Бессменный фоторедактор «Предельной Глубины» и ветеран подводного фотоделат Владимир Алексеевич Гудзев провёл в кубинской загранкомандировке счастливые годы — и рад всякой возможности снова оказаться в стране своей первой молодости, чтоб личным примером показать новому поколению дайверов и фотографов как и что можно и нужно снимать.
Ухожу в карибскую глубину, чуть впереди гид Хосе с алюминиевым ящиком. Серые рифовые акулы наготове: жду доппитания. Пахнет рыбой. Ящик открывается, и нему первыми бросаются вовсе не акулы.
Это отработанная процедура. В заповеднике Jardines de la Reina, известном как Сады Королевы, акулам ничто не угрожает. И их разрешено приманивать для туристических целей. Фотографы заняли места в амфитеатре. Сейчас начнётся акулье шоу. Но не тут-то было!
Неуклюжий на вид пятнистый групер-голиаф резво изловчился, вырвал стремительным броском шмат требухи — и был таков, только его и видели. Нет, не о таком подводном театре был специальный брифинг, даже не брифинг, а целый мастер-класс!
Тут необходимо отмотать назад. Фотографу, который нацелился снимать акул, надо учесть кучу факторов. Где залечь относительно приманки и относительно солнца. Как выставить свой свет — и импульсный, и постоянный. Куда поместить модель и ассистента. Как не поднять муть, чтоб свои же не прокляли. Как не прошляпить удачный ракурс. И как после годного кадра унести ласты.
Хосе со знанием дела поставил ящик на возвышении, чтоб фотографам снимать снизу вверх, на фоне голубой поверхности. Декорации подходящие: скальные формации изрезаны, кругом заросли твёрдых и мягких кораллов, вьются стайками рыбы, из расщелин высовываются мурены. Для поддержания ажиотажа Хосе то и дело постукивает металлом по металлу, эти звуки притягивают всё новых обитателей. Крупные хищники плывут медленно, околдовывая неискушённого наблюдателя грацией. Разогрев длится минут двадцать. Глубина небольшая, метров двадцать, по дну 25, воздуха ещё полно. Акулы спокойно прорезают косяки рыб, не пытаясь их проглотить: они — артисты на сцене, их роль в сегодняшнем спектакле кормления другая, на мелочи никто не отвлекается.
Фотографы делают пристрелочные кадры, взрывая мягкую синь вспышками и пропарывая её фонарями, подбирают экспозицию. Акулы ходят среди коралловых кустов своими орбитами, постепенно смыкая вокруг ящика кольцо. Можно поймать в кадр и акулу, и рыб, и солнце, и поверхность воды. Можно, но отнюдь не просто. А ведь за этим и приехали сюда — и с моделями, и без.
Так, конец первого отделения. Пора открывать занавес — то есть крышку. Ихтиофауна это чует, кутерьма усиливается, акулы нервничают. Но исход предрешён, номер этот на эстраде не первый год, исключений не бывает. Откуда ни возьмись вплывший в кадр групер забирает первый приз прямо из-под акульего носа. Конечно, это никто не успевает снять. Остаётся щёлкать акул, которые довольно быстро опустошают кормушку. Акул полно, и годных фотографий набирается немало. Особенно везёт предусмотрительным обладателям хорошего «рыбьего глаза» — можно подобраться к самому акульему носу буквально вплотную. И если корректно подсветить, выйдет отличный ракурсный план. Груперы тоже не отстают, демонстрируют целый гардероб расцветок: тёмно-красные, белёсые, в крапинку. Попадаются и альбиносы.
Рыба съедена, но шоу ещё какое-то время продолжается по инерции. Но вот уже идёт на спад и скорость акул, и активность груперов. Десять минут — и хищники теряют интерес. Пора домой. Как раз 50 минут, ровно по брифингу. Бот стоит на рейдовом буе, удобно подниматься по фалу. Хосе напоминает: надо отвисеться положенные минуты — и тут становится видно, что часть артистической труппы последовала за зрителями. Кто-то успевает снова развернуть камеру и сделать пару кадров. Ныряльщик с мощным фонарём выигрышно смотрится в толще воды с акулами. Особенно драматично выходит, когда акулы как бы отрезают человеку путь наверх. Но это секунда, статика, а в жизни акулы всегда в движении, не то утонут. Между тем не надо забывать и про коллег: нужно озираться, чтоб не испортить им кадры.
