![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002514_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002515_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002516_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002517_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002518_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002519_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002520_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002521_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002509_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002510_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002511_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
![Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб Изображение «Умбрия» и её 360 000 бомб](https://pglubina.ru/content/images/thumbs/0002512_umbri-i-e-360000-bomb_300.jpeg)
Это было 67 лет назад. Италия, как и многие европейские страны, готовилась к войне. В мае 1940 г. на «Умбрию», водоизмещение которой составляло 10 000 тонн, было загружено около 360 000 бомб, 60 ящиков с детонаторами, другая амуниция общим весом 8 600 тонн. Смертоносный груз направлялся в Эритрею, итальянскую колонию в Восточной Африке.
С этим грузом 29 мая 1940 года «Умбрия» вышла из Мессины и взяла курс на Порт-Саид. Кораблю суждено было стать самой первой потерей Италии во Второй мировой войне. Судно было построено и спущено на воду в Гамбурге 30 декабря 1911 года и носило название «BahiaBlanсa». Оно было сконструировано как грузопассажирское и могло вместить до 9 000 тонн грузов и около 2 000 пассажиров. До 1935 года, когда оно было куплено Италией и переоборудовано под военные нужды, «BahiaBlanсa» успешно работала на морских маршрутах из Европы в Америку и в Индию. Тогда же в 1935 года корабль и переименовали в «Умбрию» в честь итальянской провинции.
На тот момент, когда корабль прибыл к входу в Суэцкий канал, который контролировался англичанами, вопрос о вступлении Италии в войну был практически решен, и официальное заявление ожидалось со дня на день. Но формально страна считалась нейтральной и все, что мог сделать британский королевский флот – это конвоировать «Умбрию» по Суэцкому каналу и не допустить, чтобы смертоносный груз достался противнику.
В день объявления о вступлении Италии в войну британцы планировали захватить «Умбрию» вместе с ее грузом, поэтому 9 июня 1940 года они вынудили корабль бросить якорь вблизи Порт-Судана и высадили на него смотровую команду из 20 моряков. Рано утром 10 июня 1940 года капитан «Умбрии» Лоренцо Мусан, слушавший по радио новости, раньше англичан узнает о том, что Италия объявила о вступлении в войну на стороне Германии. Зная, какая участь ожидает его корабль, он отвлекает внимание англичан и отдает приказ открыть кингстоны, и на глазах теперь уже вероятного противника, «Умбрия», не спустив флага и не сдавшись, уходит на дно в районе рифа Уингейт, унося с собой на дно весь смертоносный груз. По слухам, за эти действия весь экипаж корабля провел шесть лет в британских лагерях для военнопленных.
Гибель корабля, начиненного бомбами, не на шутку взволновала жителей Порт-Судана. Страхи имели серьезные основания. Вызванные после войны британские саперы подтвердили, что в случае взрыва половина города могла быть стерта с лица земли. В наши дни эта угроза полностью не исчезла, в связи с чем погружения на корабль были сначала запрещены. Первым гражданским лицом, погрузившимся в 1949 году на «Умбрию», стал известный подводный исследователь, фотограф и кинооператор австриец Ганс Хасс. Тогда же он сделал первые подводные кинокадры погибшего корабля, который в своих книгах он затем назвал «лучшим рэком мира». Хасс через 30 лет, в 1979 году, снова организовал экспедицию на «Умбрию» – она осталась запечатленной на сотнях метров кинопленки в его фильме «Монстр».
НАШЕ ПОГРУЖЕНИЕ
И вот, спустя 67 лет, мы швартуемся у этого гигантского рэка. Под нами действительно лежит монстр длиною 155 и шириною 18 метров. Заканчивается наше 6-дневное сафари на корабле «DonQuesto» по суданским рифам.
![](https://pglubina.ru/content/images/uploaded/Don%20Questo.jpg)
Судан, куда европейцы из-за политической нестабильности практически не ездят, своей нетронутой туризмом девственностью притягивает настоящих искателей приключений, к которым, несомненно, относятся и дайверы. Подводный мир Судана девственно красив и нетронут. Мягкие кораллы всех цветов и размеров соседствуют с древовидными собратьями, среди которых поселились сотни видов рифовых рыб. Животный мир абсолютно не пуган: огромные стаи барракуд и тунцов, которые закручиваются в свои волшебные спирали, гигантские шишколобые рыбы-попугаи, крупные серые рифовые акулы, полутораметровые барракуды-одиночки, патрулирующие свою территорию. А на десерт – стаи хаммерхэдов, иногда до 50 особей! Эпитет «рыбий суп» для этих мест явно бедноват…
![](https://pglubina.ru/content/images/uploaded/riybiy.jpg)
НЕТРОНУТАЯ КРАСОТА
Признаюсь честно, я не люблю затонувшие корабли. Практически все они – груда металла, изъеденная ржавчиной и разрушенная временем, или, что еще хуже, братская могила десятков и сотен людей. Но это не относится к «Умбрии». Это изумительно фотогеничный и красивый объект, и погружаться на него хочется вновь и вновь!
