На краю Марианской впадины. Сергей Макаров заглянул в бездну с чувством первооткрывателя – а оказалось, что дальневосточники ездят на Сайпан, будто к себе на дачу.

Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины
Изображение На краю Марианской впадины

Далекий для московских дайверов остров Сайпан жители российского Дальнего Востока называют просто – «деревня Сайпанка», а перелет на остров воспринимается ими столь же обыденно, как для москвичей поездка в Турцию. В то же время на территории Европейской части России информацию по этому региону найти очень сложно.

Когда говоришь, что Сайпан расположен в южной части Марианских островов, все вспоминают Марианскую впадину. Впрочем, знания из школьной программы на этом заканчиваются.

Остров Сайпан – самый крупный из всех островов Содружества Северных Марианских островов, которое было создано в 1949 году. В состав архипелага входит и хорошо известный остров с военно-морской базой США – Гуам. В отличие от Гуама, для посещения которого необходимо оформлять американскую визу, въезд на Сайпан значительно упрощён. Для граждан России заботу об оформлении въездных документов берет на себя принимающий отель, который на основании ксерокопии загранпаспорта, авиабилета и оплаченного проживания в отеле оформляет упрощенную форму разрешения на въезд. Данное разрешение и становится основанием для въезда на остров. Удобнее всего лететь на Сайпан из Москвы через Сеул.

Сайпан – самый развитый в туристическом плане остров архипелага. Здесь сосредоточена большая часть всего бизнеса: отели, торговые центры, рестораны, банки. Большая часть достопримечательностей относится к истории Второй мировой войны и битве США с Японией за стратегический плацдарм. Япония проиграла это сражение. Большая часть японских солдат были камикадзе. Осознав свое поражение, около 5000 военнослужащих совершили массовые ритуальные самоубийства (харакири, или сэппуку), чтобы кровью смыть позор. С тех пор на острове есть две достопримечательности: утесы Банзай-Клиф и Суисайд-Клиф, где совершались массовые самоубийства.

Соседние острова менее популярны у туристов. На острове Рота всего несколько отелей с полями для игры в гольф. В последнее время здесь все более популярным становится экотуризм, и весь турбизнес делает на это ставку. На острове Тиньян любители военной истории могут увидеть место, где были загружены в бомбардировщики первые две атомные бомбы, сброшенные американцами на Хиросиму и Нагасаки. В то время на острове Тиньян находилась самая протяженная взлетная полоса, которая сохранилась до настоящих дней.

Дайвинг на Сайпане своеобразный и имеет целый ряд особенностей, которые следует знать, прежде чем планировать поездку.

Как и везде, где присутствует американская идеология, главное – продвижение товара на рынке, а потом уже сам товар. Поэтому Марианские острова – одно из немногих государств, где при въезде в миграционной карте помимо таких распространенных граф, как «бизнес», «туризм», «учеба», имеется специальная графа «дайвинг». Наличие столь серьезного подхода обнадежило нас, что с дайвингом на острове все в порядке и проблем у нас быть не должно.

Однако первые контакты и погружения показали, что общая информация не дает полного представления обо всех особенностях дайвинга на острове Сайпан.

Естественно, перед вылетом на остров еще в Москве мы нашли координаты дайв-клуба (самого популярного среди российских туристов), созвонились и списались с ними и думали, что все будет по лучшим стандартам. Однако особенности дайвинга на острове с учетом американского менталитета накладывают если не черные, то серые отпечатки на организационные моменты.

По местному законодательству, капитаном лодки может быть только гражданин с американским паспортом и никто иной. В результате, филиппинские капитаны (стоимость услуг которых в разы ниже) выпадают из расчета сразу и навсегда. А дальше – совсем простая цепочка: американский капитан – высокая стоимость его услуг – нежелание дайв-клубов иметь в штате дорогостоящего капитана – далее, соответственно, следует государственный запрет на наличие собственной лодки у дайв-клуба, и в результате – большой дефицит лодок на острове. Причем масштаб этого дефицита просто ошеломляющий – лодок на весь остров всего три! Естественно, все это отрицательно сказывается на самом дайвинге.

Лодки выходят в море страшно перегруженные: вместо положенных 12 дайверов в лодку втискивают до 25-ти от разных дайв-клубов с полным комплектом снаряжения на два дайва. За время, пока лодка идет до места погружения, никто не может даже пошевелиться, т. к. все стиснуты, как шпроты в банке, а на палубе валяются запасные баллоны. Фототехнику класть просто некуда. Если хочешь ее сохранить, то держи в руках до входа в воду.