Примерно так происходит погружение с серыми рифовыми карибскими акулами. Это образцовый сценарий. Хоть завтра выноси на брифинг. Но сколько за этим труда дайв-гидов! Хосе сияет: всё штатно, по плану. Хороший день, хороший дайв.
Встреча же с шёлковыми акулами обставлена совершенно по-иному. Они обычно плавают вблизи поверхности, и ящик вывешивается на десятиметровой глубине. Дайв начинается с осмотра донных ландшафтов и проходит вдоль рифа по замкнутому маршруту. Как только баллон ополовинен, группа подтягивается на десятиметровый горизонт, кормушка открывается — и пошло-поехало. Шёлковые налетают ниоткуда! Снимать приходится в режиме зависания, непрерывно вращая головой. Вот где важен навык идеальной плавучести со стабилизацией по глубине. Держать глубину — важнее, чем всё остальное. Напоминает бой лётчика-истребителя с целой эскадрильей: в доцифровую эпоху на учебных машинах ставили фотопулемёты — скорострельные камеры, которые имитировали стрельбу. Попало в кадр крыло — ранен, попала кабина — убит. Очень украшают кадр пузыри: их обильно пускают те, кто висит чуть ниже. А сверху над сценой нависает днище бота. Случается и прямой контакт: вода тёплая, перчаток нет, и теперь понятно, почему эти акулы шёлковые. Они даже не как шёлк, а как бархат. Всё, кормушка пуста, акулы уходят на круг почёта и не возвращаются.
Когда группа поднялась на борт, а акулы ещё не разошлись, то в воду высыпают мелкой рыбёшки— и промеж акул начинается драка. Они на полкорпуса выскакивают над поверхностью, вода буквально вскипает, и руками лучше в это месиво не лезть. Полезно иметь pole cam — камеру на шесте. Можно получить впечатляющие кадры. Наблюдал, как кубинцы вывесили на верёвке метровую тушку барракуды, и вылетевшая из воды всего-то двухметровая акула начисто срезала минимум половину приманки. Жутко смотреть в разинутую акулью пасть!
Между чисто акульими дайвами гиды показывают красивые уголки заповедника. Дайверов встречают и провожают груперы: в пределах
своих владений они ведут себя спокойно и дружелюбно, охотно позируют. А стаи луцианов дают свободно маневрировать в самой гуще, не бросаясь врассыпную. Тарпоны же весьма мобильны, тут нужна готовность к импровизации. Попадаются вальяжные акулы няньки и крупные барракуды, чей оскал предостерегает от чрезмерного сближения. По пути гроты и даже туннели. В норах сидят осторожные лангусты. Скаты играют в прятки на песчаном дне, но их отлично видно. Скат, которого засекли, обиженно снимается с места, подняв изрядную муть.
Дайв-сайты в Садах Королевы помечены буйками, содержание дайвов точно отвечает брифингу. Но импровизации очень даже возможны. Например, если попадаются крылатки, то кубинские гиды стремятся их уничтожить и скормить акулам. Считается, что от инвазивных крылаток сплошной вред.
А вот морской крокодил совершенно безвреден. И это второй главнейший аттракцион Садов Королевы. Островки архипелага изрезаны мангровыми каналами, где деревья стоят корнями в воде, которая на мелководье прогревается под сорок градусов — какой уж тут гидрокостюм! Но и в одних плавках выходить на трёхметровую зубастую рептилию тоже не очень-то хочется. Зато и ходить далеко не надо: вот он, красавец, живёт прямо под окнами плавбазы. Отель Tortuga поставлен на якорь как раз в тихой мангровой бухте. Несмотря на все меры гигиены, в воду всё равно попадают пищевые отходы — и крокодила уже не отвадить. Выходит он когда сам пожелает — исключительно в хорошую погоду и при отличной видимости. Но чтоб уж точно увидеть крокодила, надо выехать на лодках поглубже в мангры — и закинуть на верёвке куриную ногу. Везение сопутствует не всегда. Нам повезло дважды. Первый раз встретили, как и хотели, одного не слишком крупного крокодила. А второй раз он привёл приятеля. Крокодилы вели себя спокойно, хотя как отвлечься от зубастой пасти и недружелюбного взгляда! Чуть осмелев, фотографы подбирались к крокодилам на полметра и даже ближе — и делали отважные кадры. Возможно, стоит на свидание к крокодилам выдвигаться группами покомпактнее. Проблема при съёмке крокодила — это поднимаемая со дна муть, потому что глубина всего около метра. В манграх имеется лёгкое течение, и его направление надо учитывать, чтобы муть относило в сторону. В ясный, солнечный день на такой глубине при прозрачной воде можно фотографировать и без вспышки. Лучше поставить ISO от 400 до 1600. А диафрагму между f/11 и f/16. Помимо крокодилов, в манграх есть
ещё много чего. Подрастает молодь барракуды. Актинии способны отрываться от дна и переплывать на другое место. Можно пробовать кадры снизу вверх на просвет, ловя лучи солнца и выбирая силуэты растений и рыб.
