Подлёдное кино. Сериал Frozen Planet не смог обойтись без Белого моря: съёмочная группа Би-Би-Си гостила и ныряла на «Полярном Круге».

Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино
Изображение Подлёдное кино

В апреле 2010 года дайв-центр «Полярный Круг» посетила съёмочная группа телекомпании Би-Би-Си. Снимали сериал Frozen Planet про холодные моря и континенты. 

На этот раз внимание кинематографистов Би-Би-Си привлекло наше Белое море. Ведь именно здесь в момент ледостава образуются наиболее интересные нагромождения льдин. В дальнейшем отливы, приливы, ветер, мороз и солнце в течение всей зимы изменяют форму этих торосов на поверхности и под водой. И когда наступает апрель, подо льдом можно увидеть буйство красок и необычные ледяные цветные наломы.

Плавая в этом волшебном лабиринте, наслаждаешься видами многометровых ледяных глыб. Некоторые из них образуют подводные коридоры, по которым можно бродить между слоями льда толщиной в метр, а то и больше. В марте с увеличением светового дня начинают размножаться планктонные организмы, со скал стекает талая вода, неся с собой примеси темных органических кислот, ярко светит солнце… Все это разнообразие красок и создает эффект свечения льда. Огромные ледяные люстры могут светиться, как будто в них разместили включенные лампы. Этот феномен, видимо, вызван преломлением света в линзах поверхностных луж на льду, усиливающих картину. Ко всему стоит добавить кристально чистую воду и практически полное отсутствие снега на поверхности льда, дающее хорошую освещенность. Максимальный размер торосов и весеннее цветение подледной жизни – отличное время для съемок замерзшего Белого моря, прекрасно укладывающегося в канву историй о покрывающихся льдом водоемах высоких широт. Это и определило выбор региона съемки телекомпанией Би-Би-Си. Очень хочется верить, что в результате трехнедельной напряженной работы в следующем году появится фильм о Белом море России.

Снимать Белое море подо льдом в дайв-центр Полярный круг приехали сотрудники компании Би-Би-Си и участники проекта Frozen Planet Элизабет Уайт (директор фильма), Дуглас Андерсен (оператор) и Хью Миллер (осветитель и ассистент оператора). Мы попросили их поделиться своими впечатлениями о поездке на Белое море, рассказать о проекте и о съемках этого фильма.

Элизабет Уайт: Мои увлечения – биология и фотография. Впервые я стала работать с Би-Би-Си на проекте Голубая Планета. После защиты кандидатской диссертации по биологии я в 2004 году перешла на постоянную работу в Би-Би-Си. Будучи директором проекта Frozen Planet, я побывала в самых удаленных и холодных местах нашей Земли! Я дважды участвовала в съемках в Антарктиде, посетила Аляску, Россию, Шпицберген. Четыре месяца я провела на Канадском Арктическом архипелаге, работая с местными жителями (инуитами) и снимая сюжеты об их традиционной культуре, знании морского льда и китообразных. Вскоре я отправляюсь на Аляску к жителям Арктической низменности, чтобы отснять материал об изменении климата.

Дуглас Андерсен: Я родом из Шотландии. Иногда надеваю килт и пою песни на стихи Роберта Бернса (нам сказали, что он популярен и в России). Я закончил факультет морской биологии в университете Святого Эндрю и стал профессиональным водолазом в 1991 г. После пяти лет водолазных работ получил работу ассистента на съемках серий Би-Би-Си о дикой природе. Я только что начал работать в проекте под названием Африка, в котором мы собираемся снимать природу и животных Африканского континента. Я женат на Рози и живу с ней, нашими двумя детьми, двумя кошками и золотой рыбкой по имени Бабблз за городом.

ПГ: Миллионы телезрителей являются поклонниками  документальных фильмов Би-Би-Си. Элизабет, какова основная идея проекта Frozen Planet?

ЭУ: Основная идея серии Frozen Planet – дать исчерпывающую информацию о полярных регионах нашего Земного шара. Нам бы хотелось совершить с нашими зрителями самое запоминающееся в жизни путешествие: мы хотим показать им самые удаленные и красивые уголки Земли и рассказать о природе этих мест, экологической ситуации. Арктика и Антарктика – похоже, последние нетронутые уголки природы, но и они постепенно меняются, поскольку в большей степени подвержены изменениям климата. Поэтому мы, возможно, использовали последний шанс отснять эти места в первозданном виде.

