Это было 67 лет назад. Италия, как и многие европейские страны, готовилась к войне. В мае 1940 г. на «Умбрию», водоизмещение которой составляло 10 000 тонн, было загружено около 360 000 бомб, 60 ящиков с детонаторами, другая амуниция общим весом 8 600 тонн. Смертоносный груз направлялся в Эритрею, итальянскую колонию в Восточной Африке.
С этим грузом 29 мая 1940 года «Умбрия» вышла из Мессины и взяла курс на Порт-Саид. Кораблю суждено было стать самой первой потерей Италии во Второй мировой войне. Судно было построено и спущено на воду в Гамбурге 30 декабря 1911 года и носило название «BahiaBlanсa». Оно было сконструировано как грузопассажирское и могло вместить до 9 000 тонн грузов и около 2 000 пассажиров. До 1935 года, когда оно было куплено Италией и переоборудовано под военные нужды, «BahiaBlanсa» успешно работала на морских маршрутах из Европы в Америку и в Индию. Тогда же в 1935 года корабль и переименовали в «Умбрию» в честь итальянской провинции.
На тот момент, когда корабль прибыл к входу в Суэцкий канал, который контролировался англичанами, вопрос о вступлении Италии в войну был практически решен, и официальное заявление ожидалось со дня на день. Но формально страна считалась нейтральной и все, что мог сделать британский королевский флот – это конвоировать «Умбрию» по Суэцкому каналу и не допустить, чтобы смертоносный груз достался противнику.
В день объявления о вступлении Италии в войну британцы планировали захватить «Умбрию» вместе с ее грузом, поэтому 9 июня 1940 года они вынудили корабль бросить якорь вблизи Порт-Судана и высадили на него смотровую команду из 20 моряков. Рано утром 10 июня 1940 года капитан «Умбрии» Лоренцо Мусан, слушавший по радио новости, раньше англичан узнает о том, что Италия объявила о вступлении в войну на стороне Германии. Зная, какая участь ожидает его корабль, он отвлекает внимание англичан и отдает приказ открыть кингстоны, и на глазах теперь уже вероятного противника, «Умбрия», не спустив флага и не сдавшись, уходит на дно в районе рифа Уингейт, унося с собой на дно весь смертоносный груз. По слухам, за эти действия весь экипаж корабля провел шесть лет в британских лагерях для военнопленных.
Гибель корабля, начиненного бомбами, не на шутку взволновала жителей Порт-Судана. Страхи имели серьезные основания. Вызванные после войны британские саперы подтвердили, что в случае взрыва половина города могла быть стерта с лица земли. В наши дни эта угроза полностью не исчезла, в связи с чем погружения на корабль были сначала запрещены. Первым гражданским лицом, погрузившимся в 1949 году на «Умбрию», стал известный подводный исследователь, фотограф и кинооператор австриец Ганс Хасс. Тогда же он сделал первые подводные кинокадры погибшего корабля, который в своих книгах он затем назвал «лучшим рэком мира». Хасс через 30 лет, в 1979 году, снова организовал экспедицию на «Умбрию» – она осталась запечатленной на сотнях метров кинопленки в его фильме «Монстр».
НАШЕ ПОГРУЖЕНИЕ
И вот, спустя 67 лет, мы швартуемся у этого гигантского рэка. Под нами действительно лежит монстр длиною 155 и шириною 18 метров. Заканчивается наше 6-дневное сафари на корабле «DonQuesto» по суданским рифам.
Судан, куда европейцы из-за политической нестабильности практически не ездят, своей нетронутой туризмом девственностью притягивает настоящих искателей приключений, к которым, несомненно, относятся и дайверы. Подводный мир Судана девственно красив и нетронут. Мягкие кораллы всех цветов и размеров соседствуют с древовидными собратьями, среди которых поселились сотни видов рифовых рыб. Животный мир абсолютно не пуган: огромные стаи барракуд и тунцов, которые закручиваются в свои волшебные спирали, гигантские шишколобые рыбы-попугаи, крупные серые рифовые акулы, полутораметровые барракуды-одиночки, патрулирующие свою территорию. А на десерт – стаи хаммерхэдов, иногда до 50 особей! Эпитет «рыбий суп» для этих мест явно бедноват…
НЕТРОНУТАЯ КРАСОТА
Признаюсь честно, я не люблю затонувшие корабли. Практически все они – груда металла, изъеденная ржавчиной и разрушенная временем, или, что еще хуже, братская могила десятков и сотен людей. Но это не относится к «Умбрии». Это изумительно фотогеничный и красивый объект, и погружаться на него хочется вновь и вновь!
