Периодическая таблица ошибок. Заслуженный тренер по подводному плаванию Борис Эйдис коротко и ясно раскладывает важное по десяти пунктам (с фотографиями Игоря Зайцева).

Изображение Периодическая таблица ошибок
Изображение Периодическая таблица ошибок
Изображение Периодическая таблица ошибок
Изображение Периодическая таблица ошибок
Изображение Периодическая таблица ошибок
Изображение Периодическая таблица ошибок
Изображение Периодическая таблица ошибок

Каждый год по всему миру тысячи новичков получают сертификаты дайверов, отправляются в самостоятельные дайв-туры и в начале своей дайверской карьеры совершают одни и те же ошибки, из которых уже можно составить периодическую таблицу. Что я и сделал на основе многолетнего опыта и наблюдений за дайверами.

Подобно знаменитой периодической таблице Менделеева, эта «таблица» поможет вам проанализировать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются многие дайверы, прошедшие обучение в разных местах и имеющие сертификаты совершенно разных ассоциаций. Это и естественно, ведь плавать под водой нам всем приходится не по стандартам каких-либо школ и ассоциаций, а по стандартам самой жизни. Зачастую эти проблемы сами по себе мелкие и незначительные. Худшее, к чему они могут привести, – это неудобство и испорченное настроение. Однако при определенном стечении обстоятельств эти, казалось бы, мелкие проблемки могут легко перерасти в большие и серьезные проблемы, последствия которых могут оказаться не просто тяжелыми, а порой и трагическими. Рассмотрим наиболее типичные ситуации, наверняка знакомые большинству наших читателей.

ОШИБКА №1

Группа во главе с дайв-гидом по одному прыгает в воду с катера. Далее, повиснув на жилетах, группа проплевывает маски. Стандартный обмен сигналами с гидом: «Все в порядке? Идем вниз!» И в этот момент выясняется, что у кого-то из легочника не поступает воздух (или вместо воздуха идет вода и т.д.). Погружение приостанавливается. Дайвер, у которого возникли проблемы, барахтаясь, плывет к катеру, где меняет регулятор на исправный. Все это время группа болтается на волнах и ждет одного человека… В итоге настроение уже испорчено.

Аналогичное развитие событий, но при проведении дрифт-дайва приводит к гораздо большим проблемам. Катер ушел, а возвращаться некуда… Как быть: нельзя вести группу под воду, оставляя проблемного дайвера одного на поверхности. Остается одно – группа, чертыхаясь, полтора километра дрейфует до катера по поверхности. Если же в группе оказывается 2–3 человека с не очень хорошей плавательной подготовкой или просто физически слабые, то их начинает швырять волной на острые рифы. Последствия и вовсе могут оказаться плачевными, если при этом у кого-то продерет жилет.

Поэтому перед каждым погружением необходимо делать рабочую проверку снаряжения. Благодаря этому можно будет устранить почти все неисправности снаряжения и решить проблемы еще до входа в воду. Кроме того, перед входом в воду – особенно на дрифт-дайве – убедитесь, что все элементы снаряжения на вас (особенно грузовой пояс, отсутствие которого замечается только уже в воде).

ОШИБКА №2

Дайвер входит в воду с катера «широким шагом». В момент входа в воду шланг инфлятора от удара улетает за спину. И тут выясняется, что плавучесть недостаточная (воздуха в жилете маловато), и дайвер начинает лихорадочно шарить по себе, пытаясь отыскать исчезнувший инфлятор. В это время его уже накрывает волна, затем другая.

Поэтому при входе в воду способом «широкий шаг» лучше держать дыхательный автомат и маску не правой рукой, как обычно, а левой, одновременно поджимая левым локтем инфлятор к себе. В этом случае он остается всегда под рукой и не может улететь за спину, а тем более ударить вас по стеклу маски.

ОШИБКА №3

При входе в воду, а также при выходе из воды на катер баллон с грохотом вылетает из лямки жилета. От резкого удара дайвера опрокидывает навзничь. Он падает и бьется затылком о палубу.

Поэтому не забывайте, что лямка жилета, держащая баллон, имеет свойство растягиваться при намокании. И необходимо перед тем, как зажать баллон пряжкой, смочить лямку, чтобы она приняла в себя воду и предварительно растянулась. Более того, внимательно следите при сборке, чтобы лямка, крепящая баллон, не была вывернута наизнанку.

ОШИБКА №4

При входе дайвера в воду он сразу же начинает тонуть, причем попытки накачать жилет ни к чему не приводят – жилет не надувается, хотя воздух поступает.

Поэтому, надевая жилет, внимательно проверьте, чтобы пластмассовая груша тросика управления плечевым клапаном сброса воздуха из жилета не попала под плечевую лямку жилета. В этом случае тросик остается в напряженном состоянии и плечевой клапан открыт. При входе в воду воздух со свистом выходит из жилета, а учитывая, что пропускная способность клапана сброса значительно выше поддувающей производительности инфлятора, это делает невозможным накачку жилета. Если вы растерялись и сразу же не освободили тросик, то выход один – жертвовать своим грузовым поясом… Такова цена нашей небрежности.