Мало кто знает, что в действительности находится подо льдами Арктики и Антарктики, поэтому для нас было важно показать в наших сериях подводный мир Заполярья. Это было похоже на открытие нового, доселе не известного мира, от экологического состояния которого зависит, не побоюсь этого сказать, будущее Земли.

ПГ: Не вдаваясь в технические подробности, не могли бы вы рассказать, как проходит планирование подводных съемок в холодных водах? В каких местах вам приходилось снимать материал? Чем отличается технология съемки в холодной воде от съемок в теплых морях?

ЭУ: Погружения в холодной воде – это серьезное испытание. Приходится со всей ответственностью относиться к выбору телеоператоров, при этом мы исходим из того, что погружающийся под лед оператор должен иметь опыт работы в подобных местах и прекрасно осознавать все трудности, с которыми он может встретиться в данных условиях.

ДА: Самое холодное место, в котором нам приходилось погружаться в рамках проекта Frozen Planet, – это море Росса. Температура воды была -1,8°C, а температура воздуха -35°C. После двух часов на морозе аппаратура зачастую отказывается работать: смазка полностью замерзает, а уплотнительные кольца становятся просто каменными. Поэтому перед погружением нам частенько приходится все отогревать. Но, тем не менее, чаще всего именно аппаратура ведет себя нормально! Чего, к сожалению, не скажешь о людях.

После часа съемок в такой холодной воде мы, в отличие от камер, становились практически бесполезными. Руки и ноги немели. Да и голова переставала нормально работать. Поэтому приходилось идти на всякие ухищрения: толстые перчатки (иногда даже две пары) и два шлема, толстая поддевка и специальные подогревающие жилеты под сухой костюм. Все это в определенной степени помогает. Правильный подбор оборудования позволял нам проводить под водой около 3 часов, но, должен признаться, это предел для таких погружений. Таковы, в принципе, основные отличия работы в холодной воде.

ЭУ: По возможности везде, где нам приходится работать, мы стараемся сотрудничать с местными жителями, которые хорошо знают местность и могут посоветовать, куда лучше отправиться и где снимать. Важна и безопасность проезда до места съемки. Здесь помощь местных гидов просто необходима. Все это требует тщательного планирования.

ПГ: Вы работали в водах Антарктики и высокой Арктики, теперь – на Белом море, и везде – подо льдом. Неужели лед под водой выглядит по-разному? Насколько апрель – удачное время для съемок на Белом море? Почему выбрано это время?

ДА: Вы удивитесь, но лёд действительно в разных местах выглядит по-разному! Форма льда на поверхности может дать некоторое представление о том, что можно увидеть под водой. Но… Но как только вы начинаете погружение в майне и оказываетесь там, в царстве безмолвия, вы испытываете ни с чем несравнимые эмоции. То, что вы видите подо льдом – его рельеф, игра света – это просто сказка!

Белое море оказалось очень красивым. Мы приехали сюда достаточно поздно, поскольку один из продюсеров интересуется планктонными животными – небольшими медузами, которые как раз и появляются в это время. С одной стороны, из-за позднего приезда видимость была не столь идеальной, как в зимние месяцы. С другой стороны – тающий снег, ручейки, несущие с собой танин с поросших лесами холмов, который придает воде коричневатый цвет, да и сама зеленая морская вода создают великолепное подводное световое и цветовое шоу.

Лёд в различных частях мира серьезно отличается. Например, лучшая видимость была в море Росса. Мы начали съемку нашего фильма в 2009 году именно там, и, представьте себе, видимость была порядка 120 метров. Мне кажется, что лед в Канадском Арктическом архипелаге должен быть похож на антарктический. Сейчас, вновь вспоминая те места, где мне приходилось погружаться и снимать лед, я понимаю, что самое удивительное в подледных погружениях – то, насколько все это временно. Ведь как бы ни был красив лед – пройдет немного времени, и он либо растает, либо отломится и уплывет, увлекаемый океаническими течениями. И Арктика, и Антарктика лишь позволяют нам приблизиться к секретам, скрываемым подо льдом в течение нескольких месяцев, а затем – опять приходится ждать целых полгода!

ЭУ: Выбрать правильное время съемок очень трудно, да к тому же и сезонные колебания температуры каждый год серьезно отличаются. Нам чрезвычайно повезло на Белом море. Поскольку мы приехали в апреле, когда снег только начал таять, мы смогли задокументировать этот процесс. Тем не менее, лед всегда непредсказуем. Он может начать очень быстро таять в самый неподходящий момент, и это затруднит процесс съемок. В эту поездку нам пришлось даже несколько дней понервничать, когда температура поднялась так высоко, что мы думали, что теряем лед. К счастью, нам удалось сделать все, что запланировали.