В программе есть обязательная пляжная высадка — посмотреть варанов и водяных крыс, которые не стесняясь принимают у людей из рук фрукты.
Ну и про организацию погружений. Ночные дайвы — запрещены. Распорядок дня — вполне комфортный. Подъём в полседьмого, в семь брифинг, в 7:45 выход на первое погружение, в 9:30 завтрак, в одиннадцать второе погружение, в час дня обед, в три часа — третий дайв.
Как же добираться до этих заповедных мест? Если коротко, то прямым московским рейсом до Гаваны, полдня акклиматизироваться, переночевать — и на рассвете в ночь двинуть автобусом на юго восток. Важное наблюдение: английский не сильно помогает, зато полно русскоговорящих кубинцев. По дороге нет остановок, максимум одна, и народная жизнь на периферии видна очень условно. Из порта Хукаро — морская часть пути. Если на спидботе, то часа три, а если на яхте, то и все семь. И вот уже красавица-плавбаза, наш дом на ближайшую неделю.
И с этого места — самая ценная часть отчёта: личные впечатления участников.
Елена Азарова: Сады встретили холодной, по кубинским меркам, погодой — всего плюс 26, но вода была, можно сказать, горячая! Под водой — впечатляющее разнообразие почти девственных кораллов. А как интересно фотографировать акул! Уже приходилось делать акульи фотосессии, но нигде акулы не были такие почти ручные.
Проблема, пожалуй, одна: фотографов было многовато! Смешались в кучу кони, люди — то есть акулы и дайверы. Да, ещё ведь груперы. Жутко общительные: едва завидев дайвера, мчались обниматься и буквально целоваться! В кадр это не попало.
Прекрасен был гид Хосе, он старался сделать каждое погружение незабываемым. Наблюдение: возвращаться после дайва на базу на скоростной лодке холодновато. Надо бы в другой раз припасти махровые балахоны, как это практикуется на Красном море зимой.
Нельзя не сказать про питание: разнообразное и обильное меню — это явное преуменьшение. Если сказать, что кормили нас, как на убой — будет грубовато, но по сути верно. Много фруктов. И много лангустов — ежедневно на обед и на ужин. Кажется, наелась на всю жизнь!
Моя техника в этой поездке: Olympus E-M1 Mark II со вспышкой Inon Z-240.
Андрей Бузовский: Ехал именно ради съёмки акул, крокодилов и груперов, это было главное. У меня Sony NEX-7 в боксе Nauticam в комплекте со вспышками Sea&Sea и с мощным фонарём, который специально приобрёл перед поездкой. Посмотрев мастер-класс Владимира Гудзева, получил некоторое представление, как фотографировать акул, какие настройки ставить. Но действительность превзошла все ожидания! Рыбы подходили в упор, а условия были почти как в фотостудии. Только ищи ракурс, лови момент. А потом ещё и крокодилы! Море впечатлений. Что-то удалось, что-то снял бы по-другому. Были и технические проблемы: протекла одна из вспышек, снимал с одной и дополнял мощным фонарём 5000 люмен. И в финале — тур по Гаване: тут меня совершенно покорил старинный автопром.
Александр Лозовицкий: Взял два комплекта: простейший набор SeaLife и серьёзную камеру Sony A7R в боксе Woss, которую хотел опробовать в деле. Первый комплект затёк, пришлось перейти на «семёрку», для которой я приспособил видеосвет от первого комплекта. Решил окончательно перейти на неё и оснастить её мощной вспышкой, а видеосвет взять помощнее.
Было множество акул — серых и шёлковых, ручные груперы, нетронутые пейзажи, стаи рыб. От акул фантастические ощущения! Да и груперы не обделяли своим вниманием — просто ручные. Удалось понять и освоить новые приёмы съёмки. Это дорогого стоит.
Очень интересно побродить с опытным гидом по Гаване. Автомобили здесь очень эффектные — все до 1959 года. Просто музей под открытым небом в действии. А можно и покататься! Состояние хорошее: кубинцы хорошие механики.