![](https://pglubina.ru/content/images/uploaded/Karta.jpg)
Часть мостика и шлюпбалки находятся прямо у поверхности воды, что позволяет делать замечательные снимки объекта, пронизанного солнечными лучами. Так как корабль был затоплен в защищенной от волн и течений гавани, то состояние и внешний вид его достаточно хорошие.
![](https://pglubina.ru/content/images/uploaded/photo%20v%20solnechniy%20luchax.jpg)
«Умбрия» лежит на глубине 30–36 метров с креном на левый борт, а шлюпбалки правого борта выглядывают из воды и служат хорошим ориентиром при планировании погружений. Изучение корабля решено было начать с кормы, сохранность которой выше всяких похвал. Даже поручни и кнехты остались на своих местах и предоставляют фотографу огромное разнообразие подводных сцен. Все зависит только от замыслов, возникающих в голове у автора. После осмотра и изучения кормы плавно перешли к винтам. Один из них находится глубоко в песке, зато второй во всей своей красе предстал перед нами.
![](https://pglubina.ru/content/images/uploaded/vint.jpg)
Осмотрев его и сделав несколько снимков напарника на фоне винта, мы перешли к исследованию корабельных трюмов. Отмечу, что все части корабля легко доступны для проникновения. В первом и втором трюмах находятся бомбы и детонаторы. Посланцы из военного прошлого лежат вдоль переборок бесконечными плотными рядами и покрыты слоем отложений. Когда заплываешь в этот пороховой погреб, то поражаешься их количеству. Ловишь себя на мысли о том, что было бы, если бы они сдетонировали.
![](https://pglubina.ru/content/images/uploaded/photo%20bomb.jpg)
В другом трюме мы обнаружили целую груду мешков с цементом и покрышки. Рядом расположен небольшой автопарк, состоящий из трех автомобилей Fiat-1100 Lunga, также покрытых слоем осадков, но все еще в превосходном состоянии. На некоторых машинах сохранились даже стекла, фары и хромированные детали! Совет фотографам: постарайтесь пробраться к машинам первыми или договоритесь с товарищами, чтобы они набрались терпения и подождали, пока вы сделаете снимки. Любой неосторожный взмах ласты надолго поднимет муть и испортит вам прекрасные кадры. Вообще для подводных фотографов здесь сохранились десятки уникальных предметов, начиная от штабелей винных бутылок до печи для приготовления пиццы.
Очень красиво смотрятся обросшие кораллами шлюпбалки и якорные цепи, уходящие в глубину. Я сделал несколько снимков дайвера на фоне корабельного носа и отданных якорных цепей. Сразу стали видны мощь и размер «Умбрии», красивые обводы которой четко выделяются на переднем плане на фоне воды и плавно исчезают с увеличением расстояния. И, наконец, самые красивые места на «Умбрии» – это верхние помещения, мостик и рубка.
![](https://pglubina.ru/content/images/uploaded/photo%20mostik%20i%20rubka.jpg)
Они достаточно близко расположены к поверхности воды, что позволяет лучам солнца проникать внутрь и создавать удивительную игру теней и света. Впервые заглянув в одно из помещений, я замер от восторга и долго любовался нетронутой красотой погибшего корабля, не решаясь двигаться дальше. В полумраке помещения сквозь иллюминаторы и отверстия, как кинжалы, пронзали полумрак солнечные лучи, создавая нереальные образы. Вода была настолько прозрачна, что, казалось, ее не существовало!
![](https://pglubina.ru/content/images/uploaded/photo%201.jpg)
После первого погружения все были настолько очарованы увиденным, что было решено остаться на «Умбрии» на весь день, а вечером сделать еще и ночное погружение.
СОВЕТ ВОСХИЩЕННОГО
Фотографам, планирующим погрузиться на «Умбрию», хотелось бы посоветовать взять с собой объектив «рыбий глаз» или, на худой конец, любой широкоугольник, карточку с объемом памяти не менее 1 Гб и снимать, снимать, снимать, не жалея кадров, с разных дистанций и ракурсов, со вспышкой и без. Когда вы посмотрите свои работы, то еще раз убедитесь, что рэк «Умбрия» заслуженно находится в списке самых красивых затонувших кораблей.