ПГ: Ваш фильм – про дикую и не всегда гостеприимную природу. И все же в нем присутствует человек. Какая роль отводится ему в фильмах Frozen Planet?

ЭУ: В некоторых сериях проекта будет показана только дикая природа Заполярья. Тем не менее, мы хотели показать и людей, которые живут и работают в этих местах. В какой-то степени им приходится выживать, как и самой природе. Ведь не только человек влияет на природу, но и природа подвергает его испытаниям.

ПГ: Все фильмы Би-Би-Си про природу отличаются потрясающим качеством. Это и качество съемки, и красота изображения, и сюжет. Секреты есть? Не могли бы Вы рассказать российским читателям о том, как делаются фильмы Би-Би-Си.

ЭУ: Ответ на этот вопрос очень прост. Ключом к успеху документальных фильмов Би-Би-Си о дикой природе является умение найти сильный сюжет и выбрать правильное время для съемок. Много усилий тратится на то, чтобы найти нужных людей: ученых, которые смогли бы предложить хорошие сюжеты; операторов, которые смогли бы правильно отснять их; и монтажную группу, которая смогла бы соединить все вместе и подготовить серию к показу. У нас ушло уже 3 года (пока только) на съемки Замерзшей планеты. Впереди еще год на то, чтобы доснять некоторые материалы, а уж затем месяцы работы над монтажом, прежде чем телезрители увидят сам фильм.

ПГ: Отличаются ли рекреационные погружения от погружений, во время которых происходит съемочный процесс? Почему ваши погружения длятся намного дольше рекреационных? Вы используете специальное оборудование для съемок в ледяной воде?

ЭУ: Планирование погружений для съемок отличается от планирования стандартного погружения во время отпуска. Во время съемок мы стараемся работать на одном месте. В погружении участвуют четыре или пять человек, поскольку нам приходится брать с собой под воду большие камеры, штативы, а также подводить к месту съемок освещение. Это и отличает наши погружения от обычных рекреационных, ведь несмотря ни на что, работу надо выполнить, правильно использовать время, которое мы можем потратить на съемки, и помнить при этом о безопасности погружений.

Перед дайвом мы разрабатываем план погружения, обсуждаем кадры, которые хотели бы снять, распределяем, кто за что отвечает во время работы. Основное, о чем мы всегда должны помнить, – это безопасность, ведь места и условия погружений могут быть разными в различных регионах.

ДА: Не важно, где мы погружаемся, в тропиках или на Северном полюсе, ключом к успеху фильмов о дикой природе является умение увеличить до предела время пребывания под водой, наблюдая за выбранным объектом. Подводные съемки имеют свою специфику: очень часто нам приходится не обращать внимание даже на какие-то весьма интересные вещи, поскольку это отвлекает от выбранного объекта. По моему мнению, это основное отличие от рекреационного дайва. Мы зациклены на сюжете и делаем все возможное, чтобы грамотно спланировать время, которое нужно провести под водой, снимая ту или иную сцену.

ПГ: Это ваш первый приезд в Россию? Поделитесь вашими впечатлениями.

ЭУ: В рамках проекта Frozen Planet операторы Би-Би-Си снимали материал на Чукотке, полуострове Таймыр и Камчатке. К сожалению, ни один из нас не участвовал в этих поездках. Для меня, Хью и Дугласа это был первый приезд в Россию. Честно говоря, мы увидели лишь небольшой уголок этой огромной страны, но могу признаться, что мы прекрасно провели время, и я была бы не прочь вновь вернуться сюда. Россия – удивительная страна, а жизнь ее морей богата и разнообразна. И об этой жизни вряд ли кто-нибудь что-либо знает в Великобритании. Я думаю, нам всем хотелось бы в будущем еще раз вернуться в Россию.

ДА: Мне понравилось нырять в России. Я думаю, нам невероятно повезло с командой помощников из компании Полярный Круг. Мы хорошо потрудились, и спасибо огромное команде Полярный Круг за терпение. Я действительно очень рад тому, что получил неоценимый опыт погружений на Белом море, и в то же время испытываю некоторую грусть, поскольку нам удалось только прикоснуться к загадкам этого восхитительного места.

ПГ: Что больше всего вам запомнилось во время поездки на Белое море? Были ли забавные моменты, и как вы оцениваете работу дайв-центра Полярный Круг?

