Тайна безымянного ледокола. Подводный исследователь калининградец Вадим Малыш рассказывает про балтийский рэк, у которого неподалёку нашёлся мифический близнец.

Изображение Тайна безымянного ледокола
Изображение Тайна безымянного ледокола
Изображение Тайна безымянного ледокола
Изображение Тайна безымянного ледокола
Изображение Тайна безымянного ледокола
Изображение Тайна безымянного ледокола
Изображение Тайна безымянного ледокола
Изображение Тайна безымянного ледокола
Изображение Тайна безымянного ледокола

Ныряя на Балтике в акватории Калининградской области, наша команда любителей подводного железа заинтересовались историей рэка, известного в кругах дайверов как ледокол типа «Кастор».

Он лежит на небольшой глубине недалеко от Балтийска (бывшего Пиллау) напротив современного поселка Мечниково (бывший Нойхойзер) вблизи оживленной судоходной трассы и представляет определенную опасность для судоходства. Этот немецкий корабль времен Великой Отечественной войны сразу привлекает к себе внимание характерной формой корпуса, положением на грунте, целостностью иллюминаторов и недоступностью отсеков. Отсутствие прямой возможности идентифицировать судно, как то: имя или номер, возможно, герб корабля на борту или что-либо еще, – подвигли нас на более подробное и кропотливое изучение объекта.

Перед началом Второй Мировой войны корабли германского Военно-морского флота могли быть идентифицированы по имени, по гербам на борту и по ряду других внешних признаков. Однако, начиная с осени 1939 года, германское военное командование отдает распоряжение об устранении всех внешних признаков принадлежности кораблей к кригсмарине, тем самым усложняя для противника возможность визуальной идентификации кораблей на море и с воздуха.

Многое из того, что привлекало нас как свидетельство событий тех военных лет, исчезло. Еще недавно вспомогательный штурвал был тройным и целым – именно таким, каким он был в годы службы ледокола и в день его гибели. В прошлом году подводные фотографы уже торопились заснять хотя бы части этого штурвала, разрушавшегося под наваливающейся на него палубой.

Установив по внешним признакам, что корабль действительно является судном ледокольного класса, мы обратились к общедоступным архивным документам: ведь в военное время не так много ледоколов действовало на Балтике. Их судьба описана как в российских, так и в зарубежных источниках. По советским послевоенным отчетам обследования акватории Балтики это судно числится как «ледокол типа “Кастор”». В зарубежных источниках действительно значится ледокол «Кастор» в составе вспомогательных кораблей кригсмарине. С этим ледоколом связана достаточно известная версия о пропаже Янтарной комнаты из Кёнигсберга в апреле 1945 года.

За пояснениями мы обратились к Леопольду Ивановичу Журиленко, который будучи в 1952 году мичманом аварийно-спасательной бригады Балтийского флота, принимал участие в подъеме «Кастора». Вот что он рассказал: «Меня направили на подъем ледокола “Кастор”. Это в районе Засница в Германии. Он стоял на ровном киле. И разница против этого ледокола вот какая: в этом ледорезный зуб в носу мощный – для вспарывания льда, а в том в носу был винт. А когда мы уже пришли месяцев через семь в Варнемюнде, то увидели, что после ремонта он стал красивейшим ледоколом. Дали ему имя “Пересвет” и отправили его на Дальний Восток в ледокольный флот».

В 1970-х годах ледокол «Пересвет» был разукомплектован и закончил свои дни на Дальнем Востоке в качестве артиллерийской мишени…

Так что же это за рэк? Какое имя носил корабль? Название рэка зачастую установить очень сложно. Места, где наносятся имя или номер корабля, могут быть труднодоступны. Различные предметы с именем судна попросту утеряны. Найти название корабля также могут помочь таблички, установленные на разных судовых механизмах. И если посчастливится найти табличку с названием фирмы, серийным номером агрегата, то дальше – дело техники, усидчивости и переговоров с архивом узнать, на какой конкретно корабль был судовой механизм установлен.

Именно такую табличку мы нашли на ледоколе. На вентиляционной системе была обнаружена табличка с характеристиками механизмов и четким указанием того, что данный агрегат был спроектирован в Амстердаме. Зачастую к разгадке приводят самые незначительные мелочи. Нам бросился в глаза унитаз. Дело в том, что перегородки разрушились, и то что раньше было внутри, открылось взору исследователей. При внимательном осмотре была обнаружена интересная вещь: унитаз был датирован 1942 годом, изготовитель — фирма – «Сфинкс». И что самое интересное – надпись на английском языке “Made in Holland” («Сделано в Голландии»). Нам предстояло написать запросы в архивы Морского музея в Голландии и надеяться, что в их фондах и запасниках есть информация об интересующем нас объекте.

