Каждый год по всему миру тысячи новичков получают сертификаты дайверов, отправляются в самостоятельные дайв-туры и в начале своей дайверской карьеры совершают одни и те же ошибки, из которых уже можно составить периодическую таблицу. Что я и сделал на основе многолетнего опыта и наблюдений за дайверами.
Подобно знаменитой периодической таблице Менделеева, эта «таблица» поможет вам проанализировать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются многие дайверы, прошедшие обучение в разных местах и имеющие сертификаты совершенно разных ассоциаций. Это и естественно, ведь плавать под водой нам всем приходится не по стандартам каких-либо школ и ассоциаций, а по стандартам самой жизни. Зачастую эти проблемы сами по себе мелкие и незначительные. Худшее, к чему они могут привести, – это неудобство и испорченное настроение. Однако при определенном стечении обстоятельств эти, казалось бы, мелкие проблемки могут легко перерасти в большие и серьезные проблемы, последствия которых могут оказаться не просто тяжелыми, а порой и трагическими. Рассмотрим наиболее типичные ситуации, наверняка знакомые большинству наших читателей.
ОШИБКА №1
Группа во главе с дайв-гидом по одному прыгает в воду с катера. Далее, повиснув на жилетах, группа проплевывает маски. Стандартный обмен сигналами с гидом: «Все в порядке? Идем вниз!» И в этот момент выясняется, что у кого-то из легочника не поступает воздух (или вместо воздуха идет вода и т.д.). Погружение приостанавливается. Дайвер, у которого возникли проблемы, барахтаясь, плывет к катеру, где меняет регулятор на исправный. Все это время группа болтается на волнах и ждет одного человека… В итоге настроение уже испорчено.
Аналогичное развитие событий, но при проведении дрифт-дайва приводит к гораздо большим проблемам. Катер ушел, а возвращаться некуда… Как быть: нельзя вести группу под воду, оставляя проблемного дайвера одного на поверхности. Остается одно – группа, чертыхаясь, полтора километра дрейфует до катера по поверхности. Если же в группе оказывается 2–3 человека с не очень хорошей плавательной подготовкой или просто физически слабые, то их начинает швырять волной на острые рифы. Последствия и вовсе могут оказаться плачевными, если при этом у кого-то продерет жилет.
Поэтому перед каждым погружением необходимо делать рабочую проверку снаряжения. Благодаря этому можно будет устранить почти все неисправности снаряжения и решить проблемы еще до входа в воду. Кроме того, перед входом в воду – особенно на дрифт-дайве – убедитесь, что все элементы снаряжения на вас (особенно грузовой пояс, отсутствие которого замечается только уже в воде).
ОШИБКА №2
Дайвер входит в воду с катера «широким шагом». В момент входа в воду шланг инфлятора от удара улетает за спину. И тут выясняется, что плавучесть недостаточная (воздуха в жилете маловато), и дайвер начинает лихорадочно шарить по себе, пытаясь отыскать исчезнувший инфлятор. В это время его уже накрывает волна, затем другая.
Поэтому при входе в воду способом «широкий шаг» лучше держать дыхательный автомат и маску не правой рукой, как обычно, а левой, одновременно поджимая левым локтем инфлятор к себе. В этом случае он остается всегда под рукой и не может улететь за спину, а тем более ударить вас по стеклу маски.
ОШИБКА №3
При входе в воду, а также при выходе из воды на катер баллон с грохотом вылетает из лямки жилета. От резкого удара дайвера опрокидывает навзничь. Он падает и бьется затылком о палубу.
Поэтому не забывайте, что лямка жилета, держащая баллон, имеет свойство растягиваться при намокании. И необходимо перед тем, как зажать баллон пряжкой, смочить лямку, чтобы она приняла в себя воду и предварительно растянулась. Более того, внимательно следите при сборке, чтобы лямка, крепящая баллон, не была вывернута наизнанку.
ОШИБКА №4
При входе дайвера в воду он сразу же начинает тонуть, причем попытки накачать жилет ни к чему не приводят – жилет не надувается, хотя воздух поступает.
Поэтому, надевая жилет, внимательно проверьте, чтобы пластмассовая груша тросика управления плечевым клапаном сброса воздуха из жилета не попала под плечевую лямку жилета. В этом случае тросик остается в напряженном состоянии и плечевой клапан открыт. При входе в воду воздух со свистом выходит из жилета, а учитывая, что пропускная способность клапана сброса значительно выше поддувающей производительности инфлятора, это делает невозможным накачку жилета. Если вы растерялись и сразу же не освободили тросик, то выход один – жертвовать своим грузовым поясом… Такова цена нашей небрежности.
ОШИБКА №5
Во время погружения дайвер испытывает существенные неудобства, поскольку редуктор постоянно бьет его по затылку, а дыхательный автомат то и дело норовит вывернуться изо рта…
Поэтому знайте, что небрежность в сборке оборудования способна испортить любые погружения. Помните, что при сборке выходное отверстие вентиля баллона должно быть направлено вам в затылок, а шланги регулятора – располагаться симметрично, а не торчать в стороны. По высоте баллон необходимо располагать таким образом, чтобы выходное отверстие вентиля баллона находилось не выше верхней кромки жилета.