Один день стал самым впечатляющим. Утренний подъем с расчетом, что мы готовы ко всему. Прибыли на пирс из дайв-клуба со всей снарягой, а потом ожидание лодки под проливным дождем в течение двух часов. Никому даже в голову не приходило, что сначала следует проверить готовность лодки, а потом привозить дайверов на пирс. Затем формальные извинения, что лодка-де сломалась, и как результат – завершение дайвинга в этот день.

И как ни странно, в данной ситуации, приоритет у дайв-клубов остается за хозяином лодок, а не за туристом. Что турист? Он неделю поныряет и уедет, а им тут дальше работать. Лишиться возможности брони на места в лодке равносильно разорению, а туристу можно вернуть деньги за несостоявшийся дайв, и все нормально: стихия, техника, форс-мажор. Такой подход к туристам, и особенно к российским, в порядке вещей.

Дефицит лодок – это еще не все особенности, которые существуют на Сайпане, и корни которых уходят в американское право. Несколько лет назад на острове при всплытии группы дайверов сложилась аварийная ситуация, и один из дайверов начал тонуть. Капитан направил лодку к тонущему и наехал на другого дайвера. Никто не погиб, но появилось судебное дело, включились американские адвокаты, и капитан был признан виновным. В результате – еще одно «удобство»: по существующим здесь правилам, лодка не начнет движение, пока последний дайвер не будет на борту. И не имеет значение, где вы всплывете и в каком состоянии. Гребите к лодке сами! Пока вы в воде – это ваши сложности; капитан будет за вас отвечать, когда вы подниметесь на борт, а если вы уйдете на дно, то это ваша плохая подготовка, и к «великим» американским капитанам она не имеет никакого отношения.

На первый взгляд, можно подумать, что подобное требование несущественно и можно просто спланировать погружение по кольцевому принципу. Однако в районе Сайпана очень сильные течения, которые не позволят вам комфортно пройти весь дайв при таком планировании. Выбор у вас невелик: или начать дайв по течению, или закончить его по течению, но в любом случае больше половины дайва будете плыть против течения.
К особенностям также относится обязательное снятие снаряжения в воде (до выхода на лодку) и нежелание местных капитанов выбрасывать линь, пока вся группа борется в воде с течениями и каждый ждет своей очереди выйти на судно.

Одним словом, на Сайпане мы были многому удивлены и даже сначала расстроены, что удовольствие от дайвинга мы здесь не получим, несмотря на заблаговременную проработку программы погружений с рекомендованным нам дайв-клубом.
Секрет успеха в дайвинге на Сайпане прост. Понаблюдав за происходящим и поучаствовав лично в этом театре абсурда, через несколько дней мы сменили дайв-центр и не по принципу «хороший – плохой», а по принципу «большой – маленький». И второй, дополнительный, принцип – дайв-центр, ориентирующийся не на российского, а на японского туриста.

Господа! Как все принципиально поменялось! Вы будто пересекли границу, разделяющую Корейский полуостров.

Сразу появились полотенца, вода на борту, понимание необходимости планирования погружения. Не надо было объяснять всем, что после дайва необходимо предоставить место для промывки своего оборудования. Не пришлось и бегать за всеми с наивными вопросами, где можно оставить свое снаряжение, чтобы назавтра его все-таки можно было найти. Одним словом, появился стандартный набор услуг и политика, обращенная к клиенту лицом, а не спиной.

Помимо восточной культуры общения (которая бесспорно играет важную роль в сервисе японского дайв-клуба), важным стал и факт, что дайв-центр относился к категории небольших. Этот факт позволяет достаточно умело использовать все те же юридические нюансы в применяемом законодательстве.

Действительно, капитан лодки должен быть с американским паспортом, но это требование распространяется на лодки, берущих на борт более шести человек. Если лодка предназначена для меньшего количества людей, то она относится к категории мелкого местного транспорта, и частное лицо можешь эксплуатировать ее самостоятельно без учета местных ограничений для средних судов.

Этим и пользуются небольшие японские дайв-центры. Перемещают лодки на прицепах к автомобилю или имеют в порту симпатичные маленькие суденышки. Они действительно маленькие, но для группы из 3–4 дайверов очень удобные. В этом случае дайвинг автоматически переходит в категорию VIP.