ЭУ: Мы прекрасно провели время. В таких проектах очень важна команда, с которой вы работаете, ведь зачастую приходится взаимодействовать с людьми, которых вы никогда до этого не встречали. Гиды дайв-центра Полярный Круг были великолепны. Они понимали наши задачи и делали все возможное, чтобы мы смогли выполнить свою работу. Я считаю, что жизненно важно использовать опыт местных жителей, особенно при съемках в таких удаленных местах.

ДА: Наше путешествие на Белое море оказалось довольно веселым. Я просто влюбился в специфический русский юмор. Что касается гидов, то мы очень хорошо поработали вместе! Будучи частью дружелюбного профессионального сообщества, мы смогли довольно легко выполнить все задуманное. Для меня было честью ощущать себя одним из членов большой команды.

ПГ: Когда зрители смогут увидеть документальные фильмы проекта Frozen Planet? Чем вы планируете заняться в будущем? Какие новые проекты мы можем ожидать от компании Би-Би-Си?

ЭУ: Премьера фильма Frozen Planet запланирована на октябрь 2011 года, хотя в разных странах дата первого показа может варьироваться. Звучит немного странно, ведь кажется, что впереди еще уйма времени, но на самом деле его не так уж много. На создание такого большого проекта уходят годы. В течение трех последних лет мы отсняли кучу материала, но ведь еще нужно время, чтобы смонтировать все семь серий, написать к ним музыку и в конечном итоге представить готовый продукт зрителям! А что будет потом? Сейчас трудно что-либо сказать. Все наше время уходит на то, чтобы закончить этот проект, а затем… Затем нужно будет просто отправиться куда-нибудь в теплое и солнечное место – в отпуск!

С российской стороны поддержку съемкам обеспечивали инструкторы дайв-центра Полярный Круг Павел Руденко и Наталия Червякова.

ПГ: Поделитесь своими впечатлениями о работе с командой Би-Би-Си.

Павел Руденко: Я давно и с огромным удовольствием смотрю телепрограммы о животном мире, снятые Би-Би-Си, и мне всегда хотелось взглянуть на то, как же происходит съемочный процесс. Профессиональная работа операторов Би-Би-Си очень часто удивляет. В этот раз нам удалось принять активное участие в съемочном процессе и оказывать различную техническую помощь под водой. За время совместной работы мы подружились и научились понимать друг друга с полуслова или, вернее, с полузнака. Мы постарались показать лучшие места Белого моря, доступные в это время года. Хотя подледные погружения в Белом море стали для нас привычным, нельзя сказать, что съемочный процесс оказался простым делом.

Ежедневные выезды на лед с большим количеством аппаратуры на снегоходах, мониторинг изменяющейся ледовой обстановки, постоянные перемещения между различными дайв-сайтами, переодевания в полевых условиях, обеспечение нестандартной подледной безопасности при погружениях и самое главное – ежедневное пятичасовое пребывание подо льдом! Ныряющие под лед поймут, что значат два ежедневных погружения продолжительностью по два часа каждое и одно погружение продолжительностью один час, когда температура воды в море -1,6°Cбез выходных в течение почти трех недель! Здесь пригодился весь наш опыт правильного подбора снаряжения для подобных погружений и правильного восстановления после них. Также очень помогло желание внести свой посильный вклад в прекрасные природные съемки того, что, в дальнейшем увидят миллионы зрителей во всем мире. В наше время милицейских боевиков и телескандалов очень не хватает фильмов о природе, которые несут в себе добрые, вечные и положительные эмоции. Очень жаль, что в России до сих пор не нашлось продюсеров и телеканалов, которым были бы интересны подобные проекты.

Наталья Червякова: Впечатления – самые положительные! Съемочная группа Замерзшей планеты, приехавшая к нам, – замечательные и очень приятные люди, большие профессионалы, не боящиеся работы и ценящие труд других. Не сказать, что работать было легко, но я получила большое удовольствие от процесса. Рада, что удалось потрудиться в такой команде, а приобретенный опыт уникален. Понравился их подход к делу: делается все возможное для достижения задуманного, но безопасность – на первом месте; многие часы проводятся под водой, но нет впустую потраченного времени; очень много снаряжения (груза привезли более 700 кг), но все продумано до мелочей. Кстати, пару лет назад на Полярный Круг приезжал член этой команды – Чадден Хантер, чтобы оценить съемочные условия и то, насколько Белое море впишется в идею фильма. С директором картины Элизабет мы долго переписывались перед их приездом, им предстояло выбрать время пребывания и определить сюжеты для съемок. Опираясь на наш опыт, они выбрали конец марта – апрель, и в этом году самые красивые торосы были как раз под конец подледного сезона.

