Стать ретро-дайвером, перестать волноваться и начать жить: Валерий Мухин художественно осмысливает исторические подводные мотивы.

Неутомимый изобретатель и экспериментатор, энтузиаст русского ребризера и в целом ветеран подводного дела Валерий Мухин открывает новую грань своих талантов и увлечений: художественное осмысление исторических подводных мотивов.

Есть такое направление подводной деятельности — ретро-дайвинг и художественные образы. Деятельность есть, а её описание отсутствует. Хочется объяснить подробнее.

Отношу к ретро-дайвингу всё, что так или иначе связано с погружением под воду в индивидуальном снаряжении ранее 2000 года, то есть весь двадцатый век и ещё даже раньше. Получается, что сам я занимался ретро-дайвингом, когда он ещё не был ретро-дайвингом: начал нырять на задержке дыхания в 1978 году, а с аквалангами погружаюсь с 1987 года.

К началу века я был уже вполне современным рекреационным дайвером, в 2001 прошёл курс техно, в 2003 — освоил ребризер. Но импортные ребризеры — это дорого. Вот и решил пользоваться советскими аппаратами. И сразу купил ИДА‑59М с очень интересной документацией. Этот аппарат изначально предназначен для выхода из аварийных подводных лодок на глубинах до 250 метров — но на практике об этом пришлось сразу забыть, потому что подводная лодка в комплект не входила, а без неё никак. Потом приобрёл ИДА‑71У (буква У — это «универсальный»), который использовался в том числе и боевыми пловцами.

ИДА‑71У внезапно открыл мне путь в кино. В 2006 году мне поручили собрать команду каскадеров для сериала «Танкер “Танго”». Помимо пловцов с обычными аквалангами, в фильме снялась группа с «загримированными» ИДА‑64А и ИДА‑72У. Нас в группе было четверо, включая одну девушку.

С тех пор стараюсь исполнять роль продюсера и постановщика подводных трюков. И приглашаю отдельного фотографа и/или оператора, чтоб профессионально запечатлеть историческое снаряжение в деле.

Ретро-дайвинг — хоть и не слишком массовое, но всё же не изолированное от других хобби занятие. Художественно ретро-дайвингу более-менее родственны реконструкторы, ролевики и косплееры. Реконы могут неделями вести жизнь по правилам своей исторической эпохи: с доспехами, оружием и утварью. Ролевики — почти как реконы, но воспроизводят не историю и не свои о ней представления, а целиком вымышленные фантазийные миры: эпопею Толкиена, Звёздные войны, много что ещё. Ну а косплей — это воспроизведение образов и характеров популярных персонажей из компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги, без сюжета, но с костюмами и макияжем, а иногда и в движении, с пластикой тела.

Киноиндустрия по-своему прагматично оценила все эти странные и трудоёмкие хобби. Зачем набирать и экипировать массовку, когда есть сотни готовых к сотрудничеству людей с уже готовым снаряжением! Более того, мастера, делающие костюмы для реконструкторов-любителей, стали получать заказы от кинопроизводства.

Кино — неиссякаемый источник ретро-вдохновения. Кто смотрит фильмы Кусто и отмечает особенности его снаряжения — тот, можно считать, уже занимается ретро-дайвингом! Но одно дело — смотреть, а совсем другое — в прямом смысле влезть в шкуру. Техасский ретро-активист Райан Спенс лично ныряет в оригинальном оборудовании команды Кусто. Вдохновляют фанатов и художественные фильмы. Например, энтузиасты собирают комплекты оборудования из телесериала Sea Hunt — чёрно-белого начала шестидесятых и цветного конца восьмидесятых.

Наконец, есть вентилируемое снаряжение с жёстким шлемом, которое почти не изменилось с конца позапрошлого века: медная голова, классический образ водолаза. Вентилируемое — это когда воздух нагнетается насосом с поверхности. Обращение со шлангами, кабелями и страховочными концами — отдельный водолазный навык.