Во время рассылки запросов и ожидания ответов из музеев и архивов, поиска информации в документах и записях тех лет, мы продолжали круглогодичные погружения на ледокол для исследований. Дело в том, что размеры «Кастора» – 90 метров в длину и 21 метр в ширину. А наш ледокол после замеров оказался на 12 метров короче (всего лишь 78 метров) и на 2 метра уже (без малого 19 метров).

Ответ специалистов Морского музея Роттердама подтвердил, что в Голландии на верфи “PSmithJr.” («Пи Смит Джуниор») действительно по заказу Третьего рейха в 1943 году был построен ледокол. Новому судну было присвоено имя «Поллукс».

Однако установить контакт с судоверфью, построившей ледокол, для изучения документов оказалось невозможно. В 1987 году судоверфь “PSmithJr.” обанкротилась, и все документы были переданы в архив.

Теперь наш путь лежал в Государственный архив Нидерландов. Перебирая многочисленные папки с документами, картами и чертежами, мы все глубже погружались в историю погибшего корабля. В конце 1930-х годов Советская Россия заказывает на судоверфи PSmith Jr. постройку ледокола. Но из-за начавшейся Второй мировой войны корабль достроен не был, а судоверфи перешли под управление Германии. На недостроенный корабль обратили внимание немцы. В архиве мы находим переписку руководства вермахта и судоверфи, в которой обоснована экономическая выгода достройки данного ледокола, а не закладка нового, как планировалось ранее. Ведь у «Кастора» должен был быть «брат-близнец»… Но если в древнегреческой мифологии братья Кастор и Поллукс все-таки были вместе, то тут судьба распорядилась по-другому. Вермахт подписывает с голландской судоверфью все необходимые контракты, и у ледокола «Кастор» появляется «брат» «Поллукс», однако совсем не похожий на него… Передача спущенного на воду ледокола военно-морскому флоту Германии произошла 18 декабря 1943 г. Затем судно было переведено в Киль, где на верфи ВМС на нем было установлено вооружение. Вступившему в строй только в конце 1944 г. ледоколу “Pollux” оставалось просуществовать считанные месяцы.

Таким образом мы получили однозначное подтверждение, что ледокол «Поллукс» все-таки был построен в Нидерландах, хотя большинство военных историков в своих трудах утверждали, что «Поллукс» либо не был построен вообще, либо построен, спущен на воду, погиб в бою, а после окончания войны был поднят и завершил службу в советском флоте.

При активной поддержке музея Мирового океана в Калининграде был направлен запрос в Центральный военно-морской архив. Ответ из архива был однозначен: «В списках кораблей, поднятых силами ВМФ, данный корабль не значится»… Также мы получаем ответ из архива Балтийского флота: «Архив сведениями о подъеме корабля не располагает»…

За два года поисков мы не только смогли достаточно хорошо изучить рэк, установить контакты и начать плодотворное сотрудничество с архивами и музеями России и Европы. Мы смогли практически воссоздать картину последнего похода корабля и постарались восстановить его внешний вид на момент гибели…

Мы провели визуальное сравнение сохранившихся характерных элементов рэка с имеющимися архивными данными. По имеющимся документам, это судно получило повреждение от мины, выставленной советской подводной лодкой Л-3. Ледокол не дошел до морских ворот Пиллау (Балтийска) всего лишь 3,5 мили, скорее всего подорвавшись на мине в ночь на 8 февраля 1945 г. Вероятно, он следовал в Пиллау для ремонта или технического осмотра на судоремонтном заводе «Шихау» (нынешний судоремонтный завод «Янтарь»).

Поставить окончательную точку в этой истории нам помог немецкий Военно-морской музей. Наши коллеги из Германии в феврале 2010 года по предоставленным нами документам и собранным материалам дали однозначное заключение: найденный нами объект – это ледокол «Поллукс». Вместе с подтверждением имени корабля нам была выслана единственная уцелевшая фотография «Поллукса».

Итак, историческая правда установлена. Дело ледокола «Поллукс» можно сдавать в архив, справочники можно переписывать. А наши исследования на Балтике продолжаются.

Об этой интересной исследовательской работе мы с Денисом Кортугой сняли фильм «Имя на борту». Его успешная премьера и встречи авторского коллектива со зрителями прошли 23 января 2011 г. в Музее Мирового океана в Калининграде и 26 января 2011 г. в дайв-клубе «Акванавт» в Москве. А в этом году фильм уже стал призером фестивалей «Серебряная акула» в Киеве и «Аквафильм» в Санкт-Петербурге.

Castor:
• тоннаж: 5150 т
• длина: 90 м
• ширина: 21 м
• высота: 10,30 м
• осадка: 6,80 м
• винты: 2 – в корме, 1 – на носу
• скорость: 15 узлов

Pollux:
• тоннаж: 4500 т
• длина: 78,45 м
• ширина: 18,90 м
• высота: 7 м
• осадка: 6,80 м
• винты: 2 – в корме
• скорость: 13 узлов

Поделиться