ОШИБКА №5

Во время погружения дайвер испытывает существенные неудобства, поскольку редуктор постоянно бьет его по затылку, а дыхательный автомат то и дело норовит вывернуться изо рта…

Поэтому знайте, что небрежность в сборке оборудования способна испортить любые погружения. Помните, что при сборке выходное отверстие вентиля баллона должно быть направлено вам в затылок, а шланги регулятора – располагаться симметрично, а не торчать в стороны. По высоте баллон необходимо располагать таким образом, чтобы выходное отверстие вентиля баллона находилось не выше верхней кромки жилета.

ОШИБКА №6

У плывущего дайвера во все стороны развеваются шланги октопуса и манометра…

Поэтому болтающиеся во время погружения октопус и манометр – ярчайший пример «чайника». Мало того, это говорит об отсутствии общей культуры дайвинга, ибо такой дайвер ничем не отличается от человека, идущего по улице с развязанными и болтающимися во все стороны шнурками. Это не только безобразно смотрится со стороны, но и просто опасно. Болтающиеся части снаряжения долбят и разрушают хрупкий подводный мир рифа, а также портятся сами (в октопус, например, набивается песок), а при попадании шланга между кораллами он может легко застрять в них. Так что все части вашего снаряжения должны быть пристегнуты и подобраны.

ОШИБКА №7

При уходе с поверхности на глубину при выпускании воздуха из жилета дайвера разворачивает на спину, и погружение проходит в позе «дохлого таракана» – баллоном вниз и лапками вверх… Подгребание ластами, естественно, ни к чему не приводит…

Поэтому необходимо помнить, что ноги в гидрокостюме имеют плавучесть. Если начать погружение с подтянутыми коленками (в позе «сидя на стуле»), ноги всплывают и опрокидывают аквалангиста на спину. Необходимо держать ноги таким образом, чтобы они всплывали не перед лицом, а за спиной. Для этого идеальна поза «наездника» с оттянутыми назад носками и достаточно широко расставленными коленями (для боковой устойчивости).

ОШИБКА №8

После выпуска воздуха из жилета дайвер бросает инфлятор и начинает все быстрее и быстрее погружаться на дно. Попытки подгребать ногами и руками оказываются малоэффективными, и через несколько секунд дайвер валится на дно, поднимая облако песка и ила…

Поэтому необходимо помнить, что с каждым метром глубины и, соответственно, нарастанием давления гидрокостюм начинает стремительно терять плавучесть, а количество грузов на поясе при этом никак не уменьшается. Во время погружения на дно необходимо постоянно держать палец на кнопке поддува воздуха инфлятора и, по мере погружения в глубину, периодически подпускать воздух в жилет маленькими порциями с целью компенсации потери плавучести костюмом. Все это необходимо делать вплоть до достижения дна или заданной глубины.

ОШИБКА №9

Группа дайверов плывет на небольшой глубине вдоль подножия кораллового рифа. На их пути попадается огромный валун, и группа решает продолжить свой маршрут, проплыв над валуном. После подъема к верхней части валуна вся группа почему-то оказывается на поверхности…

Поэтому необходимо помнить, что во время подъема с глубины гидростатическое давление падает и объем воздуха в нашем жилете и микропорах гидрокостюма увеличивается. Таким образом, баланс между силой тяжести, заключенной в грузовом поясе, и силой плавучести, заключенной в жилете и гидрокостюме, нарушается. Так что по мере подъема из глубины необходимо периодически выпускать воздух из жилета маленькими порциями, приводя силу плавучести в соответствие с уменьшающейся глубиной. Выпускать воздух можно как инфлятором, так и стравливающими клапанами.

ОШИБКА №10

Загрузив себя по известному всем правилу, дайвер должен находиться на поверхности воды на уровне глаз. Пробыв на глубине определенное время, дайвер поднимается на глубину 5 метров, чтобы сделать остановку безопасности. Он не успевает даже моргнуть глазом, как его выталкивает на поверхность…

Поэтому необходимо помнить, что воздух, находящийся в наших баллонах, имеет определенный и немалый вес. По мере нашего плавания этот воздух расходуется, и мы теряем свой вес по сравнению с начальной фазой погружения. Например, мы погружаемся с 12-литровым баллоном с давлением 200 бар. Общий объем воздуха составит 2400 литров. Запомним, что 1000 литров воздуха весят приблизительно 1 кг. Учитывая, что выйдем мы из воды при давлении воздуха в баллоне порядка 50 бар, можно легко подсчитать, что за время погружения мы потеряем в весе 2 кг. Их-то как раз может и не хватить для зависания на остановке безопасности. И, сделав тест, необходимо добавить недостающие килограммы.

ОШИБКА №11

Подплыв после окончания погружения к трапу катера, дайвер снимает ласты и закидывает их на катер. Однако через несколько мгновений дайвер оказывается почему-то в 10‑15 метрах от катера. Удачно брошенный линь спасает положение…

Поэтому при выходе по трапу необходимо помнить о наличии течений. Кроме того, дайвер в надутом жилете имеет большую парусность. Течение и ветер быстро подхватывают его и несут прочь от катера. Отсутствие ласт на ногах не дает возможности этому противостоять… Так что при выходе по трапу и при снятии ласт необходимо постоянно держаться за трап хотя бы одной рукой и ни на мгновение не отпускать его.

ИТОГО

Вывод: дайвер должен быть предельно аккуратным при сборе оборудования, совершенствовать саму технику плавания, владеть своей плавучестью и быть способным зависать в любом положении. Грамотное и «солидное» плавание – основа получения удовольствия в дайвинге, а также основа его безопасности!

Поделиться