С использованием таких водолазных скафандров провели вместе с Максимом Сергеевым серию ретро-мероприятий в бассейне. Воспроизвели, например, живьём известную фотографию, где хрупкая девушка целует медноголового водолаза в шлем. При этом заново выработали подход к безопасности. Никакой помпы на бортике: газ от стейджа. На водолазную рубаху установили молнию. А груза сделали быстросбрасываемыми. Чтоб если нарушена подача воздуха в шлем, то можно очень быстро извлечь человека из скафандра и дать ему воздух второй ступенью, как это принято у дайверов.

Между тем косплееры ходят, что называется, по тонкому льду. В прошлом веке мокрые гидрокостюмы делали из гладкого неопрена, который даёт красивые блики, когда мокрый — что во многом и сформировало фетиш-моду вместе с космическими скафандрами и костюмами супергероев. И это такой отдельный фотожанр: девушки в мокрых костюмах на берегу, скуба-фетиш. Есть фотографы, которые ничего другого не снимают. И это отнюдь не подводные фотографы. И девушки те ни в какую воду не ныряют.

Раз старинные мокрые гидрокостюмы напоминают внешне костюмы из латекса, то и костюмы из латекса могут сыграть в кино роль гидрокостюма. В комедии Man’s Favorite Sport 1964 года есть эпизод с двумя девушками-снорклершами. Отчётливо видно, что вместо гидрокостюмов на них латекс. Для фильма это логично: неопрен — хороший изолятор, и если долго носить даже самый тонкий неопреновый гидрокостюм вне воды, то неизбежен перегрев. Под водой латекс тоже имеет теплозащитные свойства: в тёплой воде мёрзнет не так быстро, как в одном купальнике. Да и визуальную реплику ретро-гидрокостюма куда дешевле сегодня изготовить из латекса, чем из неопрена.

Сделали с латексными костюмами, например, фотосессию Over The Edge: там всё было в голубом и белом цвете, ласты и регулятор тоже были покрашены, специально куплена белая маска, надет белый парик, белые перчатки и белая стропа для спинки. Баллон белый не сделали, но его и не было в кадре.

Но это всё художественный вымысел. А какое реальное снаряжение сейчас доступно для занятий ретро-дайвингом? Пусть оно и не на виду, но его много, и оно довольно разнообразное.

Отечественная промышленность выпускала сухие костюмы — гидрокомбинезоны, как их тогда называли — большими тиражами, и они до сих пор в ходу для ретро-погружений. Если поискать, можно найти даже ненырянные, с ­какой-нибудь консервации или из НЗ.

Во-первых, СГП — спасательный гидрокостюм подводника: отдельные стёкла очков смотрят в разные стороны, что придаёт ныряльщику максимально древний вид. Хотя сам костюм делают и поныне — уже не из резины, а из полимерных материалов. И вообще под этим названием объединены несколько родственных изделий.

Во-вторых, УГП — это целая линейка довольно отличающихся костюмов для военных и гражданских водолазов. Конструкция рассчитана на погружения в очень грязную воду — куда дайвер в современном сухом костюме не рискнет идти из опасений убить манжеты костюма и получить проблемы с кожей.

Делали и костюмы для водолазовлюбителей: самый известный из них — «Садко».

Из дыхательных аппаратов доступны акваланги АВМ‑1м, Украина‑2, Юнга и его брат АСВ‑2, а также АВМ‑5, АВМ‑7, ШАП‑62. Иногда мелькают раритеты типа Украина‑1. Доступны и ребризеры ИДА‑59 и ИДА‑59М, ИДА‑64А, ИДА‑71. Всё это оборудование производилось примерно от начала шестидесятых и до конца восьмидесятых.

Когда в 2011 году в Германии делали биографический фильм Das Mädchen auf dem Meeresgrund про красноморскую экспедицию Ханса Хасса 1950 года, потребовался бутафорский кислородный ребризер. Взяли двухшланговые регуляторы Aqua Lung Mistral — и загримировали под ребризеры. А с гидрокостюмами проблемы не было: Ханс и Лотта погружались в купальных костюмах.