Именно мобильность, самостоятельное планирование погружений дали нам возможность увидеть подводные красоты Сайпана. С точки зрения достопримечательностей, на острове есть довольно много дайв-сайтов, которые позволяют наслаждаться подводным миром в духе знаменитых телепередач Кусто.

На сайте Dimple при погружении всегда стоят косяки барракуд – небольшие по количеству, но очень серьезные по размерам особи. Все-таки, наверное, сказывается близость большой воды и возможность свободно охотиться в открытых океанических водах.

Но самое интересное на этом сайте – не барракуды, а простые рыбы-бабочки. Можно сказать, что тут удивительного? Бабочек можно увидеть на любом погружении. Да, конечно, но не в таком количестве! Это не просто группа бабочек и не просто косяк проплывающих мимо рыб. Это море бабочек! Они обступают тебя со всех сторон. Ты становишься заложником их любопытства. Морская стихия на время превращается в воздушную, и появляется ощущение, что ты паришь вместе с ними: бабочки порхают перед вами, над вами, под вами – везде. Наступают моменты, когда они закрывают обзор маски так, что ты не видишь ничего кроме них. Это пирамидальные бабочки, у которых желтое пятно на тельце имеет форму пирамиды. Они очень забавные, любопытные и совершенно не боятся дайверов. Очень любят ткнуться носом в объектив фотоаппарата, а при срабатывании вспышек, пугаясь, подымают свой верхний плавник так, как будто у них волосы встают на голове дыбом. Очень забавно! Практически весь дайв они плавают с тобой и отстают только тогда, когда ты выходишь на борт лодки. Ощущение после дайва – полный релакс. Как будто ты сделал небольшое путешествие в сказочный мир.

Интересен и сайт Ice Cream. Здесь находится местная станция очистки. Множество рыб, особенно больших, приходят сюда, как на автомойку, почистить себя от морской «пыли». Чистильщики здесь работают, не переставая, обслуживая одного клиента за другим. Здесь много разнообразных рыб, но наше внимание привлекли скаты-орляки. Встреча с орляком всегда дает всплеск адреналина, сразу придает дайву наполненность и целостность ощущений. Их грациозный полет похож на парение орла в небесных просторах. Однако в сравнении с другими местами, где я встречался с орляками, это место было особенным.

Здесь скаты не пролетали мимо дайверов, уходя вдаль, а просто медленно кружились вокруг одного места, приглашая чистильщиков заняться их телом. А когда чистильщики принимались за работу, скаты практически замирали. В этом месте я впервые увидел, как орляк висит неподвижно, раскинув свои крылья, в течение многих минут.

На Сайпане много интересных мест, к которым можно добраться на лодке в режиме дэйли-дайвинга. Однако самый интересный дайв-сайт на Сайпане доступен с берега. Это место называется Grotto (Грот). В разных путеводителях и туристических проспектах эту пещеру ставят кто на пятое, кто на четвертое, а кто на третье место в мире по красоте пещерных погружений. В любом случае, этот дайв-сайт входит в пятерку лидеров. Действительно, место достойно особого внимания. Сюда стоит лететь только ради того, чтобы увидеть это чудо природы.

Grotto представляет собой достаточно большую известняковую пещеру, расположенную на северо-востоке острова, с очень просторным входом со стороны суши и несколькими выходами в воды Тихого океана. Мы насчитали таких три. Со стороны берега Grotto выглядит как большая воронка диаметром метров девяносто с обрывистыми отвесными стенами, заросшими деревьями и кустарником. Наверху находится смотровая площадка, куда привозят туристов посмотреть на это чудо природы. Желающие могут спуститься вниз и сделать фото прямо на скалах Grotto в прибойной волне.

Дайверам, планирующим погружение в Grotto, приходится собирать свое снаряжение на верхней площадке, где останавливаются все туристические автобусы и автомобили, и потом в полном снаряжении спускаться по лестнице вниз. Нас немного пугали трудности прохода к месту погружения, и мы рассчитывали на тяжелые условия, но все оказалось достаточно приемлемым. Чтобы добраться до нижней платформы Grotto, нужно под углом более 45° пройти 112 ступенек. Все ступеньки сделаны из бетона, ровные, но достаточно высокие. Поэтому для всех, кто решился сделать погружение в Grotto, такое испытание неизбежно.

