Драма 2022 года ‘Sous emprise’ (в российской киноиндустрии картина проходит под названием «Глубокое влияние», хотя по смыслу более корректным было бы перевести его скорее как «Роковое влияние», для англоязычной версии вообще не стали заморачиваться с названием и обозначили фильм просто как ’No Limit’) рассказывает историю о девушке Роксане, которой внезапно наскучила жизнь и учёба в самом романтичном городе мира и она, оставив Париж, едет на морское побережье к именитому инструктору на курс по фридайвингу. Естественно, у главной героини обнаруживается исключительный талант к нырянию в глубину, и также естественно между ней и инструктором завязываются любовные отношения (кстати, с детьми фильм смотреть не стоит, маркирован он как 18+, а любовные сцены, без которых, кстати, вполне можно было обойтись, показаны весьма откровенно). Все ныряют, любят друг друга, устанавливают рекорды и живут самой что ни на есть фридайверской жизнью. И быть бы этой картине очередной сопливой мелодрамой, густо приправленной всё ещё экзотическими для кино подводными кадрами на тему спортивного фридайвинга, если бы за основу не была взята трагическая история многократной рекордсменки мира по фридайвингу Одри Местре, которая (осторожно, спойлер!) погибла в результате одного из своих рекордных погружений и в гибели которой многие (в том числе члены команды, готовящей рекордное погружение) считают мужа спортсменки, по совместительству её тренера и главного организатора погружений, многократного рекордсмена мира по фридайвингу Франсиско Ферераса во фридайверском сообществе также известном под прозвищем Пипин.
И Одри и Франсиско устанавливали рекорды в самой опасной дисциплине фридайвинга No limit, суть которой в том, чтобы погрузиться на заявленную глубину на своеобразном подводном лифте (слэде) и вернуться на поверхность с помощью воздушного шара (лифт-бэга), который на максимальной глубине наполняется сжатым газом из специального баллончика. У Одри, погрузившейся на рекордную на тот момент и для мужчин и для женщин глубину 171 метр, баллончик оказался пуст. Страховал девушку на глубине знаменитый технодайвер Паскаль Бернабе, он же поднимал её на руках до тех пор, пока это было безопасно для него самого (безопасный подъём технического дайвера с такой глубины занимает несколько часов и требует декомпрессионных остановок), дайвер наполнил шар из своих запасов, однако скорость подъёма была слишком мала. Одри оказалась на поверхности спустя восемь с половиной минут, при том, что в норме её погружение должно было занять около трёх. Спасти девушку не удалось. С тех пор не утихают разговоры о том, что Ферерас отнёсся к обеспечению безопасности Одри без должного внимания, а некоторые так и вовсе утверждают, что сделал он это умышленно. Сам же Франсиско вину свою не признал, а в честь погибшей жены совершил вскоре погружение на так и непреодолённую ею глубину.
Фильм ‘Sous emprise’, конечно, же не является документальным или биографическим: имена, даты, рекордные глубины — всё изменено. Однако в финальных титрах есть посвящение Одри Местре, так что Франсиско Ферерас уже подал на Нетфликс в суд, намереваясь защитить своё имя и получить внушительную денежную компенсацию. Говорят, что шансов выиграть у него маловато.
Кстати, Давид Розенталь не первый режиссёр, обратившийся к этой трагической истории. Ещё в 2010 году, впечатлившись сюжетом книги самого Франсиско Ферераса, рассказавшего на её страницах свою версию произошедшего, Джеймс Кэмерон купил права на экранизацию, а в 2015 году было объявлено о начале съёмок с Дженифер Лоуренс в главной роли. Однако с тех пор о фильме новостей не было. Видимо, версия Нетфликс так и останется единственной, к явному неудовольствию «главного злодея». А было бы интересно взглянуть на историю и с другой стороны тоже.
Официальный трейлер фильма ‘Sous emprise’
Сам фильм можно легко найти на просторах интернета даже в русскоязычной озвучке. Кстати, вышел он даже при некоторой невнятности первой половины истории вполне динамичным и смотрибельным. Консультантом по фридайверской части выступил опытный спортсмен Стефан Мифсуд, так что каких-то ужасающих ляпов и неточностей создателям фильма удалось избежать. Разве что стремительный прогресс новичков и расслабленные тренировки вызывают снисходительную улыбку, но в кинематографе свои законы и на такую малость легко можно закрыть глаза, непременно открывая их во время красивых подводных сцен.