ПГ: Вам приходилось работать с российскими подводными видеооператорами. Различаются ли подходы к съемочному процессу российских видеооператоров и операторов из Би-Би-Си.

ПР: Тяжело назвать кардинальные различия между стилем работы российских видеооператоров и операторов из Би-Би-Си, не являясь профессионалом в этой области, но моменты, которые бросились в глаза, конечно же, были. Во-первых, очень тщательное планирование погружений, сюжета съемки и строгое следование намеченному плану. Часто, когда под водой появлялся незапланированный объект, на который можно было бы обратить внимание, поскольку в следующий раз увидеть подобное вряд ли удастся, Дуглас лишь мельком отвлекался на него и продолжал монотонный, намеченный ранее процесс съемки. Обычно при работе с нашими операторами этого не происходит: они очень быстро переключаются на то, что интересно в настоящий момент, понимая, что потом этого объекта уже не будет. Думаю, что за то время, которое было потрачено на съемку, наши видеооператоры успели бы снять гораздо больше сюжетов.

Операторы Би-Би-Си снимают десятки одинаковых дублей, играя различными вариантами подводного света и движениями человека в кадре. Мы удивлялись, кто в дальнейшем сможет просмотреть такое количество казалось бы одинаковых, многочасовых дублей и выбрать наилучшие кадры. Но, видимо, как показывает практика, именно такой подход позволяет операторам Би-Би-Си выбирать самые лучшие и яркие кадры и приковывать к телеэкранам миллионы зрителей, заставляя их восхищаться красками и сюжетом подводных съемок. Хочется отметить, что операторами Би-Би-Си применялись различные технические приспособления для съемки. Практически все съемки велись со штатива, который мы устанавливали прямо в ледяной потолок или торосы. Наши же подводные операторы в основном снимают с руки. Свет подавался под лед с поверхности по кабелю, идущему к постоянно работающему генератору. Работа со светом в подводных съемках Би-Би-Си заслуживает отдельного внимания. Я не хотел бы сейчас раскрывать все технические тонкости съемок, но даже непрофессионалу было видно, что различия в аппаратуре и в подходе к съемочному процессу значительны.

НЧ: Прежде всего разницу надо искать не между нашим и ихним, а между профессионалами и любителями. На цифровых телеканалах появилось много фильмов с подводными съемками, но практически все они сняты на любительские камеры с использованием любительского освещения и с любительским же подходом к созданию фильма. Думаю, что любой зритель отличит такие фильмы от сделанных командами Нэшнл Джеографик, Би-Би-Си, Дискавери. Различия принципиальны: в идеях, сюжетах, бюджетах и подходах. Но главное то, что остается за кадром, – работа команды. Я многократно принимала участие в различных видеопроектах, но, несмотря на талант операторов и привлекательность идей, эти фильмы далеки от мировой известности. Надеюсь, что в России появится когда-нибудь телекомпания, у которой хватит сил и средств создать команду профи для красивых познавательных фильмов.

ПГ: В чем заключалась работа гидов дайв-центра Полярный Круг?

ПР: Одним из основных моментов нашей работы было обеспечение безопасности во время погружений и сопровождение съемочной группы к наиболее интересным дайв-сайтам. Вторым моментом стало оказание различной технической помощи во время съемок (на льду и под водой). В принципе, изначально съемочная мини-группа является автономной, но во время съемок случались незапланированные события, которые требовали помощи с нашей стороны. Например, сухой костюм помощника оператора Хью неоднократно заливало водой, и продолжать дальнейшую съемку было просто невозможно, но он мужественно, не подавая виду, продолжал помогать устанавливать оборудование и освещение, находясь подо льдом. Потом его дрожь становилась неконтролируемой, и становилось понятно, что человек начинает замерзать под водой и скрыть этого уже не в силах. Неоднократно нам приходилось нырять вместе с главным оператором и выполнять все функции его помощника, вышедшего из строя.