После первого погружения перед вторым дайвом вам нужно преодолеть лестницу еще два раза, сначала вверх с пустым баллоном, а потом вниз с полным. Если вы думаете, что, достав из кармана доллары, вы найдете кучу помощников, то глубоко заблуждаетесь. В русском и англоязычных дайв-центрах это практически исключено – все сильные, гордые и непокорные, никто не желает унизить свое достоинство ради денег, а местных аборигенов там просто нет. В японском дайв-центре нам повезло и с этой проблемой: жена и сын были освобождены от столь тяжелой трудовой повинности.

Находясь в нижней части пещеры, ты ощущаешь себя искателем приключений, который готовится нырнуть в поисках древнего пиратского клада. Кругом вертикальные скалы, густо покрытые зеленью, над головой синее небо, а под ногами шумят прибойные волны. Оказаться в воде можно, только прыгнув с большого валуна с высоты двух метров.
Погрузившись в первую часть Grotto, вы попадаете в зал, который, как пространство большого храма, имеет верхние своды, колоны и ниши. Впечатляющее зрелище! Из центрального зала есть два основных маршрута.

Первый – с переходами из одной галереи в другую – приводит вас к ряду меньших пещер, которые затем выводят вас к просторному гроту с большими в человеческий рост горгонариями и элегантным выходом в Тихий океан.

Второй маршрут ведет прямо из первого зала к выходу в Тихий океан. Дайверы выплывают из грота на глубине около двадцати метров. На такой глубине прибойная волна практически не ощущается, но если поднять голову вверх, то можно наблюдать, как волны с огромной силой разбиваются о скалы, бурлят, напоминая закипающую в кастрюле воду.

Внутри грота живности мало, но в нем интересно рассматривать сталактиты и сталагмиты. Однако выйдя из грота в воды океана, вы тут же встречаете разных рыб, причем все экземпляры почему-то больше своих сородичей, которые плавают с другой стороны острова – в водах Филиппинского моря. Здесь есть и наполеоны, и мурены, и груперы, и косяки сладкогубов, также встречаются черепахи. Коралловые пейзажи скромны, а внимание дайверов привлекает обилие рыбы и нагромождение гигантских валунов, создающих эффект космических пейзажей. Особенно романтично смотрятся на отвесных стенках разноцветные морские лилии, развевающиеся в прибойной волне.

На Сайпане лишь недавно начала восстанавливаться флора и фауна, которые серьезно пострадали в военные и послевоенные годы. Еще лет двадцать назад на острове было разрешено добывать рыбу, используя взрывчатку. Местное население активно искало в джунглях неразорвавшиеся боеприпасы времен войны и с удовольствием применяло их во время рыбалки. Сейчас этому варварству положен конец, большие участки акватории острова стали заповедными зонами, и популяции рыб начали быстро восстанавливаться.

Несмотря на тяжелые бои за остров, рэков на Сайпане немного. Причина – большие глубины, которые начинаются практически сразу же в сотне метров от береговой черты. У восточной части острова берет начало всемирно известная Марианская впадина. Поэтому десятки японских и американских кораблей и около 700 самолетов, уничтоженных в ходе военных действий за Марианские острова, находятся на недоступных для дайверов глубинах.

Основной рэк, на который ныряют на Сайпане – безымянный, его так и зовут: просто Shipwreck, глубина от 5 до 12 метров. Известно, что это потопленный в ходе боев за остров японский корабль, перевозивший корейских солдат. На небольшой глубине при очень чистой воде и ярком солнце останки судна смотрятся очень эффектно и привлекают подводных фотографов.

Путешествия по различным частям Мирового океана вырабатывают у дайверов определенные стереотипы. Одни отстаивают точку зрения, что дальше Красного моря летать нет никакой необходимости, так как весь набор морской живности можно увидеть именно там. Другие считают, что кроме Полинезии и Микронезии нет других интересных мест, третьи находят свою дайверскую мечту где-нибудь на Карибах, а то и в Баренцевом море и остаются там навсегда. Я же уверен, что каждое новое место имеет свои неповторимые особенности и красоты, которые можно оценить, только увидев их собственными глазами.

В заключение особо хочу поблагодарить дайв-центр Global Ocean Divers за доставленное удовольствие от подводных красот Сайпана, всему японскому семейству, которое владеет дайв-центром, и белорусской девушке Тане Сарокиной, которая пытается максимально красиво и комфортно организовать дайвы для японских туристов и наших соотечественников.

Поделиться