ОШИБКА №6
У плывущего дайвера во все стороны развеваются шланги октопуса и манометра…
Поэтому болтающиеся во время погружения октопус и манометр – ярчайший пример «чайника». Мало того, это говорит об отсутствии общей культуры дайвинга, ибо такой дайвер ничем не отличается от человека, идущего по улице с развязанными и болтающимися во все стороны шнурками. Это не только безобразно смотрится со стороны, но и просто опасно. Болтающиеся части снаряжения долбят и разрушают хрупкий подводный мир рифа, а также портятся сами (в октопус, например, набивается песок), а при попадании шланга между кораллами он может легко застрять в них. Так что все части вашего снаряжения должны быть пристегнуты и подобраны.
ОШИБКА №7
При уходе с поверхности на глубину при выпускании воздуха из жилета дайвера разворачивает на спину, и погружение проходит в позе «дохлого таракана» – баллоном вниз и лапками вверх… Подгребание ластами, естественно, ни к чему не приводит…
Поэтому необходимо помнить, что ноги в гидрокостюме имеют плавучесть. Если начать погружение с подтянутыми коленками (в позе «сидя на стуле»), ноги всплывают и опрокидывают аквалангиста на спину. Необходимо держать ноги таким образом, чтобы они всплывали не перед лицом, а за спиной. Для этого идеальна поза «наездника» с оттянутыми назад носками и достаточно широко расставленными коленями (для боковой устойчивости).
ОШИБКА №8
После выпуска воздуха из жилета дайвер бросает инфлятор и начинает все быстрее и быстрее погружаться на дно. Попытки подгребать ногами и руками оказываются малоэффективными, и через несколько секунд дайвер валится на дно, поднимая облако песка и ила…
Поэтому необходимо помнить, что с каждым метром глубины и, соответственно, нарастанием давления гидрокостюм начинает стремительно терять плавучесть, а количество грузов на поясе при этом никак не уменьшается. Во время погружения на дно необходимо постоянно держать палец на кнопке поддува воздуха инфлятора и, по мере погружения в глубину, периодически подпускать воздух в жилет маленькими порциями с целью компенсации потери плавучести костюмом. Все это необходимо делать вплоть до достижения дна или заданной глубины.
ОШИБКА №9
Группа дайверов плывет на небольшой глубине вдоль подножия кораллового рифа. На их пути попадается огромный валун, и группа решает продолжить свой маршрут, проплыв над валуном. После подъема к верхней части валуна вся группа почему-то оказывается на поверхности…
Поэтому необходимо помнить, что во время подъема с глубины гидростатическое давление падает и объем воздуха в нашем жилете и микропорах гидрокостюма увеличивается. Таким образом, баланс между силой тяжести, заключенной в грузовом поясе, и силой плавучести, заключенной в жилете и гидрокостюме, нарушается. Так что по мере подъема из глубины необходимо периодически выпускать воздух из жилета маленькими порциями, приводя силу плавучести в соответствие с уменьшающейся глубиной. Выпускать воздух можно как инфлятором, так и стравливающими клапанами.
ОШИБКА №10
Загрузив себя по известному всем правилу, дайвер должен находиться на поверхности воды на уровне глаз. Пробыв на глубине определенное время, дайвер поднимается на глубину 5 метров, чтобы сделать остановку безопасности. Он не успевает даже моргнуть глазом, как его выталкивает на поверхность…
Поэтому необходимо помнить, что воздух, находящийся в наших баллонах, имеет определенный и немалый вес. По мере нашего плавания этот воздух расходуется, и мы теряем свой вес по сравнению с начальной фазой погружения. Например, мы погружаемся с 12-литровым баллоном с давлением 200 бар. Общий объем воздуха составит 2400 литров. Запомним, что 1000 литров воздуха весят приблизительно 1 кг. Учитывая, что выйдем мы из воды при давлении воздуха в баллоне порядка 50 бар, можно легко подсчитать, что за время погружения мы потеряем в весе 2 кг. Их-то как раз может и не хватить для зависания на остановке безопасности. И, сделав тест, необходимо добавить недостающие килограммы.
ОШИБКА №11
Подплыв после окончания погружения к трапу катера, дайвер снимает ласты и закидывает их на катер. Однако через несколько мгновений дайвер оказывается почему-то в 10‑15 метрах от катера. Удачно брошенный линь спасает положение…
Поэтому при выходе по трапу необходимо помнить о наличии течений. Кроме того, дайвер в надутом жилете имеет большую парусность. Течение и ветер быстро подхватывают его и несут прочь от катера. Отсутствие ласт на ногах не дает возможности этому противостоять… Так что при выходе по трапу и при снятии ласт необходимо постоянно держаться за трап хотя бы одной рукой и ни на мгновение не отпускать его.
ИТОГО
Вывод: дайвер должен быть предельно аккуратным при сборе оборудования, совершенствовать саму технику плавания, владеть своей плавучестью и быть способным зависать в любом положении. Грамотное и «солидное» плавание – основа получения удовольствия в дайвинге, а также основа его безопасности!