видимость позволяет увидеть суда целиком, и начинаем плавно всплывать наверх, осматривая палубы. Вокруг рэков – большое количество живности, рыбки разных размеров, на палубе – крабы. Поднимаемся… Борта Ферндейла, начиная с 20 метров, усеяны мягкими кораллами – белыми, желтыми, красными. Чуть выше – заросли ламинарий. Чтобы полюбоваться этим буйством красок, на все погружения берем фонари. Поднявшись на мелководье, мы заканчиваем исследовать Ферндейл и переходим к небольшой скале, одиноко стоящей в проливе и загораживающей вход во фьорд. Среди множества живности и растительности, окружающей этот островок, находим небольшой грот. Время пролетает незаметно, и к этому моменту все необходимые остановки уже сделаны, нужно выходить на катер.

После обеда у нас по плану Бандак – небольшой (40 метров) пароход, лежащий на глубине 20–30 метров на ровном киле с небольшим дифферентом на корму. Судно повернуто носом к берегу практически перпендикулярно, пространство вокруг открытое, поэтому во время погружения можно насладиться всеми прелестями дрифта. Носовая часть повреждена, корма в довольно хорошем состоянии, видны рабочие механизмы: котел, двигатели, лопасти турбин. Дно вокруг песчаное, находим пару гребешков; стенка рядом усеяна мягкими кораллами. Несложный и довольно приятный дайв.

Как только поднялись на поверхность, тут же съели то небольшое количество гребешков, которое удалось достать. Так как всем этой скудной добычи не хватило, да еще нас дома ждали наши неныряющие друзья, которые тоже мечтали отведать этот деликатес, было решено третий дайв сделать в стиле soup. Суп-дайв, в отличие от рэк-дайва, предполагает встречу с большим количеством живности – большой и маленькой, плавающей и ползающей, растительности и всего прочего, что можно съесть. Нырялка была неглубокая, зато продуктивная – удалось добыть деликатесы и даже довезти часть их до дайв-центра, после чего была устроена обширная дегустация.

Следующий день принес нам много интересного. Дайвы планировались глубокие, поэтому решили, что остановимся всего на двух рэках.

Первый из них – Ольденбург. Добираться до него мы решили на микроавтобусе, потом пересекли фьорд на пароме, потом еще чуть-чуть – и мы уже на берегу тихой солнечной бухточки. Ольденбург, 117-метровый немецкий пароход, построенный в 1914 году и переоборудованный во время Первой мировой войны для военных целей (эдакий волк в овечьей шкуре) лежит на левом борту в 50 метрах от берега на глубинах 25–60 метров. На этом судне мы были впервые, осматривали палубу очень внимательно. Рубка (на 50 метрах) действительно напоминала о его гражданском предназначении. Ольденбург маскировался умело. Палуба в некоторых местах провалена, и можно заглянуть внутрь, но наш план погружения не включал проникновения. Так как корабль лежит на борту, все, что не было закреплено, лежало на грунте глубоко внизу. Нам удалось увидеть лишь несколько кран-балок (видимо, для поднятия якоря). Конечно, очень хотелось проникнуть внутрь, но мы решили оставить эту идею до следующего посещения Ольденбурга. Несмотря на близость к берегу и хорошие условия, рэк довольно сложный. Видимость на глубине падает из-за смешивания соленой и пресной воды. В следующее наше посещения Гюлена обязательно продолжим обследование этого корабля!

Второе погружение сделали на Франкенвальд – 122-метровый немецкий пароход 1922 года постройки. Рэк лежит в проливе. Поверхностное течение там довольно сильное, но стоит спуститься хотя бы на 5 метров, и течение практически пропадает. Корабль забуйкован, и как только оказываешься в воде, нужно сразу же ухватиться за находящуюся на поверхности пластиковую канистру. Спусковой конец идет от буйка к мачте Франкенвальда. При погружении и всплытии можно полюбоваться кораллами, облепившими всю мачту! Корпус корабля практически не поврежден, стоит на ровном киле практически горизонтально. Палуба находится на глубине 30 метров. Рэк, будто живой, просто спящий гигант, отдыхает на морском дне. Вокруг него оказалось много довольно крупной рыбы, которая, как потом объяснила нам Моника, приходит сюда из-за течения, приносящего много планктона и корма. Очень многое из внутреннего убранства осталось целым: рубка, офицерская столовая, машинное отделение, капитанская ванная… Эрьян заранее нас предупредил, что лучше там ничего не трогать, так как внутри могут оставаться неразорвавшиеся снаряды. Приходилось быть осторожными. Корабль оказался очень интересным. Хорошо, что мы запланировали достаточно донного времени для его осмотра, благо в дайв-центре есть все необходимые газы для совершения таких погружений.

Вернувшись в дайв-центр и отдохнув, мы поняли, что совсем не хотим расставаться с этой меккой затонувших гигантов. На прощанье нырнули с берега на домашнем рифе, опреснили снаряжение в купели и стали собираться… Моника кормила нас домашними вафлями, Эрьян остался на прощальный ужин. Мы все дружно посидели в баре и услышали обещание Эрьяна о том, что в следующем году все желающие смогут съездить на экскурсию в Берген и на Фломскую железную дорогу! Это станет опционной программой для гостей дайв-центра. А в этом году нас ещё ждал долгий путь домой.

Поделиться