Этот опыт пригодился осенью 2019 года для сериала «Чёрное море», где я и Олевия Кибер должны были исполнять под водой роли и немецких диверсантов, и советских морпехов. Мне показали муляж ребризера и предложили его доработать, чтобы можно было реально дышать под водой. Это была сумка из толстой резины с приделанным противогазом ГП‑4у. И срока на всё неделя. В итоге собрали вот какие акваланги с первой ступенью регулятора от ребризера Poseidon и второй ступенью АВМ‑5 со специальным переходником на противогаз. Нельзя сказать, что дыхание в этом снаряжении доставляло удовольствие, но сцены мы вполне успешно отработали. А роль немецких гидрокомбинезонов исполняли покрашенные краской спелеогидры. Кстати, в реальности германские боевые пловцы ныряли на итальянском оборудовании.

Кроме нашей каскадёрской подготовки, успех съёмки был обусловлен и тем, что использовать противогазы в качестве имитации старинного снаряжения мы начали достаточно давно.

В том же сериале надо было сыграть и советских морпехов. В роли ребризера морпехов выступал аппарат ИПСА без кожуха, повешенный на грудь, с противогазом ГП‑5 в качестве маски. Это был сильно ушатанный жизнью киношный реквизит, и ожидать от него работоспособности не приходилось. Его тоже переделали под открытый цикл. Вместо противогаза поставил похожие маски от настоящего ребризера ИДА‑51М.

Уже на площадке в кадр потребовался ещё один рабочий ребризер для советских морпехов, и я собрал его из корпуса изолирующего противогаза ИП‑46 и регулятора АВМ‑1м прямо на бортике, не снимая с себя игровой костюм. В этом аппарате Олевия успешно сыграла ещё одну роль. В качестве гидрокомбинезона морпехов использовались такие же спелеогидры, чтодля водолазов противника, но другой модели.

В 2022 году мы участвовали ещё в двух проектах, где требовалось историческое снаряжение времен войны — отечественное легководолазное снаряжение с нагрудными ребризерами.

В первом проекте я играл легководолаза, используя костюм химической защиты Л‑1 в качестве гидрокомбинезона и повешенный на грудь ребризер ИПСА. Удалось привести ребризер в почти рабочее состояние и использовать его именно как ребризер.

Ко второму проекту мы подготовили комбинацию снаряжения, в котором в качестве гидрокомбинезона — СГП, покрашенный краской для обуви. В качестве ребризера — изолирующий противогаз КИП‑5. Снаряжение это тоже работало вполне понастоящему. В роли водолаза снимался Максим Сергеев.

Нагрудные ретро-ребризеры вызвали у киношников большой интерес. Поэтому я вынашиваю планы по производству реплики «советского ребризера». Дело в том, что вся серия советских нагрудных аппаратов, начиная от ЭПРОН‑1 1931 года и заканчивая ИДА‑57 1959 года (Э‑1, Э‑2, Э‑3, Э‑4, ИСА, ИСА‑3, ИСА-М‑43, ИСА-М‑48, ИДА‑51, ИДА‑57) имеет схожую конструкцию, и более поздние модели могут более-менее достоверно изображать более ранние. Да и наспинный ИПСА имеет схожую конструкцию, и его реплика может быть собрана из тех же деталей, что и нагрудный аппарат. Реплики этих аппаратов наверняка не раз ещё пригодятся и на съёмках фильмов. Будут они, разумеется, доступны и тем, кто желает приобщиться к ретродайвингу. То есть это реально функционирующие подводные дыхательные аппараты, и безопасные погружения с ними требуют отработки некоторых навыков.

Кроме реплики ребризера, занимаюсь и проектом сборки аппарата типа «советский акваланг». Конечно, могу просто взять и купить АВС‑1м или другой аппарат, но план состоит в том, чтоб создать некий обобщённый образ аппарата, который был бы визуально похож и одновременно не похож на реальные советские акваланги. Хочу оснастить этот акваланг нагрудным компенсатором плавучести из авиационного спасательного жилета АСЖ‑63П, который на самом деле не жилет, а как раз нагрудник. Нагрудные компенсаторы не выпускались отечественной промышленностью, но есть реальные примеры, когда советские подводные пловцы переделывали авиационные жилеты.

Отдельная история на будущее — подводные художественные образы без привязки к ретро-снаряжению и к историческим способам погружений. Но и в таких съёмках ретро-снаряжение тоже находит применение.

Поделиться