О безопасности хотелось бы сказать отдельно, так как большинство погружений проводилось по техническому принципу полной автономии. Ввиду постоянных перемещений под водой, наличия электрических кабелей, поплавков, растяжек крепления аппаратуры мы были вынуждены погружаться без страховочных концов, которые, путаясь во всем этом снаряжении, не дали бы нам возможности сконцентрироваться на работе. Выходом из этого положения стала протяжка страховочных перил. Они не попадали в кадр, но служили отличным ориентиром, а также возможной точкой опоры во время подледных морских приливно-отливных течений, в некоторых местах весьма значительных. Очень помогало нам во время погружений знание подводного рельефа. В ряде мест пропиливались дополнительные страховочные майны для возможного аварийного выхода. Мы старались все сделать так, чтобы максимально снизить психологическое напряжение съемочной группы во время подобных погружений и сконцентрироваться на процессе съемки.

ПГ: Наташа, работать на камеру тебе не привыкать. И все же, что значит быть дайвером в фильме Би-Би-Си?

НЧ: По режиссерской задумке, человеку в фильме отведена эпизодическая роль. Дайвер нужен, чтобы создать эффект присутствия и показать иногда масштаб: например, размер торосов. Ради этих нескольких секунд было сделано страшное количество дублей, и ушел не один километр пленки. Но удивило не это. Мне кажется, что из всех подводников в кадре я была самым нелепым и малореальным. Во-первых, мое снаряжение: яркий синий шлем, сине-розовые рукавицы и ласты с загнутыми наверх краями. Возможно, черный дайвер Павел был бы более модельным, но почему-то выбор пал на меня. Неожиданным оказалось и то, что Дуглас и Элизабет – сами опытные подледные дайверы – просили делать совсем странные действия. Например, с регулятором во рту пройти несколько шагов до майны и широким шагом войти в воду. Да так же никто зимой не делает! Их аргументы были просты: фильм – не учебное пособие по дайвингу, он рассчитан на обычных зрителей, к тому же эпизод должен быть красивым, динамичным и коротким. Но когда Дуглас решил меня подбодрить во время съемок очередного энергозатратного дубля, сказав, что меня увидят десятки миллионов зрителей, на ум пришло только одно: Ну вот, смеялась над нелепостями дайверов в художественных фильмах, а теперь сама стала такой же нелепостью! Хотя, полагаю, смонтируется все красиво.

ПГ: Удалось ли показать что-то необычное и интересное подо льдом?

НЧ: Думаю, что да, и прежде всего – сам лед. В конце марта – начале апреля на подводной поверхности льда разрастаются одноклеточные диатомовые водоросли. Их миллиметрового слоя хватает, чтобы придать льду медовый оттенок. Талая пресная вода со скал скапливается в трещинах между торосами, добавляя зеленой морской воде яркие желтые краски. В солнечный день подводные глыбы льда раскрашены этими весенними цветами, и мы видим не белые или голубые торосы, как в высокой Арктике или Антарктике, а зеленые с желтыми и рыжими переливами. В это же время начинают размножаться многие виды беспозвоночных животных: облака мизид (планктонные ракообразные типа криля) висят у солнечных трещин между торосами, бокоплавы сидят в дырявом льду, креветки с икрой или мальками – на кораллах… К сожалению, не все интересные моменты, которые мы находили и показывали, попали на пленку. Как уже сказал мой коллега, от намеченного плана оператор отходил крайне редко. Однако нам удалось обратить внимание ребят на многое, чего они не ожидали увидеть и не планировали. Возникли новые идеи и сюжеты – возможно, для очередного фильма Би-Би-Си.

ПГ: Как вам удавалось не замерзать в ледяной воде?

ПР: За много лет погружений в экстремально холодных водах нами накоплен значительный опыт в правильном использовании различного снаряжения, умении утепляться и восстанавливаться после серии погружений. При подобных погружениях мы всегда используем только неопреновые костюмы, дополнительные неопреновые манжеты, двойные шлемы, толстые трехпалые неопреновые рукавицы. Под костюм надеваем современные поддевки, специальное термобелье, носки-бахилы, иногда используем жилеты с электроподогревом и поддув аргоном. Немаловажным является опыт владения сухим костюмом и идеальной плавучестью в нем. Чтобы в костюме было тепло, там должен быть воздух в достаточном для этого количестве!

Далее. Правильное северное питание, которое часто отличается от южного. Травяные и ягодные сборы в достаточном количестве. Русская баня – без сильного перегрева!!! Соблюдение режима сна.

НЧ: Пять часов под водой ежедневно в течение почти трех недель – это очень холодно! Не замерзать при такой экспозиции в ледяной воде не удается. Мерзли все: и Дуглас с Хью, и мы с Пашей, и наши страхующие. Но помимо теплых поддевок и электрических жилеток есть увлекательный процесс, понятная цель и видимый результат – это здорово подогревает хотя бы ваше сознание.

Поделиться