Роман Цыба: Не каждый день предлагают посетить Сады Королевы — с акулами и с настоящим морским крокодилом. Так близко и много акул мне видеть не приходилось. На некоторых дайвах их были десятки! Ощущения непередаваемые. Хоть эти акулы и не людоеды, близкое соседство слегка щекотало нервы. Акулы дайверов совершенно не боялись, оставалось занять позицию, выбрать экспопару и выстроить композицию. И фотографии с акулами удались.
С крокодилом сложнее. Не всегда гидам удавалось его найти. Но фотосессия состоялась, и не один раз. Понравились груперы. Хоть это и не диковинка, но здесь они ручные и очень колоритные. Совсем не боялись ни людей, ни акул, позволяли делать портреты во всех ракурсах и почти в упор.
Снимал на Canon 5D MkII в боксе Ikelite, вспышки DS-160, объектив 17–40 мм.
Сергей Васильев: Как и все, ехал ради акул, груперов и крокодилов. Вообще-то акул я побаиваюсь. Но такого количества акул, неагрессивных, подплывающих на полметра, ещё не видел.
У меня Sony а6000 в боксе Nauticam и две вспышки Inon Z-240. Условия для съёмки идеальные. Главное — выбрать правильную позицию и ракурс.
В манграх ждали, что выплывет обещанный прикормленный крокодил, но он не выходил. Решили его искать вплавь в манграх. Завернул за поворот протоки и вижу — немигающим взглядом на меня смотрит коричневатый красавчик. С ужасной пастью, утыканной большими зубами. Сделав несколько кадров, позвал остальных фотографов. На следующий день поплыли в те же мангры. Крокодилов было уже два. Ожидания по фотосъёмке отработал на 100%.
Питание на плавбазе выше всяких похвал. Кок ни разу не повторился. А лангустов давали дважды в день. Полтора дня в Гаване — одни старые машины чего стоят!
Удачная поездка, спасибо редакции «Предельной Глубины».
Дмитрий Кох: Под водой было невероятно — прямо с первого погружения. Годы консервации превратили рифы в действительно нетронутые сады, где популяции акул ничто не угрожает, а рыбы не боятся фотографов.
Ехал снимать акул — карибских серых и шёлковых, а также американских крокодилов. С серыми рифовыми я раньше нырял, а шёлковые произвели неизгладимое впечатление: их гладкую шкурку так и хочется погладить. Кто-то даже пытался — под стук шейкера нашего гида Хосе.
У моей Sony A7R2 сгорел контроллер вспышек, пришлось осваивать съёмку в свете двух видеофонарей по 3800 люмен. В приоритете диафрагмы выставлял высокое ISO 800–1600 для несмазанного кадра. Снимки почти не шумят. Но нужно было придвигаться максимально близко к объекту, и основным объективом стал фишай, хотя обычно использую 16–35 мм.
Хотя и говорят, что крокодилы почти ручные и питаются только куриными ножками, но один из них, самый большой, чётко дал понять, что я нарушил его личное пространство, уперевшись портом объектива почти ему в нос. Резко раскрыта пасть, недобрый взгляд — и сразу же понимаешь, что с дикой природой нужно всегда взаимодействовать уважительно.
Когда аккумуляторы фонарей садились, брал камеру Sony RX100, любезно предоставленную Владимиром Гудзевым. Снимал со вспышками — и камера без широкоугольной насадки показала хороший результат в портретной съёмке синих хирургов и ската-хвостокола. Главное было разводить пошире и наклонять в стороны вспышки, чтобы уменьшить количество отсветов от оставшейся после шторма взвеси в воде.
Сергей Шевчук: Акулы — завораживающие зрелище, так близко ещё не плавал с ними. Фотографировать можно до бесконечности, шлифуя момент и композицию. Это новый опыт. Из-за взвеси в воде пришлось помучиться с расположением вспышек, хотя прозрачность воды была достаточная. Сложным моментом было поймать в кадр и акулу, и фотомодель, и на передний план красивый коралл.
Снимал на Nikon D700 в боксе SeaLux со вспышками Inon. Организация погружений на высоте. В один дайв даже сказали, что никуда не поплывём, а будем только смотреть как кормят акул. Интересно было и с крокодилом в манграх. Завершили путешествие в Гаване пешеходной экскурсией: был в 2001 году. Куба постепенно меняется!