Часть мостика и шлюпбалки находятся прямо у поверхности воды, что позволяет делать замечательные снимки объекта, пронизанного солнечными лучами. Так как корабль был затоплен в защищенной от волн и течений гавани, то состояние и внешний вид его достаточно хорошие.
«Умбрия» лежит на глубине 30–36 метров с креном на левый борт, а шлюпбалки правого борта выглядывают из воды и служат хорошим ориентиром при планировании погружений. Изучение корабля решено было начать с кормы, сохранность которой выше всяких похвал. Даже поручни и кнехты остались на своих местах и предоставляют фотографу огромное разнообразие подводных сцен. Все зависит только от замыслов, возникающих в голове у автора. После осмотра и изучения кормы плавно перешли к винтам. Один из них находится глубоко в песке, зато второй во всей своей красе предстал перед нами.
Осмотрев его и сделав несколько снимков напарника на фоне винта, мы перешли к исследованию корабельных трюмов. Отмечу, что все части корабля легко доступны для проникновения. В первом и втором трюмах находятся бомбы и детонаторы. Посланцы из военного прошлого лежат вдоль переборок бесконечными плотными рядами и покрыты слоем отложений. Когда заплываешь в этот пороховой погреб, то поражаешься их количеству. Ловишь себя на мысли о том, что было бы, если бы они сдетонировали.
В другом трюме мы обнаружили целую груду мешков с цементом и покрышки. Рядом расположен небольшой автопарк, состоящий из трех автомобилей Fiat-1100 Lunga, также покрытых слоем осадков, но все еще в превосходном состоянии. На некоторых машинах сохранились даже стекла, фары и хромированные детали! Совет фотографам: постарайтесь пробраться к машинам первыми или договоритесь с товарищами, чтобы они набрались терпения и подождали, пока вы сделаете снимки. Любой неосторожный взмах ласты надолго поднимет муть и испортит вам прекрасные кадры. Вообще для подводных фотографов здесь сохранились десятки уникальных предметов, начиная от штабелей винных бутылок до печи для приготовления пиццы.
Очень красиво смотрятся обросшие кораллами шлюпбалки и якорные цепи, уходящие в глубину. Я сделал несколько снимков дайвера на фоне корабельного носа и отданных якорных цепей. Сразу стали видны мощь и размер «Умбрии», красивые обводы которой четко выделяются на переднем плане на фоне воды и плавно исчезают с увеличением расстояния. И, наконец, самые красивые места на «Умбрии» – это верхние помещения, мостик и рубка.
Они достаточно близко расположены к поверхности воды, что позволяет лучам солнца проникать внутрь и создавать удивительную игру теней и света. Впервые заглянув в одно из помещений, я замер от восторга и долго любовался нетронутой красотой погибшего корабля, не решаясь двигаться дальше. В полумраке помещения сквозь иллюминаторы и отверстия, как кинжалы, пронзали полумрак солнечные лучи, создавая нереальные образы. Вода была настолько прозрачна, что, казалось, ее не существовало!
После первого погружения все были настолько очарованы увиденным, что было решено остаться на «Умбрии» на весь день, а вечером сделать еще и ночное погружение.
СОВЕТ ВОСХИЩЕННОГО
Фотографам, планирующим погрузиться на «Умбрию», хотелось бы посоветовать взять с собой объектив «рыбий глаз» или, на худой конец, любой широкоугольник, карточку с объемом памяти не менее 1 Гб и снимать, снимать, снимать, не жалея кадров, с разных дистанций и ракурсов, со вспышкой и без. Когда вы посмотрите свои работы, то еще раз убедитесь, что рэк «Умбрия» заслуженно находится в списке самых красивых затонувших кораблей.